Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

100%-ная фильтрация – залог чистоты масла

Называя так статью, мы не открываем Америки. Да, двигателю внутреннего сгорания необходимо чистое масло — это аксиома. На грязном масле он долго не проработает. Но как обес­печить необходимую чистоту? Вот об этом и поговорим, выделяя наиболее важные, на наш взгляд, положения.

Масло при работе двигателя загрязняется постоянно. В нем накапливаются неорганические и органические примеси. К первым, неорганическим, относится пыль (просочившаяся, в частности, через воздушный фильтр) и продукты износа самого мотора. И то и другое является сильнейшим абразивом — особенно кварцевая пыль.

Добавим сюда технологическую грязь, оставшуюся в блоке после заводской сборки или капитального ремонта. А еще — стружку, что тоже не редкость в моторах. Сказать, что этот мусор не подарок, значит ничего не сказать. Перемалываясь в двигателе, будто в мельничных жерновах, стружка измельчается и внедряется в прецизионные пары трения, оставляя борозды на поверхностях вкладышей, шейках коленчатого и распределительного валов, на зеркале цилиндров. Поездил-поездил, и здравствуй, капремонт... с новой порцией стружки!

Ко второй, органической группе загрязнений относятся продукты неполного сгорания топлива, продукты термического разложения, окисления и полимеризации масла и того же топлива, соединения серы и т.д. Все это тоже влияет на износ за счет срабатывания композиции присадок (в том числе противоизносных), ухудшения смазывающих свойств масла и уменьшения прочности масляной пленки.

Казалось бы, что за беда? Бороться с абразивом призван масляный фильтр. Его штора соберет механические частицы и активную органику, вот и будет масло чистым.

На первый взгляд, так оно и есть. Но только на первый. Дело в том, что обычный масляный фильтр систематически пропускает грязное масло назад в двигатель. Это происходит при каждом открытии перепускного клапана, вызванного повышением давления в системе смазки.

Судите сами. Холодный пуск двигателя — клапан открылся. Это происходит даже летом по нескольку раз в сутки, после каждой остановки, когда масло остывает и становится более вязким. Оно будет циркулировать по системе, не очищаясь до прогрева мотора.

Еще пример: водитель газанул при обгоне, давление возросло — клапан открылся. Такое случается и 10, и 20 раз на дню. И еще один пример, главный: когда фильтрующая штора забилась и потеряла способность очищать масло, клапан открывается и уже не закрывается при работающем моторе до замены масла и фильтра. А водитель, не зная, что штора засорилась, ездит на грязном масле и «парализованном» фильтре.

Во всех перечисленных случаях неочищенное масло идет «на проход» в мотор, неся с собой и абразив, и ядовитую органику. Такой вот получается замкнутый, точнее — «абразивный круг» внутри мотора.

Можно ли вырваться из этого круга? Да, можно. Но сначала вспомним историю того самого обычного масляного фильтра с перепускным и антидренажным клапанами. Он появился на свет еще в 20-х годах прошлого века — т.е. 90 лет назад! Тогда и моторы были другие, и масла. А ресурс двигателя в сравнении с нынешними требованиями выглядел просто смехотворно.

Что мы имеем сегодня? Быстро­ходные прецизионные двигатели, сни­маю­щие с минимального объема почти фантастическую мощность. Современные синтетические и гидрокрекинговые масла, способные обеспечивать межсервисные пробеги до 50 тыс. км и более. А масляный фильтр остался прежним — из эпохи немого кинематографа. Спору нет, сегодня у него прочный корпус и штора из новейшей фильтровальной бумаги, но принцип работы все тот же: клапан закрыт — фильтрую; клапан открыт — гоню в двигатель неочищенное масло.

Разрезанный фильтр «КОЛАН» с извлеченной шторой. Внутри обнаруживается стружка, которая не возвращается в двигатель
Разрезанный фильтр «КОЛАН» с извлеченной шторой. Внутри обнаруживается стружка, которая не возвращается в двигатель

Есть ли выход из этой ситуации? К сведению автомобилистов: полтавская фирма «КОЛАН» еще двадцать лет назад начала разрабатывать инновационные технологии фильтрации. Одна из них такова: в корпус фильтра перед перепускным клапаном устанавливается фильтрующий элемент грубой очистки для фильтрации холодного масла с повышенной вязкостью. И когда клапан открыт, масло благодаря этому элементу продолжает очищаться. Кстати, это хорошо видно на приведенной схеме — при открытом перепускном клапане маслу просто некуда деться, кроме как пройти через дополнительный элемент.

Преимущества полтавской конструкции налицо. Вредная для масла абразивная масса и химически активная грязь попадает в фильтр один раз, а потом уже не выходит из него — получается «система ниппель». Кстати, фильтр «КОЛАН» незаменим при обкатке двигателя, когда новые детали прирабатываются. А при засорении обоих фильтрующих элементов полтавское изделие даст сигнал водителю миганием лампы аварийного давления масла: пора менять фильтр!

Еще одно важное замечание. Если в дорогом элитном масле находится абразив, то двигатель «съест» себя изнутри, и никакие «новейшие формулы» масла его не спасут. А при 100%-ной фильтрации все режимы смазки будут надежно обеспечены. Это увеличивает ресурс двигателя в 2–3 раза и сокращает количество капитальных ремонтов — а один такой ремонт может обойтись от 30 тыс. руб. и выше.

Таким образом, масляный фильтр «КОЛАН» с защитой перепускного клапана сохраняет не только двигатель, но и само масло. Иными словами, расширяет возможности бюджетных смазочных материалов, увеличивая их ресурс. И это тоже аргумент при выборе масла и фильтра для сохранения здоровья двигателя. Ведь даже супердорогое масло ничего не стоит без надежной очистки.

  • Юрий Буцкий
  • Владимир Волков, канд. техн. наук, эксперт Системы сертификации ГОСТ Р

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены