Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автомобильные взаимоотношения. Ошибки дилеров

Автомобильные взаимоотношения. Ошибки дилеров

Продолжаем публикации, посвященные юридическим аспектам взаимоотношений участников автомобильного рынка. Сегодняшний разговор пойдет о том, как срок проявления недостатка автомобиля влияет на его дальнейшую судьбу и как это происходит. Говорить будем с известным читателям большим профессионалом в своем деле – юристом Сергеем Барышевым.

Редакция журнала «АБС-Авто» (АБС): Сергей, расскажите, пожалуйста, на что и как может повлиять срок проявления недостатка в автомобиле?

– Сегодня мы остановимся на вопросе, который касается сроков возникновения недостатка в автомобиле, а точнее, на юридических последствиях даты возникновения недостатка.

АБС: Есть ли разница в том, когда в автомобиле возникнет недостаток, с точки зрения правовых последствий для дилера? Или важнее причина его появления?

– Причина возникновения недостатка (производственная, эксплуатационная, действия третьих лиц, или иная причина), безусловно, важна. Однако не стоит пренебрегать и временем его (недостатка) возникновения. Если исходить из того, что проявившийся недостаток является производственным, то для удобства я бы условно разделил возможное время его проявления на три периода.

I. Первый период – 15 дней с момента передачи потребителю автомобиля. Я бы назвал его самым «опасным». В течение этого периода в отношении технически сложного товара (к которым относятся автомобили) потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. Или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, либо возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Также, потребителю в течение показанного срока при появлении недостатка дается право отказаться от исполнения договора купли-продажи и претендовать на возврат уплаченной суммы за такой товар. Либо, предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели), или на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Таким образом, независимо от того, насколько критичным является недостаток (треснуло зеркало или вышел из строя двигатель), последствия будут одинаковы, но лишь в том случае, когда проявившийся дефект является производственным, а не эксплуатационным.

II. Второй период – гарантийный срок, установленный на автомобиль.

АБС: А если такой срок не установлен?

– В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок. Он (разумный срок) находится в пределах двух лет со дня передачи товара (в нашем случае: автомобиль) потребителю. При условии, что договором не установлены более длительные сроки.

Что же касается гарантийного срока, то указанные выше требования потребитель вправе предъявить уже в одном из следующих случаев:

– обнаружение существенного недостатка товара;

– нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара;

– невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

АБС: А как определить, является ли недостаток существенным?

– В общем определении существенного недостатка, которое дано в преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Однако следует отметить, что в свете разъяснений Верховного суда РФ данное определение является слишком общим и порождает еще больше вопросов, а потому требует отдельной статьи для пояснений.

АБС: Какие сроки устанавливает закон для устранения недостатка?

– Закон гласит, что если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. При этом срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

III. Наконец, третий период – это возникновение недостатка, установленного на автомобиль по окончании гарантийного срока.

– Права потребителя (в том числе и способ их реализации) в указанный период ограничены и определены в отдельной норме закона.

В случае выявления в автомобиле существенных недостатков в этот период потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) уже лишь требование о безвозмездном устранении таких недостатков. При этом важным обстоятельством является то, что в этот период бремя доказывания причин возникновения недостатка лежит уже на потребителе.

Предъявлять иные предусмотренные в законе требования, в том числе требование о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств, потребитель вправе только в случаях, когда законное требование о безвозмездном устранении недостатка товара не было удовлетворено в течение 20 дней. Либо в случае, когда выявленный недостаток является неустранимым.

Знание своих обязанностей и прав оппонента, в зависимости от периода взаимоотношений, может существенно облегчить процесс взаимодействия и уберечь стороны от судебных процессов.

Желаю удачи всем читателям!

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены