Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автопилот для афтемаркета

Автопилот для афтемаркета

Мы привыкли к тому, что афтемаркет обычно выступает в роли догоняющего. Однако иногда случается так, что наверстывать упущенное приходится именитым компаниям. Об этом свидетельствует опыт калифорнийской фирмы, разработавшей роботизированную систему управления машиной. За 10 тыс. долл. обычное транспортное средство превращается в автономный автомобиль.

Количество автономных автомобилей на дорогах Калифорнии в июне почти удвоилось Так, 77 транспортных средств от восьми производителей получили разрешение пройти тесты на дорогах общего пользования.

Для сравнения, в мае количество машин с автопилотом составляло всего 48 штук, включая два транспортных средства, переоборудованных из обычных моделей. Эти автомобили заслуживают более пристального внимания. Дело в том, что компания – производитель оборудования обещает с помощью своего продукта оснастить автопилотом большинство современных автомобилей.

Речь идет об устройстве, разработанном фирмой Cruise Automation из Кремниевой долины. Компания еще год назад заявила о готовности вывести на рынок автопилот для шоссе RP‑1 Highway Autopilot. Потенциальному покупателю комплект обойдется примерно в 10 тыс. долл.

Как следует из названия, продукт предназначен для использования на шоссе. Автопилот, по заверению производителя, сможет следить за соблюдением рядности движения, засекать находящихся поблизости других участников движения и избегать аварийных ситуаций.

Найти свою полосу

Основные части автопилота – установленный на крыше радар, который работает в миллиметровом диапазоне, а также стереокамеры, GPS, инерционные датчики и компьютер. Стоит отметить, что в отличие от автономных автомобилей Google здесь не используется лидар.

Система контролирует руль, педали газа и тормоза; мозг устройства, компьютер, размещается в багажнике. Для активации RP‑1 необходимо выехать на шоссе, занять понравившуюся полосу и нажать на кнопку. Хотя компания и получила разрешение на эксперименты лишь с двумя автомобилями, на ее сайте указывается, что за время испытаний транспортные средства наколесили уже тысячи миль по дорогам Калифорнии.

Умные машины могут оставить
города без доходов
Умные машины могут оставить города без доходов

Наблюдатели отмечают, что появление на рынке постгарантийных услуг нового устройства способно приблизить эру автономных машин. Конечно, потребуются соответствующие разрешения. Однако в отличие от более крупных компаний Cruise Automation не придется проводить краш-тесты и получать разрешение на эксплуатацию автомобиля целиком. Поэтому и вывести на рынок продукт можно будет быстрее.

Кроме того, сумма в 10 тыс. долл. наверняка намного меньше той, что придется выложить за новую машину от Google или Tesla. Последняя анонсировала опцию автономного вождения для своего новой модели. Стоить машина будет около 70 тыс. долл.

Автомобили Google оказались почти безаварийными
Автомобили Google оказались почти безаварийными

Калифорнийская компания же при разработке RP‑1 использовала доступное недорогое оборудование, такое как графические процессоры для обработки изображений пространства перед автомобилем.

Дьявол в деталях

Хотя начинание выглядит многообещающим, специалисты отраслевого института Institute of Electrical and Electronics Engineers указывают на ряд признаков, по которым можно судить о том, что систем еще далека от совершенства.

Так, они обнаружили в одном из объявлений компании о вакансии на место специалиста по компьютерному зрению информацию о том, что работать придется над повышением надежности системы в условиях меняющегося освещения и тени. Кроме того, вакансия предполагает разработку новых методов использования элементов изображения и данных о маршруте для повышения точности позиционирования.

Также Cruise Automation обещала сделать продукт доступным уже в начале 2015 года, однако пока ей удалось добиться лишь разрешений на проведение испытания системы на дорогах общего пользования. Предполагалось, что автопилот будет установлен на Audi A4 и Audi S4. Пока же в компании не уточняют, когда стартуют свободные продажи и можно ли будет установить систему на другие модели.

Устройство и принцип работы

В то же время определенный интерес к RP‑1 присутствует. На своем сайте компания приводит ответы на наиболее часто задаваемые относительно системы вопросы потребителей.

RP‑1 предназначен для установки на автомобили Audi A4 или S4 не старше 2012 года выпуска. Эксплуатировать транспортное средство можно на большинстве шоссе Калифорнии. При этом в дальнейшем планируется обучить систему работе и на других дорогах.

Ранее компания принимала заказы на первые 50 автомобилей с автопилотом. Судя по тому, что теперь потенциальным клиентам предлагается записываться в лист ожидания, полсотни человек уже решились попробовать новинку, и она будет пользоваться спросом.

Автопилот для Tesla появится только через несколько лет
Автопилот для Tesla появится только через несколько лет

На сайте также указывается, что система специально собирается из компонентов, которые уже применяются на других транспортных средствах. Это позволяет сохранять стоимость RP‑1 на уровне 10 тыс. долл.

Комбинация сенсоров, радара и камер обес­печивают безопасное движение по шоссе. Система засекает препятствия и определяет расстояние до идущей впереди машины, обес­печивая тем самым безопасную дистанцию. Особый акцент компания делает на том, что эксплуатация автономной машины не приведет к проблемам с законом. Cruise Automation обещает соблюсти все требования местного законодательства к моменту отгрузки товара заказчикам.

Интересно, что, несмотря на наличие автопилота, фирма предостерегает от пользования мобильным телефоном за рулем и, в частности, отправки текстовых сообщений. «Вы все равно должны следить за дорогой и находиться в кресле водителя», – предупреждают разработчики. Местные и федеральные законы распространяются и на автономные автомобили.

Отключат удаленно

Клиентам также потребуется обслуживание, периодически программное обеспечение RP‑1 потребуется обновлять. Фирма обещает сделать график посещения сервисного центра максимально удобным для владельца. Примечательно, что в случае возникновения серьезных неполадок автопилот будет отключен удаленно специалистами компании.

Cruise Automation особо подчеркивают, что понимают необходимость заслужить доверие потребителей. Для этого проводятся различные испытания как силами разработчиков, так и сторонними компаниями. На настоящий момент известно, что, если вдруг по какой-то причине RP‑1 не сможет выполнять свои функции, владельцу тотчас же будет отправлены аудио- и видеосообщения о необходимости взять управление транспортным средством на себя. Перед началом работы автопилот проверяет все компоненты системы, при обнаружении ошибок он не запустится.

Audi может стать автономной за 10 тыс. долл
Audi может стать автономной за 10 тыс. долл

Более того, разработчики обещают и защиту от лихачей. Даже если автовладельца «подрежет» другой участник движения, автопилот успеет среагировать, снизив скорость и выбрав безопасную дистанцию. Камеры и радар постоянно получают информацию о дорожной обстановке. К примеру, система фиксирует данные о скорости и направлении движения всех находящихся поблизости транспортных средств, уверяют разработчики.

Стоит отметить, что интерес к технологиям, позволяющим уменьшить роль человека при управлении машиной, остается стабильно высоким. На сегодняшний день те или иные компоненты полностью робототизированного автомобиля применяются многими производителями.

Ждите ответа

Это и системы экстренного торможения, и слежения за появлением пешеходов на неосвещенных участках дороги, и им подобные. В случае с Cruise Automation интересно, насколько современный рынок постгарантийных услуг быстро реагирует на предпочтения автовладельцев.

И это при том что именитые компании обещают автономные автомобили только через несколько лет. Глава распиаренной Tesla Motors Элон Маск пообещал представить автономную модель к 2017 году. При этом автомобиля с полностью роботизированным управлением ждать еще лет пять. Tesla, возможно, соберет такой к 2020 году.

Система заметит лихачей на дороге
Система заметит лихачей на дороге

Отчасти автономной должна стать Model 3 (III), ее продажа анонсирована на 2017-й, а предзаказ – на 2016-й. Компания займется разработкой системы и программного обеспечения, однако датчики и некоторые элементы будут закуплены у сторонних производителей.

Uber интересно

Несмотря на отсутствие на дорогах автономных автомобилей, потребители готовы принять новые технологии. Как сообщает издание Green Car Reports, глава сервиса по поиску такси Uber Трэвис Каланик намерен закупить у Tesla Motors модели с автопилотом, если такие появятся к 2020 году. А, по некоторым данным, через пять лет производитель из Калифорнии собирается выпускать по 500 тыс. авто в год.

Роботизированное управление позволит сократить число такси на улицах Нью-Йорка, при этом никаким образом не повлияет на время подачи машины, считает Каланик.

Пока все говорит о том, автономные автомобили будут востребованы. Правда, некоторые специалисты сомневаются в том, что развитие самоуправляемого транспорта сулит сплошные выгоды. Конечно, роботизированные транспортные средства способны снизить количество ДТП на дорогах.

Согласно отчетности Google, ее тестовые машины накатали уже свыше миллиона миль. По статистике, средний американец проезжает столько за 75 лет. За период испытаний транспортные средства распознали 200 тыс. знаков «стоп», 600 тыс. светофоров и 180 млн других транспортных средств.

Причем по состоянию на июнь 2015 года тестовые машины попали в 12 небольших ДТП. Все несчастные случаи произошли либо в момент, когда водитель брал управление на себя, либо по вине других участников движения.

В устройстве использованы детали, доказавшие свою
надежность
В устройстве использованы детали, доказавшие свою надежность
За один клик клиент сможет как забронировать деталь, так
и вызвать специально обученных людей для ее установки
За один клик клиент сможет как забронировать деталь, так и вызвать специально обученных людей для ее установки
Компьютер прячется в багажнике
Компьютер прячется в багажнике

Головная боль

Применение автономного транспорта способно существенно улучшить экологическую ситуацию. Компьютер выберет наиболее короткий маршрут, что приведет к сокращению пробок и выбросов парниковых газов.

Казалось бы, какие проблемы может вызвать такой транспорт? Тем не менее существует мнение, что пострадают прежде всего местные власти – упадут доходы бюджетов.

Например, в 2014 году власти Лос-Анджелеса собрали 161 млн долл. штрафа за неправильную парковку. А ведь в бюджет поступают также средства и от других нарушений, таких как проезд на запрещающий сигнал светофора или управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Средний город в Калифорнии ежегодно собирает до 40 млн долл. за эвакуацию автомобиля, которые затем распределяются между компаниями-исполнителями.

Сотни миллионов долларов штрафов идут на финансирование транспортной инфраструктуры, школ, оплату работы юристов и госслужащих. Помимо властей новый транспорт может осложнить жизнь таксистам и автомобильным компаниям. Машина обычного автовладельца большую часть суток простаивает. Иногда ею не пользуются по несколько дней. Ведь сервисы типа Uber и Lyft приучили жителей мегаполисов к доступности частного транспорта.

Часть горожан, не совершающих дальних поездок, может вообще отказаться от идеи покупки собственного транспортного средства. Собственно, еще в 2013 году агентство Bloomberg констатировало неутешительный для производителей факт: люди в возрасте 18–34 лет покупают меньше машин по сравнению с родителями.

В качестве причин назывались закредитованность студентов, возросшая цена владения машиной, а также доступность двухколесного и общественного транспорта. Машины с автопилотом вполне способны оказывать услуги перевозки 24 часа в сутки в отличие от частного автопарка.

Появление экологически чистых машин вкупе с автопилотом также снизит поступления от акцизов на газ и бензин в местную казну. Даже «безобидные» для властей технологии грозят финансовыми потерями. После появления мобильного приложения, позволяющего дистанционно оплачивать парковку в Вашингтоне, выручка по данной статье доходов снизилась почти на 6 тыс. долл.

Как бы то ни было, афтемаркет показывает, что легко готов выдавать продукты, на которые есть устойчивый спрос, даже, если устойчивый спрос только прогнозируется. В случае с автопилотом получается, что догоняющими станут не игроки рынка постгарантийного обслуживания, а именитые игроки типа Google и Tesla.

  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены