Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автостекло – что почем?

Автостекло – что почем?

Еще недавно во всем мире стоимость продуктов и услуг в «автостекольном» бизнесе определялась на основании единого документа – прайс-листа Национальных спецификаций автомобильных стекол (NAGS). Именно от цен, указанных в прайс-листе NAGS, устанавливались скидки, применительно к ним рассчитывались повышающие или понижающие коэффициенты. В общем, все «крутилось» вокруг этих цифр. Но в последние годы эта простая система определения цены изменилась – из-за различного подхода к определению цены со стороны дистрибьюторов и производителей. В течение многих лет производители стекол ARG (т.е. на вторичный рынок) определяли цены на продукцию и услуги, исходя из стои­мости товара, постоянных или переменных расходов, а также требуемой прибыли. То есть использовали рекомендуемый производителями прайс-лист, определяли скидки с учетом тенденций местного рынка, добавляли фиксированную ставку установки. Это отражалось в счете-фактуре, выставляемом клиенту, в котором может заключаться прибыль по стеклу и одновременно убытки на установке. А поставщики услуг обычно закладывают основную прибыль в установку (так как это именно то, что они продают), и незначительно увеличивают цену на товары, которые необходимы для выполнения работ. Однако в последнее время промышленность и NAGS предприняли попытку перейти к модели определения цены, отталкиваясь не от стои­мости стекла, а от стоимости его установки. Не всем участникам «автостекольного» рынка эта модель понравилась. Большинство страховых компаний ее приняли, но вот поставщики стекол – нет.

В чем сложности новой системы?

Все эти изменения начались с желания магазинов, торгующих автостеклами, упростить схему определения цен. Однако главной проблемой являлось то, что цены на автостекло не так просто было стандартизировать. Технология производства, договорные обязательства между производителями стекол и автомобилей, а также импорт из офшорных стран делают невозможным создание «единого» прайс-листа – т.е. без исключений из норм определения цены (эти исключения относятся к компонентам «r»). По мере усложнения конструкции стекол увеличивался и список компонентов «r». А именно они и являются проблемой для магазинов автомобильных стекол – их ценообразование отличается от ценообразования NAGS, и для них требуется получение специального разрешения страховых компаний (что, естественно, создает неудобство при страховании). Такие потребности промышленности были поняты NAGS. И был разработан план снижения количества компонентов «r» – с намерением перейти к модели определения цены на основании трудозатрат (проще говоря, стоимости нормочаса). Логика у этого плана была простой и понятной. Каждый профессионал продает свою продукцию как часть своей услуги; механики могут продавать генераторы, аккумуляторы, шины и другие запасные части, электрики – провода. Но основным их продуктом являются квалифицированные услуги специалиста. Таким образом, вместо продажи автомобильных стекол в розницу магазин должен заняться оказанием квалифицированных услуг специалистов при сопутствующей продаже стекол и прочих товаров. При таком подходе к определению цен все стороны, занятые оборотом стекол в качестве запасных частей (поставщики, магазины, страховые компании и потребители), должны были, вроде, поддержать предлагаемые изменения. В феврале 2005 года был опубликован новый план ценообразования NAGS. Прейскурантная цена в прайс-листе была значительно снижена – для компенсирования ставок заработной платы. Страховые компании и потребители приняли новый план, так как средняя стоимость замены изменилась незначительно. Но поставщики стекол поняли, что при таких изменениях сократится их прибыль. Поэтому большинство дистрибьюторов создали собственный прайс-лист с ценами-нетто. А это нанесло урон магазинам розничной торговли: вместо работы с небольшим количеством компонентов «r» они получили большой список таких компонентов. И вместо стандартизированного прайс-листа, включающего все нюансы, они получили разные цены-нетто на каждый компонент от каждого дистрибьютора. Сначала в автостекольном бизнесе царила неразбериха. Но сегодня замешательство, связанное с ценообразованием, несколько успокоилось, и появилась система, приемлемая для всех участников процесса: как говорится, «жизнь заставила». Она, конечно, не полностью совпадает с предложенной NAGS – но розничные торговцы и дистрибьюторы нашли рабочее взаимопонимание. Дистрибьюторы начали размещать прайс-листы на своих сайтах, что позволяет розничным продавцам быстро и беспрепятственно свериться с ценами. Страховые компании в основном приняли предлагаемую NAGS модель определения цены установки. А потребитель не почувствовал никаких изменений.

NAGS International – историческая справка

Организация «Национальные спецификации автомобильных стекол» (NAGS), или NAGS International, расположенная в городе Сан-Диего, Калифорния, была создана в Денвере в 1927 году. Изначально она изготавливала и продавала лекала для резки плоских автомобильных стекол, а присвоенные лекалам номера собирала в своем каталоге. И со временем эти номера стали использоваться производителями автостекол в качестве кодов. После того как плоское автомобильное стекло было заменено на изогнутое, торговля лекалами NAGS пошла на убыль. Но компания продолжила присваивать коды запчастей новым автомобильным стеклам. Производители автостекол продолжили использовать коды NAGS – с ними было работать намного проще, чем с кодами производителей «оригинальных» стекол: те присваивали отдельный код для каждой модели, что приводило к тому, что на складе хранились одинаковые стекла с тремя различными кодами. А вот коды NAGS присваивались стеклянным компонентам без учета характеристик автомобиля. Например, один и тот же код NAGS применялся к Buick Skylark, Pontiac Grand Am и Olds Achieva – так как на указанных моделях устанавливалось одно и то же стекло. В 1950‑х годах был издан калькулятор NAGS для расчета цены компонентов автомобильных стекол (как запчастей), который стал настоящей «библией» ценообразования.

Как читать код NAGS

Код NAGS состоит из двух впереди стоящих букв и номера. Первая буква указывает на автомобиль отечественного (D) производства или иностранного (F) производства. Вторая буква указывает на место установки компонента на автомобиле. Цифровая часть кода NAGS представляет собой последовательный номер, применяемый NAGS. В каталоге код выглядит следующим образом: DD10464-65 Такой код указывает на две стороны автомобиля. Стекло правой дверцы имеет код DD10464, а левой дверцы – DD10465. Последние две цифры заменяются цифрами, указанными через дефис. Код выглядит так всегда при наличии правой и левой стороны. Примечание: в Северной Америке правая сторона автомобиля является пассажирской, а левая – водительской. Так что во избежание путаницы всегда следует указывать «пассажирскую» или «водительскую» стороны, если речь идет о правой или левой стороне.

Документы

На сегодняшний день NAGS издала два основных печатных документа: «Каталог NAGS» и «Калькулятор NAGS». Стоит сказать, что также компанией выпущены и другие справочники: «Руководство по реставрации раритетных моделей», «Раритетные модели 90-х», «Руководство по взаимозаменяемости крепежных деталей» и «Справочное руководство по воздушным подушкам». Также NAGS International подготовила базу данных (применяемую с использованием соответствующего программного обеспечения), которое позволяет автоматически оценить и рассчитать цену стеклянных компонентов с использованием простых инструкций. Эта опция значительно упрощает правильный выбор компонентов. Однако даже сегодня, несмотря на развитие интернет-технологий, основными документами остаются все-таки «Каталог» и «Калькулятор». О «Калькуляторе» мы подробнее поговорим в следующем номере. Сегодня наша тема – «Каталог».

Каталог NAGS

Данные каталога NAGS обновляются дважды в год, весной и осенью. Последняя редакция каталога включает модели автомобилей, выпущенные в течение примерно 10-летнего периода, в зависимости от того, в каком году модель была снята с производства. Необходимо сохранять старые каталоги и справочные руководства для обслуживания клиентов, автомобили которых старше 10 лет. Каталог разделен на две основные части: списки автомобилей и списки пронумерованных компонентов.

Списки марок автомобилей

Существуют две категории автомобилей: отечественного и иностранного производства. На первый взгляд все просто, но некоторые марки автомобилей отечественного производства могут совпадать с марками иностранного производства, по причине того, что они были собраны за границей. Автомобилями отечественного производства считаются автомобили, укомплектованные компонентами отечественного производства более чем на 50%. Автомобили иностранного производства преобладают над автомобилями отечественного производства за счет выпуска различных марок своих автомобилей, в частности автомобиль повышенной комфортности Toyota Lexus, Nissan Infiniti и Honda’s Acura. Часто запасные части и технологии в пределах модельного ряда автомобилей совпадают. Существуют и другие взаимосвязи, основанием для которых являются маркетинговые и коммерческие причины. Созданы совместные предприятия Toyota/Scion, Audi/ VW и BMW/Mini Cooper.

Модель

Если марка представляет собой название определенного производителя, модель является названием или номером определенного автомобиля. Большинство производителей автомобилей стремятся представить как минимум одну модель в каждом классе. Классы представляют классификацию групп похожих автомобилей.

Год выпуска

В прошлом год выпуска автомобиля определялся точно. Год выпуска автомобиля начинался с осени предыдущего года. Автомобиль 1990 года выпуска мог быть изготовлен с осени 1989 года до 1990 года. Тем не менее недавно производители начали пытаться первыми представлять модели нового года. В некоторых случаях, модель 2012 года могла быть внедрена в производство осенью 2010 года. Кроме того, некоторые компании внедряли новые модели каждое полугодие. Такая путаница затрудняет правильное определение требуемых компонентов. Добавив дату изготовления в описание компонентов, NAGS несколько облегчила процедуру определения компонента. Теперь технический специалист или продавец могут определить разницу между компонентами. Дата изготовления автомобиля приведена на дверной стойке со стороны водителя (стойка «В»).

Тип кузова

В прошлом модельный ряд практически каждой марки автомобиля был представлен 2-дверным купе, 4-дверным седаном и универсалом. В настоящее время все изменилось. Производители изготавливают специальные модели различного дизайна. Чтобы понимать различия в дизайне автомобиля, следует разобраться с обозначением стоек. Стойка является элементом кузова, который отделяет нижнюю часть автомобиля от крыши и поддерживает последнюю. Стойки имеют последовательные обозначения от передней до задней части автомобиля. Стойки «А» являются стойками крыши автомобиля и расположены в зоне ветрового стекла перед водителем с обеих сторон. Стойки «В» являются стойками крыши и разделяют зону передних и зону задних сидений. Стойки «С» находятся между задним сидением и багажником в универсалах. Наконец, стоки «D» находятся в зоне заднего стекла автомобиля. Некоторые автомобили имеют только две пары стоек, а удлиненные микроавтобусы – до пяти пар стоек.

Описание компонентов

Для краткости, в промышленности применяются аббревиатуры обозначения стекол. Применяется единое правило определения сторон: левая сторона – всегда сторона водителя, правая сторона – всегда сторона пассажира. Указывая место расположения стекла, лучше применять термины «сторона водителя» или «сторона пассажира». Данные позволяют определить компонент с 90%-й точностью. При помощи каталога стекол и пояснения клиента о месте расположения поврежденного стекла можно дополнить их до 100%. В каталоге в алфавитном порядке приведены марка, модель и тип кузова. Данные грузовиков приведены после данных легковых автомобилей. Годы выпуска приведены в обратном порядке, начиная с самых современных моделей. Затем приведены перечни стеклянных компонентов, в которых компоненты указываются, начиная с ветрового стекла, от передней до задней части кузова. Если автомобиль имеет переднее поворотное стекло (т.н. «ветрячок»), оно указывается перед стеклом передней дверцы. Стекло передней дверцы предшествует стеклу задней дверцы и т.д. по всему автомобилю. Под названием каждого автомобиля в столбцах приведены коды NAGS, описания компонентов и блочные размеры.

Блочный размер

Блочный размер представляет собой наибольшие размеры стекла по вертикали и горизонтали, приведенные в десятых дюйма. Это помогает определить, не является ли компонент слишком коротким или длинным. Можно измерить стекло и проверить правильность измерений либо определить неправильность размеров вырезанного стекла. В нижней части имеются примечания, помогающие определению компонентов. Указывается взаимозаменяемость, наличие дополнительных декоративных элементов и литых пластмассовых форм, специальные свойства стекол, требования к клеящему материалу и т. п. Эти данные обычно приводятся к сведению.

Коды компонентов

После описания автомобилей приведены коды. Раздел кодов предоставляет перекрестные ссылки. Данные позволяют определять автомобиль по коду. Они включают код NAGS, марку, год выпуска и страницу, на которой указан компонент. Также в каталоге указаны идентификационный код автомобильных стекол NAGS и системный стандарт кодификации автомобильных стекол NAGS. Данный стандарт разработан для внедрения системы маркировки штрих-кодом представленных на рынке продуктов.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены