Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности. Часть 1

Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности. Часть 1

Опытные эксперты по автотехническим экспертизам считают, что значительную часть досудебных и судебных экспертиз составляют дела, связанные с претензиями к кузову автомобиля. Это и понятно: кузов как часть автомобиля всегда «открыт миру». Автовладелец видит его почти целиком каждый день и может по-своему оценивать состояние кузова или изменения в нем. А доказывать это продавцу транспортного средства или ремонтнику кузовной станции достаточно сложно, а иногда и недешево. Давайте по материалам «Заключения эксперта» проследим, как развивалась и чем закончилась история одного автомобиля.

Преамбула

Автомобиль был приобретен в апреле 2013 года. В гарантийный период эксплуатации были обнаружены локальные вспучивания лакокрасочного покрытия кузова. По этому поводу истец обратился в ремонтную организацию – ООО «Х», где было проведено окрашивание четырех деталей кузова: дверь задняя левая, дверь задняя правая, крыло заднее левое, крыло заднее правое.

После этого в марте 2016 года на ранее окрашенных в рамках проведенного ремонта деталях кузова в тех же местах вновь были обнаружены локальные вспучивания лакокрасочного покрытия. Считая данный недостаток существенным, истец обратился с требованием вернуть денежную сумму, уплаченную за автомобиль, а также возместить иные убытки. Ответчик иск не признал.

Вопросы экспертам

1. Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла.

2. В случае выявления дефектов определить, какой характер они носят: производственный, эксплуатационный, в результате ранее проведенного некачественного ремонта или другой, являются ли дефекты повторными после их устранения или первичными.

В связи с данными обстоятельствами судом была назначена судебная автотехническая экспертиза.

Термины и определения

Дефект – каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относится к конструктивным дефектам. Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам.

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.

Лакокрасочное покрытие – сплошное покрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.

Декоративные свойства лакокрасочного покрытия – способность лакокрасочного покрытия придавать окрашенной поверхности заданный цвет и блеск.

Защитные свойства лакокрасочного покрытия – способность лакокрасочного покрытия предотвращать или замедлять коррозию металлических или разрушение неметаллических поверхностей в условиях агрессивного воздействия внешних факторов.

Блеск лакокрасочного покрытия – оптическое свойство поверхности лакокрасочного покрытия, характеризующееся ее способностью зеркально отражать световые лучи.

Шагрень лакокрасочного покрытия – эффект, при котором поверхность лакокрасочного покрытия приобретает характерную текстуру кожуры апельсина.

Наплывы на лакокрасочном покрытии – локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, образующиеся в результате стекания вниз лакокрасочного материала во время сушки в вертикальном или наклонном положении.

«Потеки» – устаревший термин.

Адгезионная прочность лакокрасочного покрытия – совокупность сил, связывающих высохшее лакокрасочное покрытие с окрашиваемой поверхностью.

Твердость лакокрасочного покрытия – способность высохшего лакокрасочного покрытия сопротивляться проникновению или вдавливанию твердого тела.

Толщина лакокрасочного покрытия – расстояние между поверхностью покрытия и окрашиваемой поверхностью.

Меление лакокрасочного покрытия – разрушение пигментированных лакокрасочных покрытий, сопровождающееся образованием свободных частиц пигмента.

Меление лакокрасочного покрытия – появление на поверхности лакокрасочного покрытия тонкого легкоснимаемого порошка, вызванное деструкцией одного или нескольких его компонентов.

Отслаивание лакокрасочного покрытия – самопроизвольное отделение некоторых участков лакокрасочного покрытия от окрашиваемой поверхности вследствие потери адгезии.

Вздутие лакокрасочного покрытия – выпуклая деформация лакокрасочного покрытия, обусловленная локальным отделением одного или нескольких составляющих его слоев.

Термин «повреждение» будет использоваться в расширенном смысле, подразумевающем любое отклонение (ухудшение) свойства (параметра) от исходного либо заданного значения или состояния.

Вопрос 1

Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла?

Вместе с экспертом начинаем искать ответы на эти вопросы.

На табличке изготовителя указан код лакокрасочного покрытия кузова «D69» (фото 1). В соответствии с данными программы цветоподбора PHOENIX в лакокрасочной системе SPIES HECKER установлен компонентный состав эмали, представленный в табл. 1. Количественные характеристики каждого компонента даны из расчета получения около 941 г готового продукта.

При осмотре лакокрасочного покрытия наружных поверхностей кузова установлено, что лакокрасочное покрытие относится к категории эффектных металлизированных покрытий. Это подтверждается компонентным составом эмали, приведенным в табл. 1, который включает большое количество металлизированных серебристых компонентов. Такое лакокрасочное покрытие является комплексным и, как правило, после нанесения на технологической линии производителя состоит из следующих слоев.
Таблица 1. Компонентный состав эмали с кодом D69
Таблица 1. Компонентный состав эмали с кодом D69

1. Грунтовочный слой.

2. Выравнивающий слой.

3. Слой эмали.

4. Слой прозрачного бесцветного лака.

Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля по своему назначению относится к виду защитно-декоративных покрытий, предназначенных для защиты окрашиваемой поверхности от воздействия факторов внешней среды и придания изделию декоративного вида. Стандарты устанавливают требования к показателям, характеризующим защитные и декоративные свойства лакокрасочного покрытия.

Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля среднего класса, к которым относится автомобиль модели Renault Duster, должно соответствовать II классу.

ГОСТ 9.032–74 нормирует следующие свойства лакокрасочных покрытий II класса:

– включения;

– шагрень;

– штрихи и риски;

– потеки (в соответствии с ГОСТ 28246–2006 – наплывы);

– волнистость;

– разнооттеночность;

– неоднородность рисунка.

ГОСТ 9.407–2015 устанавливает перечень свойств, характеризующих внешний вид и защитные свойства лакокрасочных покрытий. К свойствам, характеризующим внешний вид, ГОСТ 9.407–2015 относит:

– изменение блеска;

– изменение цвета;

– грязеудержание;

– меление.

К повреждениям, нарушающим защитные свойства лакокрасочного покрытия, ГОСТ 9.407–2015 относит:

– растрескивание;

– выветривание;

– отслаивание;

– образование пузырей;

– коррозию металла;

– растворение;

– сморщивание.

Кроме приведенных выше, могут быть другие дефекты и повреждения, влияющие на декоративные и защитные свойства лакокрасочных покрытий и не указанные в ГОСТ 28246–2006.

Исследование лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля Renault Duster проводилось с целью установления наличия или отсутствия дефектов, указанных в ГОСТах, а также повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, которые в ГОСТах не приводятся, но описаны в специальной, справочной и методической литературе.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 длительность эксплуатации транспортного средства исчисляется от даты его первой регистрации. В соответствии с записями в Паспорте ТС (л. д. 27) и Свидетельстве о регистрации ТС автомобиль Renault Duster был поставлен на регистрационный учет в мае 2013 года. На момент проведения экспертизы автомобиль имел длительность эксплуатации 3,6 года.

В процессе эксплуатации автомобиля свойства лакокрасочного покрытия неизбежно меняются. В соответствии с материалами дела в процессе эксплуатации автомобиля в ноябре 2015 года проводилось ремонтное окрашивание четырех панелей кузова: двери задней левой, двери задней правой, крыла заднего левого и крыла заднего правого. Срок эксплуатации лакокрасочного покрытия, нанесенного в ноябре 2015 года, составляет один год.

Лакокрасочное покрытие наружных панелей кузова автомобиля Renault Duster гладкое, глянцевое, с незначительной шагренью, характерной для покрытий кузовов автомобилей массового и крупносерийного производства, сформированных на производственной линии окрашивания кузовов при их производстве, а также при нанесении ремонтного лакокрасочного покрытия в соответствии с предписанной производителем технологией.

В соответствии с ГОСТ 9.407–2015 и ГОСТ 31975–2013 блеск металлизированного лакокрасочного покрытия приборными методами не оценивается. Блеск лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля визуально оценивается как хороший, обеспечивающий зеркальное отражение с незначительным искажением отражения за счет естественной шагрени. Некоторое незначительное снижение блеска вызвано множественными мелкими поверхностными царапинами эксплуатационного характера.

Инородные включения в лакокрасочное покрытие размером 0,5 мм и более (сорность) отсутствуют (ГОСТ 9.032–74). Требование по параметру «включения» для покрытия II класса выполняется.

Разнооттеночность лакокрасочного покрытия определялась визуально при естественном и искусственном освещении в максимальной степени приближенно к требованиям ГОСТ 29319–92. Полностью выполнить условия ГОСТ 29319–92 для кузова автомобиля не представляется возможным, так  как ГОСТ предполагает работу не с крупногабаритными изделиями, имеющими криволинейные поверхности, а с образцами в виде плоских пластин с размерами от 120 × 50 мм до 150 × 100 мм. Разнооттеночность лакокрасочного покрытия внешних поверхностей кузова исследуемого автомобиля, в том числе задних дверей и задних крыльев, при осмотре при естественном и искусственном освещении не проявляется.

Меление лакокрасочного покрытия проверяется у пигментированных лакокрасочных покрытий. Внешним слоем лакокрасочной системы кузова исследуемого автомобиля является прозрачный непигментированный лак. Проверка меления в соответствии с ГОСТ 16976–71 с помощью хлопчатобумажной ткани черного и белого цветов показала, что частицы лака на ткани отсутствуют. Это означает, что разрушение материала лака с образованием мелких отделяющихся частиц отсутствует.

Для оценки грязеудержания лакокрасочного покрытия было проведено исследование кузова в состоянии поставки, т. е. в загрязненном состоянии, и после технологической мойки водным моющим раствором. Исследование показало, что эксплуатационные дорожные загрязнения моечным раствором были удалены. После мойки на кузове сохранились только мелкие выпуклые наслоения вещества черного цвета, схожего по внешним признакам с каплями дорожного битума, используемого при строительстве и ремонте дорог и не удаляемого водными моющими растворами. Эти наслоения удаляются очистителем битумных пятен DW5628. Лакокрасочное покрытие кузова исследуемого автомобиля не проявляет повышенное грязеудержание.

Штрихи от окраски кистью, риски от шлифовального инструмента, наплывы (потеки) на наружных панелях кузова, в том числе и на задних дверях и задних крыльях, отсутствуют. Волнистость покрытия в соответствии с ГОСТ 9.032–74 не может быть определена, так  как этот параметр установлен для плоских окрашенных поверхностей размером не менее 500 мм, такие плоские поверхности у кузова автомобиля Renault Duster отсутствуют. Неоднородность рисунка не оценивается, так  как лакокрасочное покрытие кузова не имеет рисунка.

Признаки термического повреждения лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля в виде изменения цвета, термической деструкции, термической деформации и т.п. отсутствуют.

Растрескивание и выветривание лакокрасочного покрытия кузова автомобиля отсутствуют. Растворение покрытия не проверялось, так как при внешнем осмотре отсутствуют какие-либо признаки растворения лакокрасочного покрытия. При осмотре покрытия также установлено отсутствие в нем пузырей.

Лакокрасочное покрытие деталей кузова автомобиля Renault Duster, указанных в определении суда, имеет следующие повреждения.

Дверь задняя левая. Множество мелких по глубине царапин в пределах слоя лака в углуб­лении под наружной ручкой. Наклонная царапина длиной 11 мм на передней стойке рамы окна двери (фото 2, 3). Мелкие по глубине царапины в средней по высоте части двери. Точечные наслоения вещества черного цвета, схожего по внешним признакам с дорожным битумом. Наслоения удаляются очистителем DW5628. В задней части двери имеются множественные сколы и срезы лакокрасочного покрытия.

Микроскопическое исследование показывает наличие следов внешнего механического воздействия и разрушения покрытия, следов резания на кромках покрытия и на поверхности металла (фото 4, 5, 6). В местах механического разрушения образовались очаги вздутия лакокрасочного покрытия и признаки коррозионного процесса в виде вещества бурого цвета, схожего по внешним признакам с продуктами коррозии железа (фото 7).

Очаги вздутия покрытия располагаются на локальном участке вогнутой формы в зоне сопряжения с задним левым крылом в задней части двери. Поверхность участка повреждения покрытия обращена в сторону движения автомобиля. Ширина этого участка составляет около 50 мм. На остальной поверхности двери очаги вздутия лакокрасочного покрытия отсутствуют.

Продолжение следует

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены