Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автотехническая экспертиза. Исследуем Land Rover Range Rover Sport. Часть 1

Автотехническая экспертиза.  Исследуем Land Rover  Range Rover Sport. Часть 1

Исходные данные

Из искового заявления и определения суда следует, что ХХХ является собственником автомобиля Land Rover Range Rover Sport, идентификационный номер транспортного средства: VIN ХХ. В процессе эксплуатации автомобиля возникали неисправности. В отношении тех частей автомобиля, которые указаны в вопросах суда, в исковом заявлении указаны следующие претензии.

1. Не до конца закрывается люк в крыше, скрип люка при движении по пересеченной местности.

2. При холодном запуске двигателя белый дым, сизый дым, нестабильная работа двигателя (троит, трясет а/м), двигатель подъедает масло.

3. Свист ветра со стороны рамки водительской двери. Визуально рамка водительской двери по сравнению c правой дверью сильнее выступает за пределы кузова.

4. Скрип люка при движении по пересеченной местности.

Истец усматривает, что у автомобиля имеются существенные недостатки, и обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика принять товар (автомобиль) ненадлежащего качества, взыскать с ответчика денежные средства.

Ответчик иск не признал. В связи с данными обстоятельствами судом была назначена судебная автотехническая и оценочная экспертиза.

На разрешение эксперту были поставлены следующие непростые вопросы.

1. Имеются ли в автомобиле Land Rover Range Rover Sport (VIN ХХ) следующие недостатки: недостаток двигателя и турбины; недостаток люка на крыше автомобиля; недостаток в виде смещения передней левой двери?

2. Если недостатки имеются, определить характер их возникновения (производственный, эксплуатационный, некачественно выполненный ремонт и др.). Являются ли недостатки устранимыми и каков способ их устранения?

3. Имеется ли связь между дорожно-транспортными происшествиями, участником которых был автомобиль Land Rover Range Rover Sport (VIN ХХ) Х.Х.2015, Х.Х.2016 и указанными в вопросе № 1 недостатками? Могли ли повлиять дорожно-транспортные происшествия на данные недостатки автомобиля?

4. Каковы временные затраты, необходимые для устранения обнаруженных недостатков автомобиля? Какова стоимость их устранения?

5. Возможна ли эксплуатация автомобиля с данными недостатками?

6. Какова стоимость автомобиля 2014 года выпуска, аналогичного автомобилю Land Rover Range Rover Sport (VIN ХХ) со схожим пробегом и аналогичной комплектацией?

Источники нормативной документации и информационно-справочных материалов к которым обращался эксперт в своей работе.

1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018–2011.

2. ГОСТ 15467–79 Управление качеством продукции. Термины и определения (статус стандарта – действует).

3. ГОСТ 27.002–2015 Надежность в технике. Термины и определения (Статус стандарта – действует).

4. ГОСТ Р 51709–2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (статус стандарта – действует).

5. ГОСТ Р 52160–2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния (статус стандарта – действует).

6. Другие.

Всего источников: 49.

Исследование

В соответствии с определением суда на экспертизу был представлен автомобиль Land Rover Range Rover Sport (фото 1), идентификационный номер: VIN ХХ.

Фото 1. Автомобиль, представленный на исследование
Фото 1. Автомобиль, представленный на исследование

Исследование автомобиля проводилось на открытой площадке и в производственном помещении технического центра. Разборо-сборочные и другие работы, необходимые для проведения экспертного исследования, выполнялись персоналом технического центра в соответствии с заданиями эксперта.

При исследовании автомобиля и его частей проводился внешний осмотр и контрольные операции. При проведении исследования использовались следующие технические средства:

– штангенциркуль электронный ELECTRONIC DIGITAL CALIPER G100070 с точностью измерений 0,01 мм;

– набор плоских щупов № 3 кл. точн. 20,05–1,00 мм 20 пластин;

– плоские щупы пластиковые;

– электронный термометр-гигрометр Testo 610 мод. 0560 06 10 S/N:39257336/508, диапазон измерения температуры от –10 до +50° C, точность ±0,5° C; диапазон измерения относительной влажности от 0 до 100% rH, точность ±2,5%;

В ходе исследований производилась фото- и видеосъемка камерой PANASONIC LUMIX DMC-FZ100 № G0HB00160 и фотосъемка цифровым микроскопом LEVENHUK DTX 500 Mobi.

И так далее. Всего: 18 приборов и инструментов.

Исследование проводилось при хорошем естественном и искусственном освещении, температуре окружающего воздуха на открытой площадке 0° C и в помещении технического центра +18–19° C. Относительная влажность воздуха в помещении 57%.

Показание одометра автомобиля, представленного на исследование, (пробег автомобиля с начала эксплуатации) 080915 км.

В вопросах суда используется термин «недостаток». «Недостаток» является не техническим термином, а правовой категорией. Определение термина «недостаток» дается в Федеральном законе «О защите прав потребителей». Классификация свойства товара как недостатка не является предметом автотехнической экспертизы, а относится к компетенции суда. В специальной технической литературе и технической документации используются термины «дефект», «повреждение» и др. В тексте заключения эксперта будут использоваться технические термины, приведенные ниже.

Вопрос 1

Имеются ли в автомобиле Land Rover Range Rover Sport (VIN ХХ) следующие недостатки: недостаток двигателя и турбины; недостаток люка на крыше автомобиля; недостаток в виде смещения передней левой двери?

Исследование технического состояния двигателя автомобиля

В претензиях, изложенных в исковом заявлении и других материалах дела, в отношении двигателя автомобиля Land Rover Range Rover Sport указано, что затруднен пуск холодного двигателя; после пуска отработавшие газы имеют вид «белого дыма», «сизого дыма», при движении «черный дым из выхлопной трубы»; двигатель работает нестабильно («троит, трясет а/м»); «подъедает масло».

В связи с этим проводились исследования технического состояния двигателя, пуска «холодного» и прогретого двигателя, дымности отработавших газов.

На момент начала экспертного исследования автомобиль Land Rover Range Rover Sport находился на открытой площадке перед зданием технического центра. Гражданин ХХХ сообщил, что доставил автомобиль к зданию технического центра своим ходом, накануне вечером, и перед началом исследования двигатель не запускался.

Проверка электронным термометром с термопарой температуры наружных поверхностей частей двигателя, турбинной секции левого турбокомпрессора, выпускного коллектора, т. е. наружных деталей двигателя, которые являются наиболее нагретыми при работе двигателя, показала, что они имеют температуру +6–7° С. Это соответствует информации, что двигатель автомобиля непосредственно перед экспертным исследованием не запускался, не работал и находится в «холодном» состоянии.

Пусковые свойства двигателя зависят от заряженности аккумуляторной батареи. Перед пуском двигателя было проверено напряжение на выводах аккумуляторной батареи исследуемого автомобиля. Напряжение было равно 12,25 В, что соответствует норме для автомобилей с 12-вольтовой системой электрооборудования.

При осмотре моторного отсека автомобиля установлено, что на автомобиле установлен 6-цилиндровый V-образный двигатель с воспламенением от сжатия (дизель) (фото 2, 3). Поверхности двигателя и других частей, размещенных в моторном отсеке, покрыты сухими дорожными загрязнениями. Признаки внешней утечки масла из системы смазки в виде каплепадения отсутствуют (фото 4). Имеется маслянистое пятно в месте соединения воздуховодов системы впуска. Признаки формирования и отрыва капель масла на деталях моторного отсека отсутствуют.

Фото 2. Моторный отсек (вид сверху)
Фото 2. Моторный отсек (вид сверху)
Фото 3. Двигатель (верхняя крышка снята)
Фото 3. Двигатель (верхняя крышка снята)
Фото 4. Моторный отсек (вид снизу). Следы утечки масла и охлаждающей жидкости отсутствуют
Фото 4. Моторный отсек (вид снизу). Следы утечки масла и охлаждающей жидкости отсутствуют

При нажатии кнопки пуска двигателя без нажатия на тормозную педаль на комбинации приборов включаются световые индикаторы, в том числе и световой индикатор с условным контурным изображением двигателя (MIL) в соответствии с международным стандартом ISO 2575 (фото 5). Это свидетельствует о том, что встроенная система диагностирования автомобиля проверяет его системы, в том числе и систему управления двигателем. Стрелка штатного указателя температуры жидкости системы охлаждения двигателя установилась на левом начальном делении шкалы, что соответствует холодному состоянию двигателя.

Фото 5. Включены световые индикаторы до пуска двигателя. Включен индикатор MIL (показан стрелкой)
Фото 5. Включены световые индикаторы до пуска двигателя. Включен индикатор MIL (показан стрелкой)

Пуски двигателя осуществлялись штатным образом нажатием кнопки пуска без нажатия на педаль акселератора. При первой попытке пуска холодного двигателя двигатель начал работать на второй секунде после включения стартерного режима. После пуска двигатель работал ровно, без сбоев и отказов. Частота вращения коленчатого вала по штатному тахометру установилась на уровне сначала около 850 1/мин, а затем через 20 секунд работы двигателя снизилась до около 800 1/мин.

Самопроизвольные остановки двигателя или резкие изменения частоты вращения коленчатого вала не происходили. Световой индикатор контроля системы управления двигателем MIL сразу после пуска двигателя автоматически выключился (фото 6). Это свидетельствует о том, что встроенная система диагностирования автомобиля определяет техническое состояние системы управления двигателем как исправное, и показатели состава отработавших газов не превышают установленные значения.

Фото 6. Индикатор неисправности двигателя MIL при работающем двигателе выключен
Фото 6. Индикатор неисправности двигателя MIL при работающем двигателе выключен

Из двух труб системы выпуска отработавших газов непосредственно после пуска двигателя выходили потоки отработавших газов полупрозрачные белого цвета (фото 7). Примерно через 50–53 секунды после пуска двигателя отработавшие газы стали бесцветными (фото 8). Двигатель работал ровно. Частота вращения коленчатого вала по показаниям штатного тахометра оставалась на уровне 800 1/мин. Через 1 минуту 27 секунд работы двигатель был выключен. Через 15 секунд после остановки был произведен второй пуск двигателя. При втором пуске самостоятельная работа двигателя началась через 1 секунду после включения стартерного режима. Частота вращения коленчатого вала составляла около 800 1/мин. Двигатель работал ровно. Отработавшие газы бесцветные. Белый, или сизый, или черный цвет отработавших газов отсутствовал.

Фото 7. Отработавшие газы непосредственно после пуска двигателя полупрозрачные белого цвета
Фото 7. Отработавшие газы непосредственно после пуска двигателя полупрозрачные белого цвета
Фото 8. Бесцветные отработавшие газы через 50 секунд после пуска двигателя
Фото 8. Бесцветные отработавшие газы через 50 секунд после пуска двигателя

Белый цвет отработавших газов непосредственно после пуска холодного двигателя вызван тем, что в системе выпуска скапливается конденсат влаги. После пуска двигателя влага испаряется и выносится из системы выпуска потоком отработавших газов. В отработавших газах присутствует водяной пар, окрашивающий отработавшие газы в белый цвет. Это не дым, когда в составе газа присутствуют мелкие твердые частицы, а пар.

Кроме того, при пуске холодного двигателя система управления двигателем обеспечивает обогащенную топливовоздушную смесь. Это вызвано пониженной способностью топлива испаряться при низких температурах, и обогащение смеси на режиме пуска и прогрева заложено в алгоритме работы системы управления двигателем. Работа двигателя непосредственно после пуска на обогащенной топливовоздушной смеси приводит к тому, что в составе отработавших газов присутствует не полностью сгоревшее топливо. Это также влияет на цвет отработавших газов, и частицы несгоревшего топлива окрашивают отработавшие газы в белый цвет. После пуска и частичного прогрева двигателя состав топливовоздушной смеси меняется, двигатель переходит на работу на более обедненной смеси, цвет отработавших газов изменяется, и они становятся практически бесцветными. Также цвет отработавших газов зависит от внешних условий – температуры и влажности воздуха, длительности работы двигателя на режиме холостого хода.

Для проверки наличия или отсутствия в потоке отработавших газов сажи, капель масла или топлива к срезу выпускной трубы перпендикулярно направлению потока газов на расстоянии около 50 мм был поднесен лист белой бумаги (фото 9). За время около 1 минуты на листе образовалось небольшое число микрочастиц черного цвета, которые оказались твердыми частицами сажи (фото 10). При этом двигатель не был прогрет, указатель температуры охлаждающей жидкости оставался на левой (нижней) отметке шкалы. Это означает, что двигатель в этот момент работал на обогащенной топливовоздушной смеси. Наличие капель масла на листе отсутствовало. Это свидетельствует о том, что в цилиндры двигателя не поступает избыточное количество масла.

Фото 9. Белый лист для индикации наличия капель жидкости и твердых частиц в отработавших газах
Фото 9. Белый лист для индикации наличия капель жидкости и твердых частиц в отработавших газах
Фото 10. На белом листе образовались отдельные микрочастицы сажи. Выброс масла с потоком отработавших газов отсутствует
Фото 10. На белом листе образовались отдельные микрочастицы сажи. Выброс масла с потоком отработавших газов отсутствует

Тот факт, что отработавшие газы автомобиля Land Rover Range Rover Sport непосредственно после пуска и в течение первых 53–55 секунд были белыми, полупрозрачными, а затем стали бесцветными, нормальное явление и не может рассматриваться как признак исправности двигателя.

Общее прослушивание работы двигателя на режиме холостого хода с минимальной и повышенной частотой вращения коленчатого вала показало отсутствие аномальных звуков, которые могли бы явиться признаками какой-либо неисправности.

Прослушивание двигателя с помощью технического стетоскопа, мембрана которого многократно усиливает силу звука, а металлический стержень позволяет локализовать источник шума, также не выявило наличие каких-либо аномальных звуков при работе двигателя на минимальной и повышенной частоте вращения коленчатого вала.

В ходе проведенных дорожных испытаний в автомобиле присутствовали водитель (собственник автомобиля), эксперт и еще два человека. Движение автомобиля проходило по шоссе Космонавтов в обоих направлениях. Дорожное покрытие асфальтобетонное ровное. Скорость движения автомобиля доходила до максимально разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации. Двигатель автомобиля работал под нагрузкой в штатном режиме без отказов, сбоев, аномальных звуков. Световой индикатор MIL в ходе дорожных испытаний не включался. Это означает, что встроенная система диагностирования автомобиля определяет техническое со­стояние двигателя и его систем как исправное.

Продолжение следует

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены