Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Чистый воздух человеку и кондиционеру

Чистый воздух человеку и кондиционеру

Всем знакома ситуация: жара, час пик, пробка на душной городской улице, а еще хуже – в Лефортовском тоннеле... Дышать тяжело, закрытые окна не спасают, через систему вентиляции в салон поступает все тот же «коктейль» большого города – пыль, копоть несгоревших углеводородов, угарный газ, оксиды азота и многое другое. Переключение на циркуляцию воздуха помогает мало – салон уже изрядно хватанул загрязненного воздуха.

Последствия долгого вдыхания такой воздушной смеси известны: головные боли, нервные расстройства, ухудшение зрительного восприятия обстановки, снижение реакции – а это уже прямая опасность ДТП. А в отдаленной перспективе водителя подстерегают хронические заболевания дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы.

Салонный фильтр GB-9921 и салонный
угольный фильтр GB-9921C для
автомобилей марки Chevrolet Lanos
Салонный фильтр GB-9921 и салонный угольный фильтр GB-9921C для автомобилей марки Chevrolet Lanos

Положение усугубляют микрофлора и болезнетворные бактерии, которые охотно размножаются во влажных и теплых недрах системы отопления и кондиционирования. Потянуло из дефлекторов гнильцой – так и есть, это они, родимые, о себе заявляют. Не будем забывать о невинной вроде бы вещи – цветочной пыльце. К сожалению, аллергиков среди водителей и пассажиров не так уж мало. Для них не нужно экстремальной ситуации, чтобы почувствовать себя плохо, – достаточно той самой пыльцы.

Помочь делу призваны салонный фильтр, пропускающий через себя загрязненный воздух. Внешне он похож на своего коллегу – воздушный фильтр для двигателя. Такая же «панель», гофрированная штора, окантовка-уплотнитель различной формы в зависимости от монтажных условий. И задачи у этих изделий схожие – очищать поток воздуха. В первом случае для подготовки топливной смеси; во втором – для дыхания водителя и пассажиров. А еще – защищать отопитель и испаритель кондиционера от грязи. Поэтому салонные фильтры иногда называют фильтрами отопителя и фильтрами кондиционера – но это скорее бытовые названия, чем профессиональные.

Воздушный фильтр для мотора выглядит «мощнее» – у него упругий полиуретановый каркас и солидная штора. И размеры у него внушительнее. Этому фильтру приходится выдерживать гораздо большее воздушное давление, чем хлипкому на вид «салоннику». Но сказанное не означает, что салонный фильтр является менее ответственным изделием.

Салонный фильтр появился на свет где-то в конце 1980-х и в настоящее время относится к стандартной комплектации автомобиля. Правда, не во всем мире. В Европе – да, безусловно, а вот Азия и обе Америки здесь отстают. Можно привести такие цифры: в Европе производится более 21 млн автомобилей со 100%-м оснащением салонными фильтрами, а в Азии, Северной и Южной Америке примерно 44 млн, но уже с частичным оснащением. В итоге потребность ОЕМ в салонных фильтрах составляет порядка 50 млн единиц. Из них 2/3 составляют простые пылевые фильтры и 1/3 – комбинированные. Несколько слов о конструкции тех и других.

Первый вид фильтров банально пропускает воздух через фильтрующую штору, удерживая грубые частицы – пыль, сажу, пыльцу. Несмотря на значительную долю рынка, простые пылевые фильтры медленно, но верно уходят в прошлое.

Салонные фильтры. Гофрирование
Салонные фильтры. Гофрирование
Так выглядит штора салонного угольного фильтра крупным
планом
Так выглядит штора салонного угольного фильтра крупным планом

Со вторыми все гораздо интереснее. Они потому и называются комбинированными, что имеют сложную штору из нескольких слоев. Один работает как пылевой, отфильтровывая упомянутые грубые частицы. А второй слой содержит микроволокно с электростатическим зарядом, а потому притягивает мельчайшие частицы. В современных фильтрах эти слои часто совмещают.

Но это еще не все. Комбинированные фильтры задерживают и вредные газообразные примеси – в частности, оксиды азота, оксиды серы, а также озон. Это стало возможным благодаря фильтрующему слою с адсорбентом – активированным углем. Можно сказать, что здесь задействованы три инструмента очистки: грубый механический, тонкий электростатический и прецизионный адсорбционный.

К материалам для изготовления штор салонных фильтров предъявляются особые требования. Среди них – высокая воздухопроницае­мость, высокая начальная степень очистки и стабильная эффективность в течение всего срока службы изделия.

Сотрудники НАМИ, специалисты по фильт­рации, рассказали нам, что в технологиях создания штор для салонных фильтров широко применяется мельтблоун – особый материал, полученный путем аэродинамического распыления расплава полипропилена, поикарбоната или других термопластичных полимеров с волокнообразующими свойствами.

У всех вариантов есть свои преимущества и недостатки. Поэтому задача производителя фильтровальных материалов – найти оптимальное соотношение компонентов, чтобы обеспечить и простоту переработки, и стабильность электрического заряда, и высокую степень первичной очистки, и воздухопроницаемость, и высокую пылеемкость. И само собой разумеется – невысокую стоимость продукта.

Даже невооруженным глазом видно, что некоторые критерии противоречат друг другу, поэтому выпускается обширная линейка фильтровальных материалов. И уж дело производителя салонного фильтра – выбрать подходящие. А конечному потребителю надо знать: фильтровальные материалы для «салонника» – штука затратная. Поэтому дешевых фильтров лучше избегать.

Вернемся к характеристикам фильтровальных материалов. Есть и такие критерии, что звучат необычно, – например, соответствие требованиям туманообразования. Речь идет о способности противостоять высокой влажности воздуха при длительной стоянке автомобиля. Дело в том, что в таких условиях у материала ухудшаются электростатические характеристики, он банально «теряет заряд». И волокно перестает притягивать загрязнения. К счастью, с этим неприятным явлением можно бороться, подбирая оптимальную толщину и геометрию волокон. При этом решается еще одна важнейшая задача, связанная с безопасной эксплуатацией. Это предотвращение запотевания стекол, возникающего в том числе и при набухании фильтрующей шторы.

Идем дальше. Ну, неспособность к самовозгоранию – это само собой. Пожары под торпедой должны быть исключены. А вот сугубо технологический параметр – складываемость и способность материала к гофрированию. Вроде банально, а без этого показателя изготовление шторы невозможно.

Очень интересен критерий «Требования к методам адсорбции». Это уже высокая наука, и без всякой иронии. Ведь сорбенты бывают разные – эффективные и не очень, дорогие и дешевые. Активированный уголь, и тот делится на несколько видов. На характеристики адсорбции даже стандарт особый есть – ISO 11155-2.

Хороший сорбент решает труднейшую задачу: собрать малыми силами как можно больше вредных примесей. Ведь пространство что под капотом, что под торпедой, у современного автомобиля невелико. Салонный фильтр должен быть эффективным и компактным – и все это за приемлемые деньги.

Кроме того, исследование процессов адсорбирования открывает пути к повышению эффективности очистки, охватывая все новые и новые виды зловредных газообразных примесей.

Мы намеренно не говорим о сроках замены салонных фильтров. Зачем повторять истины, растиражированные в миллионах инструкций по эксплуатации? Ограничимся лишь одним замечанием: если и менять эти сроки, то в сторону уменьшения. Все же экологическая обстановка в российских городах очень напряженная. Жить в этих условиях нелегко всем – и человеку, и кондиционеру.

Кстати, о кондиционере, точнее системе кондиционирования. О ее чистоте и «здоровье» рекомендуем почитать в статье Сергея Самохина и Александра Смеяна – надо лишь перевернуть страницу. До встречи, и чистого вам воздуха.

От редакции.

В статье использованы данные, прозвучавшие

на симпозиумах Filtration, организованных ФГУП «НАМИ»

и компанией Hollingsworth & Vose

Слово эксперту

Галина Борисова, канд. техн. наук, зав. лабораторией ФГУП «НАМИ»

Штора для салонного фильтра – совершенно особое изделие, поэтому изготавливать ее из материалов, предназначенных, скажем, для воздушных фильтров, нельзя. А разработка фильтровальных материалов для салонных фильтров – это большая и перспективная задача. Она меняется и усложняется вместе с изменениями требований к современному автомобилю.

На международных симпозиумах Filtration, организованных ФГУП «НАМИ» и компанией Hollingsworth & Vose, мы обязательно уделяем внимание салонным фильтрам. Сегодня для штор этих изделий применяется материал мельтблоун с электростатическим зарядом, а также его сочетания с другими материалами (тканое полотно или штапельное).

Благодаря новым технологиям современные фильтрующие элементы выполняются из высококачественных комбинированных материалов. Сорбентом служит активированный на водяном пару уголь.

Для эффективной фильтрации тонкодисперсной пыли и дизельной сажи разрабатывается новое поколение комбинированных фильтров. Их волокна измеряются в нанометрах. На подходе и новые более эффективные сорбенты. Их применение потребует пересмотра спецификаций OEM, в частности замены тестовых газов для испытаний продукции. В данном случае производители фильтровальных материалов идут в ногу с производителями автомобилей.

Слово эксперту

Владимир Волков, канд. техн. наук, директор Испытательного центра продукции автомобилестроения ФГУП «НАМИ»

Салонные фильтры появились на отечественных машинах сравнительно недавно, поэтому на них нет ни ОСТов, ни ГОСТов. Из существующих нормативных документов можно назвать Технические требования «Фильтр очистки воздуха системы отопления и вентиляции автомобилей ВАЗ», утвержденные ОАО «АВТОВАЗ» в 2006 году.

В документе говорится о нормативах аэродинамического сопротивления, эффективности фильтра, пылеемкости, но никак не прописаны методы испытаний и применяемое оборудование. В этой части Технических требований разработчики ограничились одним предложением: «Испытания фильтров проводят с помощью методов, позволяющих адекватно оценить их эффективность и другие характеристики». Согласитесь, руководством к действию эта фраза служить никак не может. Кроме того, в документе много терминологических неточностей, которые могут толковаться неоднозначно.

Обратимся к действующему Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств». В приложении к документу, пункт 103 «Воздушно-жидкостные отопители; интегральные охладители, отопители-охладители» есть фраза о фильтрах: «коэффициент очистки воздушных фильтров для очистки подогреваемого воздуха от пыли и твердых частиц не более 1% при перепаде давления не более 1 кПа». И опять же ни слова о методах испытаний и оценке каких-либо других показателей.

Как же проводится сертификация салонных фильтров? Как правило, партия таких изделий поступает совместно с топливными, масляными и воздушными фильтрами одного и того же производителя. Испытываются воздушные фильтры, благо для этого есть и методики, и соответствующее оборудование. А номенклатура салонных фильтров присоединяется к гамме воздушных с пометкой «в том числе». Справедливости ради надо отметить, что воздушные фильтры для двигателя работают в более тяжелых условиях, чем салонные. И ни разу не было, чтобы производитель качественных воздушных фильтров допустил брак при производстве их салонных «коллег».

В заключение отмечу, что российским сертификационным органам необходимы утвержденная нормативная база для испытаний салонных фильтров и закупка соответствующего оборудования. Это, конечно, требует определенного времени. А пока потребителям можно посоветовать приобретать лишь «брендовые» изделия, надежно зарекомендовавшие себя на рынке.

Слово производителю

В производственной программе SHIBATO Industry Co. Ltd (Japan), представлены воздушные и салонные фильтры практически для всех автомобилей японского и корейского производства: Honda, Toyota, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Suzuki, Subaru, Acura, Lexus, Ineiniti, Kia, Hyundai, Daewoo, произведенных для рынков Японии, Европы и США.

Компания SHIBATO Industry Co. Ltd (Japan) с головным офисом в Йокогаме с 1999 года производит автокомпоненты фильтрующих систем: масляные, топливные, жидкостные, воздушные и салонные фильтры для грузового и легкового автотранспорта, строительной техники. Инженеры и технические специалисты SHIBATO постоянно работают над усовершенствованием продукции, внедряют новые разработки в технологию производства. Все фильтры салона SHIBATO обладают высоким коэффициентом фильтрации, грязеемкости, минимальным сопротивлением потоку, отличаются длительным сроком службы и адаптированы к каждому типу автомобиля, для которого они выпускаются. Вся продукция SHIBATO проходит регулярный контроль качества и соответствует стандартам международной системы менеджмента качества GB/T 190001-2000 – ISO 9001:2000, что гарантирует потребителям самые высокие эксплуатационные показатели.

Компании SHIBATO Industry Co. Ltd (Japan) принадлежат собственные производственные мощности в Японии, Китае, Южной Корее.

Для удобства европейских потребителей в 2006 году открыт логистический центр в Великобритании.

Фильтры SHIBATO абсолютно совпадают конструктивно и по габаритам с оригинальными. Кроме того, для различных условий эксплуатации все фильтры SHIBATO могут быть произведены как в обычном противопылевом варианте, так и из материалов с активированным углем, одобренных автопроизводителями и соответствующих самым высоким требованиям покупателей японских и корейских автомобилей во всем мире.

Для условий эксплуатации в небольших населенных пунктах с хорошей экологической ситуацией идеально подходят фильтры MSAF (Microfiber Salon Air Filter), изготовленные из нетканой микрофибры. Для пригородов крупных городов, трасс и промышленных территорий предназначены фильтры салона SHIBATO ASAF (Activated carbon Salon Air Filter) из микрофибры с углеволокном. Для крупных городов и индустриальных территорий с неблагоприятной экологической ситуацией наиболее эффективны фильтры GSAF (Granular carbon Salon Air Filter) из нетканого материала со слоем гранул активированного угля.

Философия компании SHIBATO Industry Co. Ltd (Japan) в данном вопросе выглядит так: фильтр системы вентиляции салона – не деталь автомобиля, влияющая на технические или мощностные параметры. Это средство защиты здоровья водителя и пассажиров!

www.shibato.ru

+ 7 (495) 956-2012

Слово производителю

Новый ассортимент комплектующих

Delphi Automotive объявил о выпуске 36 новых видов комплектующих к системам отопления и кондиционирования для вторичного рынка, что обеспечивает покрытие почти 100% общего парка легковых автомобилей. Расширенный ассортимент запасных частей охватывает компрессоры, радиаторы, теплообменники наддувочного воздуха и конденсаторы.

Впервые линейка Delphi включает компрессоры для автомобилей Alfa Romeo Alfa Giulietta, Nissan X-Trail, Nissan Qashquai, Opel Astra, Meriva, а также Volkswagen Golf, Passat и Polo. Кроме того, теперь доступны радиаторы и теплообменники наддувочного воздуха для таких современных моделей, как Peugeot 508, Opel Insignia и Astra, Chevrolet Cruze. Расширенный ассортимент также включает радиа­торы для Peugeot RCZ и 308 GTI и конденсаторы для популярной модели Chevrolet Niva.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены