Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Дизельные системы без компромиссов

Дизельные системы без компромиссов

Что греха таить, к Румынии многие относятся снисходительно. Мол, Европа, конечно, но не совсем передовая. Этим скептикам мы советуем посетить завод дизельных компонентов неподалеку от г. Яссы. Стерильные цеха, роботы, прецизионная сборка, спектральный и томографический анализ качества продукции. Если это не передовое предприятие, то какое же прикажете считать передовым? А ведь такие заводы – важная составляющая экономики страны.

Завод этот принадлежит компании Delphi – крупнейшему производителю автомобильных компонентов и систем. Климат-контроль, тормоза, управление двигателем – это все ее компетенция. А наша сегодняшняя тема – дизельные системы.

Топливные насосы, форсунки, cистемы Common Rail в сборе, свечи накаливания, фильтры, турбонагнетатели, системы рециркуляции, модули управления форсунками (EUI) применяются в легковых и грузовых автомобилях, в сельскохозяйственной и внедорожной технике, обеспечивая оптимальные характеристики двигателей, снижение расхода топлива и эмиссии отработавших газов.

Компания поставляет оригинальные запчасти для миллионов автомобилей по всему миру. Среди партнеров Delphi такие автопроизводители, как Citroёn, Dacia, Fiat, Ford, Hyundai, JMC, Kia, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Seat, Skoda, Ssangyong, Tata, Volkswagen и Volvo – список этот можно продолжить.

На заводе царят роботы
и автоматизированные линии
На заводе царят роботы и автоматизированные линии
Пресс-конференция директора завода в Яссах Штефана Петреа (Stefan Petrea)
Пресс-конференция директора завода в Яссах Штефана Петреа (Stefan Petrea)

О масштабах деятельности компании сказано и написано немало, поэтому не будем повторяться, а вернемся к заводу. Точнее, заводам – их у Delphi в Румынии целых четыре: уже упомянутый «дизельный» и три предприя­тия по выпуску компонентов электрических и электронных систем в Сынниколау-Маре (Sannicolau Mare), Инеу (Ineu) и Молдова-Ноуэ (Moldova Noua).

Все перечисленные заводы прошли аудиторскую проверку на соответствие стандарту ISO/TS 16949. Кроме того, они являются обладателями сертификата ISO 14001, международного стандарта по охране окружающей среды, а также OHSAS – этот документ ведает промышленной безопасностью и охраной здоровья. Это опять же к вопросу о том, кто передовой, а кто нет.

На заводе в Яссах выпускают высокоточные компоненты систем впрыска дизельного топлива, главным образом насосы и форсунки для систем Common Rail. О строительстве пред­приятия компания объявила в III квартале 2007-го, а уже через два года завод был введен в строй. Что и говорить, неплохие темпы! Ведь это был Greenfield, т.е. объект, возводимый «в чистом поле», в отличие от Brownfield, когда оборудование монтируется в уже существующих корпусах.

Чистая комната – здесь производится сборка дизельных компонентов
Чистая комната – здесь производится сборка дизельных компонентов
Инновации, строгий контроль, квалифицированные кадры
Инновации, строгий контроль, квалифицированные кадры

Сегодня на заводе работает 2000 человек. Да, передовые технологии… Но что интересно – руководство не стремится сделать работников заложниками автоматики. Напротив, здесь предоставляются все возможности для повышения квалификации и освоения передовых методов обработки изделий и сборки готовой продукции. Для лучших открывается перспектива дальнейшего обучения и карьерного роста.

Да и пополнение на завод приходит достойное – недаром Delphi имеет давние и прочные связи с Техническим университетом имени Герге Асаки. А специальности там – аккурат профильные: металлообработка и металловедение, химические технологии, информационное обеспечение, и, что важно – разработка автоматизированных систем для станков CNC. Если кто не знает, CNC – это Computer Numerical Control. По-нашему, ЧПУ – числовое программное управление. Кроме того, Delphi сотрудничает и с другими высшими техническими учебными заведениями в г. Яссы.

После пресс-конференции нас провели по цехам. Уровень автоматизации, конечно, впечатлил. А еще – чистота. Например, посетителям не разрешают прикасаться к деталям, и не только ради соблюдения техники безопасности. Главное в другом – прикосновение человеческой руки способно привести к браку прецизионного изделия. Если что-то и дозволяется «пощупать», то под наблюдением сопро­вождающего и обязательно в резиновых перчатках. Вот, например, топливный насос – хотите почувствовать, насколько новая модификация легче предыдущей? Пожалуйста, облачайтесь в перчатки и взвешивайте в руке. Да, действительно легче…

Алишер Худайбердиев, директор представительства Delphi Product and Service Solutions
Алишер Худайбердиев, директор представительства Delphi Product and Service Solutions
Форсунка Delphi EUI E3
Форсунка Delphi EUI E3

Но эта чистота – еще не вся чистота. Настоящая больничная стерильность – на сборке продукции в Чистой комнате. Здесь, кроме перчаток, для посетителей обязательны бахилы, халат и шапочка. Хорошо еще, что не респиратор… Впрочем, неудивительно, если стремительное развитие «микронных» технологий вскоре потребует и его.

Разумеется, на предприятии осуществляется и калибровка продукции. Каждой форсунке присваивается буквенно-цифровой код. Он содержит подробную информацию о технических характеристиках данного изделия и «подсказывает» блоку управления о погрешностях изготовления форсунки. А в итоге обеспечивается оптимальное управление впрыском, в том числе многократным.

F2E – насос-форсунка. Система F2E строится на
двух типах форсунок – безнасосные (фото справа)
управляются как обычные CR, а насосные
содержат насосный элемент, управляемый
верхним распределительным валом
F2E – насос-форсунка. Система F2E строится на двух типах форсунок – безнасосные (фото справа) управляются как обычные CR, а насосные содержат насосный элемент, управляемый верхним распределительным валом

Что еще впечатляет на заводе – это контроль продукции. Вот мы говорили о чистоте. Но все равно, если на форсунке обнаруживается микроскопическая грязь, то делается ее спектральный анализ, выявляется происхождение, после чего устраняется причина загрязнения.

Мы не зря акцентируем внимание на чистоте – эта информация пригодится нам во второй части рассказа, когда речь пойдет о ремонте и обслуживании топливной аппаратуры в афтемаркете.

Новый запатентованный топливный насос
DFP 8, смазываемый маслом. Применим для
средних и тяжелых дизелей
Новый запатентованный топливный насос DFP 8, смазываемый маслом. Применим для средних и тяжелых дизелей

Сопровождением продукции ведает компания Delphi Product & Service Solutions (DPSS). Именно она поставляет изделия для независимого вторичного рынка, в том числе и рынка дизельных систем. Она же занимается обслуживанием продукции. Штат компании насчитывает около 1000 сотрудников, взаимодействующих с дистрибьюторами и оптовиками по всему миру. Головной офис находится в г. Трой (штат Мичиган, США).

Расскажем о некоторых особенностях деятельности DPSS. Если коллеги по ОЕМ работают с автопроизводителями в относительно спокойном режиме (договор там заключается на три года), то в афтемаркете ситуация меняется чуть ли не ежедневно, если не ежечасно.

Судите сами: и автомобиль в целом, и топливная система в частности сегодня неотделимы от электроники. А она развивается гигантскими темпами. И опрос на сервисах Германии, Франции и Англии показал, что наибольшие сложности потребитель испытывает именно при обслуживании электроники.

Тут надо не просто удовлетворять спрос – необходимо двигаться с опережением! И если в 2009 году каталог систем Delphi представлял собой, скажем так, не слишком толстую брошюру, то сегодня ее объем вырос минимум в 4 раза.

Система высокого давления Delphi F2R Common Rail для тяжелых грузовиков
может использоваться на средних и больших дизелях при давлениях до 2400 бар
Система высокого давления Delphi F2R Common Rail для тяжелых грузовиков может использоваться на средних и больших дизелях при давлениях до 2400 бар

DPSS предлагает рынку комплексные решения – не только запчасти, но и диагностическое оборудование, и информационное обеспечение, и обучение. Так, компания проводит 126 обучающих курсов, на которых занимаются 10 тыс. специалистов сервиса. А служба Горячей линии принимает 65 тыс. звонков в год.

Работа ведется в 150 странах, каталог насчитывает 120 тыс. позиций, а число заказов составляет 4,5 млн в год. При этом 95% товара находится на складе уже сейчас – а это очень высокий показатель. Что еще интересного? Число собственных заводских площадок – 21, центров разработки продукции – 26 и 206 инженеров-разработчиков. И достаточно цифр, перейдем к одной очень важной проблеме. А именно к деятельности авторизованных сервисов.

F2E – безнасосная форсунка
F2E – безнасосная форсунка

Авторизация означает, что данный сервис имеет возможности, знания и право поддерживать гарантию автомобиля и выступать экспертом в спорных вопросах по топливным системам дизелей.

В контрактах DPSS есть пункт, что продукция Delphi обслуживается и ремонтируется в специализированных сервисных центрах – это условие сохранения гарантии. Причем технология ремонта изделий и систем передается в афтемаркет с момента начала продаж автомобиля.

Но Россия, к сожалению, отстает от западных стран по введению экологических норм Euro. Однако новая техника при этом в страну поступает. И при ремонте дизельной аппаратуры неавторизованный сервис начинает допускать упрощения технологии – иногда по незнанию, а иногда из желания сэкономить. Например, приобретает запчасти не через представительство Delphi, а у неизвестных поставщиков.

Что в итоге? Двигатель после ремонта не выходит на оптимальные режимы, потребляет слишком много топлива, а показатели выхлопа, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Причин здесь несколько. Во-первых, горе-ремонтники не могут правильно работать с теми самыми индивидуальными кодами форсунок, о которых говорилось выше. Ведь для этого требуется специальное оборудование фирмы Hartridge, позволяющее выполнить все замеры (от расхода до прецизионной геомет­рии) и фактически откалибровать реанимированную форсунку. А у сервиса такого стенда либо вообще нет, либо стоит недорогой аналог из Юго-Восточной Азии, не способный обеспечить требования технологии.

Во-вторых, неавторизованный сервис не в силах обеспечить ту самую чистоту, если не сказать стерильность, которую нам демонстрировали на заводе. Он просто о ней не знает – откуда, если его работники не прошли обучение и не приняли к исполнению корпоративные стандарты качества? А ведь ремонтировать прецизионную топливную аппаратуру надо в условиях, приближенных к заводским.

Система Delphi F2P – это Common Rail для двигателей тяжелых грузовиков. Может быть
целиком смонтирована в головке цилиндра. Это позволяет предложить
высокоэффективное решение по обновлению двигателей с насос-форсунками (EUI).
Развиваемое давление 2700 бар
Система Delphi F2P – это Common Rail для двигателей тяжелых грузовиков. Может быть целиком смонтирована в головке цилиндра. Это позволяет предложить высокоэффективное решение по обновлению двигателей с насос-форсунками (EUI). Развиваемое давление 2700 бар

Давайте сравним результаты двух вариантов ремонта: фирменного и самодеятельного. В первом случае работа выполнена с использованием специального оборудования и программного обеспечения, вновь создан калибровочный код для точного обмена данными с блоком ECU при впрыске топлива. Ремонт проводился в чистой среде по стандартам для оригинальных деталей. Регулирующий клапан имеет алмазное покрытие, предохраняющее седла от повреждения и эрозии. Сама форсунка имеет прецизионное сопло Delphi для оптимального распыления топлива. Работу выполняли квалифицированные специалисты, прошедшие обучение.

А что во втором случае? Ремонт выполнен по неутвержденной (фактически – неизвестной) методике на стендах низкого качества. Повторно используется калибровочный код, который не может давать точные сигналы блоку ECU о количестве топлива и моменте впрыска. Неоригинальный и неизвестно как отлаженный клапан без надлежащего защитного покрытия. Плюс неоригинальное сопло из низкокачественных материалов. О квалификации исполнителей и чистоте промолчим.

Поэтому одна из ключевых проблем российского дизельного рынка – это осознание необходимости обслуживания и ремонта только в авторизованных сервисных центрах. Сегодня у Delphi в России 25 таких центров, и число их будет расти. К этому подводит сама практика эксплуатации. Дизельная техника дорогая, и ремонтировать ее нужно правильно. Зачем перевозчикам терпеть убытки от простоев? А простои при неквалифицированном обслуживании неизбежны – дизель компромиссов не признает.

Москва – Яссы – Москва

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены