Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Допуски... Куда?

Допуски... Куда?

Насколько надежны и безопасны информационные мостики от производителей автомобилей и моторных масел к дилеру, автомеханику и простому автовладельцу? Можно ли уверенно ходить по ним, не рискуя сорваться в пучину поломок, капитальных ремонтов и даже замены двигателей? Понятны ли многочисленные инструкции, рекомендации, классификации, спецификации и допуски? Давайте разбираться.

В старые добрые времена была только одна классификация масел – API. Если кто забыл или не знал, API – это American Petroleum Institute, Американский институт нефти.

Всем было ясно, что для бензинового двигателя, выпущенного до 2001 года, подходило масло категории API SJ. Но его можно было смело лить в бензиновые моторы 1997 года и даже в более ранние.

С появлением новых двигателей и по мере их совершенствования появлялись новые категории – API SL, API SМ и самая последняя API SN. Правило здесь простое: чем дальше по алфавиту буква, стоящая после S, тем современнее масло. И вопросов «куда чего лить» у мастеров и водителей не возникало.

Но вот на рубеже веков появилась новая «масляная» классификация – АСЕА. Точнее, не появилась (существовала-то она давно), а громко заявила о себе. Вошла в силу. АСЕА – аббревиатура французская, Association des Constracteuis Europeen des Automobiles. Что переводится как Ассоциация европейских производителей автомобилей.

Причина ее экспансии до конца непонятна. Не принимать же всерьез какие-то «коренные отличия» американских и европейских бензиновых двигателей, тем более в эпоху глобализации и бесчисленных объединений и разделений мировых концернов. Ну захотелось европейцам порулить на масляном рынке, вот и решили: давайте в пику Америке сделаем свою классификацию.

Вот такой «уникальный» поршень был вынут из мотора – все поршневые кольца
полностью блокированы в канавках, а среднее кольцо вообще «утонуло» в нагаре
Вот такой «уникальный» поршень был вынут из мотора – все поршневые кольца полностью блокированы в канавках, а среднее кольцо вообще «утонуло» в нагаре

К европейцам мы еще вернемся, а сейчас обратим взор на потребителя. Стало ли ему легче от внедрения классификации АСЕА?

Вряд ли. Если в американской классификации API все понятно даже идиоту, то АСЕА – темный лес и для развитого ума. Посмотрите на фотографию справа. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: категории А1, А3 и А5 – для каких конкретно двигателей они подходят? Чем именно отличаются А3 от А5 с точки зрения автомеханика? И попробуйте рассказать это простым доходчивым языком.

Итак, смотрим глазами практика, обычного технаря, не имеющего степени доктора химических наук. Подходит ли масло категории А1 для двигателя Ferrari? Да вроде подходит. А если взять А3? Тоже видимых противоречий нет. А если налить А5? Да тоже вроде подойдет… Ну а в Hyundai Getz какое масло лить – А1 или А5? Как будто и то и другое годится. Так что наливать-то? А главное, что сказать-то хотели?

Признайтесь: вам все понятно? Какое масло куда лить или в чем коренные отличия  категорий? А на наш взгляд, более запутанную "инструкцию" не найти
Признайтесь: вам все понятно? Какое масло куда лить или в чем коренные отличия категорий? А на наш взгляд, более запутанную "инструкцию" не найти

Но это еще не все. В АСЕА значатся масла с увеличенными интервалами замены. То есть произошло деление на продолжительный и непродолжительный срок эксплуатации. Тоже задачка – как это согласуется со сроками гарантийного ТО?

По странному совпадению вскоре после введения малопонятной АСЕА появились так называемые допуски производителей. А говоря строго, спецификации моторных масел, составленные автомобильными концернами. У тебя такая-то марка автомобиля? Читай этикетку и покупай масло с допуском его производителя. Иначе ни за что не отвечаем.

Значит, допуски облегчили муки выбора масла? Минуточку. Мы склонны считать, что и АСЕА, и допуски – звенья одной цепочки. Этакая многоходовочка – пустить козла в дом, а потом, когда жить станет невмоготу, выгнать его. Как стало хорошо!

Применительно к нашей ситуации дом с козлом – это АСЕА с его ребусами, дом без козла – это четкие и лаконичные допуски. А реакция та же: как стало хорошо!

Кстати, в эпоху монополии API никаких допусков не существовало – нужды не было. Но это так, к слову.

Когда кольцо в канавке «встало» намертво, оно
потеряло не только способность уплотнять, но
и отводить тепло от поршня. Последующие за
этим нагрев и температурное расширение
поршня ломают заклиненное в канавке среднее
поршневое кольцо из хрупкого серого чугуна
Когда кольцо в канавке «встало» намертво, оно потеряло не только способность уплотнять, но и отводить тепло от поршня. Последующие за этим нагрев и температурное расширение поршня ломают заклиненное в канавке среднее поршневое кольцо из хрупкого серого чугуна

Что такое допуск? Как и зачем он мог появиться? Разыграем такую сценку: встречаются два производителя – автомобилей и масел. Далее – Первый и Второй. У Второго склады забиты каким-то маслом, конкуренция страшная, оптовики не берут, что делать, непонятно. И говорит Второй Первому: слушай, а давай сделаем так. Ты официально допускаешь использование моего масла на своих автомобилях, а я тебе за это заплачу. И будет нам обоим счастье. Хорошо, соглашается Первый, это обойдется папаше Дорсету во столько-то. На том и сошлись.

Правда, решили дополнительные испытания провести. Как же без испытаний! Надо же инженеров с наукой загрузить – за все заплачено! А после испытаний написать: масло прошло тесты производителя автомобилей, спецификация такая-то. Так потребителю приятнее.

Может, и не так все было, мы не настаиваем. Это ведь не утверждение, а предположение, оценочное суждение. Но факт остается фактом: на хороших брендовых маслах стали появляться допуски грандов мирового автомобилестроения.

Попытки продолжить поездку на автомобиле
с явными признаками неисправности
двигателя, поврежденного «хорошим»
маслом, привели к разделению хрупкого
среднего поршневого кольца сразу
на много фрагментов
Попытки продолжить поездку на автомобиле с явными признаками неисправности двигателя, поврежденного «хорошим» маслом, привели к разделению хрупкого среднего поршневого кольца сразу на много фрагментов

Потребитель клюнул: ага, у масла этой марки допуск есть, а у той – нет. И покупал, у кого есть. Тут же занервничали производители масла без допусков. И побежали занимать очередь на их получение. Иначе – не продашь.

И случилось то, что должно было случиться. Солидные и богатые производители брендовых масел обросли допусками, как новогодние елки гирляндами. А фирмы поскромнее получили один-два допуска, на большее не хватило денег. При том что они выпускали весьма неплохие моторные масла. Если это не коррупция – то что же?

Подождите, все только начинается! Допуски появились, но АСЕА никто не отменил. Ведь она еще не до конца выполнила свое историческое предназначение. Какое? Ну, к примеру, рыбку поймать – когда в воде от мути ничего не видно. Хотя нельзя исключить, что намерения были весьма благие. Только дорога вымостилась ими сами знаете куда…

Желаете пример? Пожалуйста. Известный производитель масел. Довольно широко рекламируемое моторное масло. В рекламных буклетах и пресс-релизах русским по белому написано: ACEA A1/B1. Ниже указано, что имеются допуски известного американского автомобильного концерна. А еще ниже – загадочная фраза «Соответствует требованиям моторных тестов ACEA A5/B5».

И опять – вам все понятно? Что значит «соответствует»? Обладает ли оно всеми свойствами A5/B5? Одолело оно тесты А5 или не одолело? Или прошло только часть? Если прошло все, почему указано только A1/B1? Если не все, зачем вообще упоминать A5/B5? Ответов нет ни в буклетах, ни на сайте производителя.

Попытаемся еще раз пробраться через дебри рекомендаций АСЕА. Косвенно, интуитивно, читая между строк и опираясь на собственный немалый опыт, можно предположить, что бензиновая категория А1 подходит легким двигателям с небольшим литражом. В то время как А5 адресовано мощным многоцилиндровым моторам большого объема. И если у масла нет категории А5, надо трижды подумать, прежде чем заливать его в большие двигатели. Никаких туманных фраз «соответствует тестам» быть не должно! Либо прошло, либо нет.

Одновременно с блокированием
поршневых колец масло вызвало
и чрезвычайное нагарообразование
на тарелках впускных клапанов.
Однако двигатель вышел из строя от
потери компрессии раньше, чем
клапан смог бы заклинить во втулке
Одновременно с блокированием поршневых колец масло вызвало и чрезвычайное нагарообразование на тарелках впускных клапанов. Однако двигатель вышел из строя от потери компрессии раньше, чем клапан смог бы заклинить во втулке

Но потребитель не вдается в такие тонкости. Читая этикетку, он может подумать, что перед ним настоящее масло ACEA A5/B5. А допуск автопроизводителя развеет последние сомнения. Наливаем?

Налили. И начались крупные неприятности. Многолитровый, мощный и очень дорогой американский двигатель вышел из строя. Реально умер. Была назначена экспертиза.

Когда двигатель вскрыли, увидели жуткую картину – нагар полностью закрывал поршень и канавки, колец вообще не было видно. Какая тут подвижность колец – спекшийся монолит, готовый памятник покойному.

Начали исследовать – что, почему. Что влияет на нагарообразование? Температура вспышки масла, испаряемость, наличие эффективных моющих и диспергирующих присадок и т. д. Но оказалось, что всех необходимых данных производитель данного масла не публикует. В то время как у менее именитых коллег по масляному цеху информации в открытом доступе гораздо больше. И в частности, температура вспышки у их масел существенно выше. Неужели есть что скрывать? Впрочем, выводы делать рано, нужна статистика.

И она не заставила себя ждать. Погиб еще один двигатель. Такой же 5-литровый агрегат мощностью 530 л. с., заправленный тем же моторным маслом. Эксперты стали разбираться на уровне дилера. Ему порекомендовали:

1) опечатать бочку с подозрительным маслом;

2) отстранить от работы кладовщика;

3) срочно найти другие масла – ведь автомобили с такими двигателями будут приходить на обслуживание;

4) провести замену масла во всех двигателях, кому могло достатся из пресловутой бочки, вызвав автомобили под любым благовидным предлогом.

Но дилер не внял советам и отказался выполнять рекомендации. Аргументы были таковы: нам импортер сказал лить это масло, а мы люди маленькие…

Ну что ж, хозяин барин. Но пока суть да дело, время шло, и умерли еще с десяток моторов. Каждый примерно стоимостью в миллион рублей – фантастические убытки. А картина у всех двигателей одинаковая – закоксованные кольца, где-то полностью, где-то частично. И на клапанах нагар.

А может, не масло виновато? Тогда что? Версию некачественного топлива отбросили – машины из разных регионов. Вероятность собраться на «бодяжных» АЗС примерно в одно и то же время близка к нулю.

Значит, все же масло? Выдвигаем три версии.

1. Масло изначально некачественное.

2. Масло подменили (вот почему эксперты рекомендовали отстранить кладовщика).

3. В масло добавили какую-то постороннюю присадку из «подкапотной автохимии».

Рассмотрели все варианты. Действительно, в нескольких моторах эксперты-химики нашли постороннюю добавку – возможно, водители, столкнувшись с первыми признаками надвигающейся беды, пытались как-то «улучшить» масло. Но характер повреждений был везде одинаков – и в моторах с добавкой, и без нее. Да и химики подтвердили, что введенная присадка не могла усилить нагарообразование. Вариант № 3 отбросили.

А второй вариант? Анализы проб отработанного масла и свежего, взятого из бочки, показали: это один и тот же продукт. Тот самый, аттестованыый по АСЕА А1/В1, имеющий допуск автопроизводителя и «соответствующий требованиям моторных тестов ACEA A5/B5». Таким образом, логически пришли к варианту № 1.

Сам двигатель – надежный, проверенный агрегат. Автомобили с такими моторами ездят по всему миру много лет. Конструктивные и технологические неполадки давно устранены – так что на мотор грешить не приходится. Наверное, в других местах в него заливают настоящее масло А5, а не «соответствующее А5». Пусть даже с допуском автопроизводителя.

И потребителю надо знать: этот самый допуск – вещь лукавая. Вы думаете, что взятки и коррупция – чисто российское явление? Что на Западе ничего подобного нет? Пусть нет. Но почему автопроизводитель берет за допуск масла немалые деньги? При этом богатые производители брендовых масел и небольшие масляные фирмы оказываются в заведомо неравных условиях.

Пусть автопроизводитель раздает допуски бесплатно. Хорошее масло – получи штамп на этикетку, плохое – до свидания. Нам возразят: испытания стоят дорого, смотрите – у автопроизводителя лаборатории, стенды, компьютеры, химики, механики, и все как один в белых халатах.

А знаете, рынок сам компенсировал бы все издержки испытаний. Простым ростом продаж масел для автомобилей данного концерна. А у масленщиков была бы честная конкуренция, не зависящая от толщины кошелька. Тем более, что базовые масла и присадки к ним, используемые для производства товарных масел, на самом деле делает в мире не так много фирм. Впрочем, это уже другая тема.

А пока констатируем: допуск в его нынешнем статусе не имеет никакого отношения к технике. И дилеру можно посоветовать держать на складе не только масло, рекомендованное импортером, но и запасное – пусть не имеющее допусков, но проверенное, надежное, рекомендованное экспертами-ремонтниками. Они знают работу масла «изнутри» – и этим все сказано. Да и антимонопольное законодательство – оно не для галочки было написано. В нашем случае оно прямо-таки «на ура» сработало – соблюдали бы, и проблем не имели.

А моторы, о которых мы рассказывали, погибли окончательно. Тут только замена в сборе. Большие, многолитровые двигатели… Как бы этот список не пополнился их малолитражными собратьями. Поживем – увидим.

  • Александр Хрулев, канд. техн. наук, директор фирмы «АБ-Инжиниринг»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены