Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Достижения грузового автопрома

Достижения грузового автопрома

В сентябре в МВЦ «Крокус Экспо» прошел грузовой автосалон «COMTRANS/2013». Данное мероприятие уже имеет свою историю, и ныне оно проводится при поддержке Международной организации производителей автомобилей (OICA), а посему является весьма представительным. Большинство ведущих мировых изготовителей коммерческого автотранспорта считают своим долгом принять в нем участие. А про отечественные автозаводы и говорить нечего. Это дает возможность посетителям выставки не только ознакомиться с новейшими разработками в данной области, но и составить представление о тенденциях в развитии грузовых автомобилей и автобусов.

Красота – великая сила

При покупке коммерческого автотранспортного средства его внешний вид не имеет первостепенного значения – здесь важнее иные параметры, такие как экономичность, экологичность, безопасность и ряд других. Иначе и быть не может – грузовики являются прежде всего рабочим инструментом, служащим для зарабатывания дензнаков. Однако при их близких технических характеристиках на выбор покупателя значительное влияние начинает оказывать привлекательность грузового автомобиля, соответствие его внешности текущей моде. Отсюда вытекает, что труженики дорог должны быть столь же красивы, как и легковые автомобили. Поэтому производители грузовиков стали уделять повышенное внимание еще и дизайну своей продукции, особенно заметно это проявилось с 1990-х годов. Последний «писк» грузовой автомоды – новейшие Renault. Их представили автомобильной общественности в начале нынешнего лета. И что примечательно – одновременно с запуском в серийное производство вновь разработанных тяжелых машин обновлению разом подверглись и остальные модельные ряды. Теперь вся продукция компании выполнена в едином стиле. Такое сделано впервые. При этом еще произошла и смена наименования моделей. Грузовики для магистральных перевозок стали обозначать буквой «Т», строительные – «С» и «К» (тяжелые), развозные – «D». Оценку внешнему виду французских новинок давать не будем – это дело вкуса. Только отметим, что он соответствует современному течению творческой мысли дизайнеров. А это течение идет в направлении придания грузовым автомобилям более агрессивного вида. Более агрессивным стал и наш «Урал». Помимо модной внешности седельный тягач модели 44202-3511-80М получил и ряд других нововведений, но о делах в родном Отечестве поговорим позднее.

Магистральный тягач Renault Т 520
Магистральный тягач Renault Т 520
Седельный тягач  Урал-44202-3511-80М
Седельный тягач Урал-44202-3511-80М

Шведский триумф

Прекрасная наружность плюс совершенное внутреннее содержание – вот формула успеха на рынке в условиях сильной конкуренции и ставшего перманентным мирового экономического кризиса. Данной формуле полностью соответствует Volvo FH. Несмотря на старое название это совершенно новый автомобиль, точнее целое семейство. Его презентация состоялась в сентябре прошлого года, а производство для европейского рынка началось весной нынешнего. Излишне говорить, что дизайнеры потрудились на славу. Однако стильная внешность и прекрасная аэродинамика – не единственные достоинства шведской новинки. Впервые в мире автомобили такого класса получили независимую переднюю подвеску. В сочетании с другим нововведением – реечным рулевым механизмом – она существенно улучшает ходовые качества грузовика (устойчивость на дороге и управляемость), а следовательно, повышается и безопасность движения. В качестве упругого элемента в подвеске применены пневматические баллоны, а сама она предлагается как опция. Автоматические коробки передач заметно облегчают труд водителей. Давно известные и хорошо зарекомендовавшие себя гидромеханические «автоматы» ныне у конструкторов автомобилей не в почете (однако это не означает, что создание новых образцов таких АКП прекратилось). Причина – потери в гидротрансформаторе, и от них никуда не деться. Другое дело – механические коробки с их высочайшим КПД. Дополненные устройством автоматического переключения передач с электронным управлением, они находят все более широкое применение. Естественно, устанавливается автоматизированная МКП и на новый Volvo FH (фирменное название агрегата – I-Shift), причем она может быть с усовершенствованным алгоритмом переключения, который учитывает еще и продольный профиль дороги (рельеф местности). Теоретически для реализации подобного алгоритма управления необходимо знать точное местонахождение автомобиля и иметь электронную карту автомобильных дорог с указанием их продольного профиля. С определением координат транспортного средства сложностей нет – приемники сигналов глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС и GPS) хорошо освоены промышленностью, выпускаются в больших количествах и имеют доступные цены. С картами – сложнее, так как на имеющихся нет данных о продольном профиле (они предназначались для других целей), а дополнение их необходимой информацией – процесс трудоемкий и длительный. Кроме того, карты имеют свойство устаревать – строятся новые дороги, мосты, транспортные развязки; реконструируются старые. Поэтому картографическую базу желательно периодически обновлять. Специалисты компании Volvo нашли оригинальный выход из создавшейся ситуации. Они научили грузовик самостоятельно заниматься картографированием. Когда он впервые перемещается по холмистой местности, то I-See (такое фирменное обозначение получило это замечательное устройство) просчитывает оптимальный вариант движения и запоминает его. А при последующих прохождениях того же участка дороги система таким образом управляет скоростью и переключением передач, чтобы израсходовать минимальное количество топлива. Для этого самообучающаяся I-See заставляет автомобиль набирать скорость в самом начале подъема, препятствует ненужному понижению передачи на вершине холма, сдерживает скорость и переводит грузовик на движение накатом перед спуском, обеспечивает оптимальное торможение на спуске и отпускает тормоза в его конце. Иными словами, она действует как очень опытный водитель. Но это еще не все. Через средства телематики система передает собранные сведения на сервер компании Volvo Trucks, и они становятся доступны другим таким же автотранспортным средствам. При этом наш грузовик также не остается в накладе – и он имеет возможность пользоваться общей картографической базой, хранящейся на данном сервере. Таким образом, довольно быстро создается подробный трехмерный атлас автомобильных дорог, а также автоматически решается проблема его обновления. Согласно данным компании, применение I-See позволяет экономить до 5% топлива. Покидая шведский стенд, следует отметить, что, во-первых, Volvo также привела всю свою продукцию к единому стилевому оформлению, однако сделала это не разом, а в течение восьми месяцев. Во-вторых, и Volvo Trucks, и Renault Trucks входят в одну Volvo Group, и их новейшие грузовики, само собой, в значительной степени унифицированы, но на рынке во избежание внутрикорпоративной конкуренции они разведены – маркетологи относят Volvo FH к премиум-классу. И конечно же, нельзя не поздравить шведов с заслуженной наградой – высокотехнологичный магистральный тягач Volvo FH нового поколения выбран Международным грузовиком 2014 года. Это звание очень почетно. И что примечательно – награждение прошло в Москве в рамках данной выставки.

На радость «зеленым»

Приход Нового года ознаменуется в Европейском союзе введением в действие экологических норм Euro VI – это означает, что все вновь регистрируемые автомобили должны будут соответствовать данному стандарту. Новые требования весьма строги, однако европейские автомобилестроители успешно справились и с ними. Более того, экологически чистые грузовики появятся и в России. Голландская фирма DAF Trucks, являющаяся дочерним предприятием американской компании PACCAR Inc, планирует с октября текущего года поставку на наш рынок своей новой флагманской модели XF Euro 6. Новинка от DAF получила новые шасси и двигатели (10,8-литровый PACCAR МХ-11 и 12,9-литровый PACCAR МХ-13), измененный дизайн кабины. Уложиться в нормы Euro VI стало возможным благодаря применению системы топливоподачи типа Common Rail, турбонагнетателю с изменяемой геометрией, системе рециркуляции отработавших газов, а также сажевому фильтру и выборочному каталитическому нейтрализатору. Каждый из новых моторов имеет несколько градаций по мощности. И что примечательно – предыдущие двигатели, т.е. соответствующие Euro V, оснащались системой впрыска топлива, выполненной по схеме «насос – трубопровод – форсунка». Так что вполне можно говорить о победоносном шествии Common Rail. Кстати, эту же систему топливоподачи применяет и MAN на показанном 4-цилиндровым дизеле D0834LFL Euro 6. Россия богата запасами природного газа, и было бы странно не использовать его в качестве моторного топлива. Несмотря на то что данной проблемой мы занимаемся уже несколько десятилетий, нынешние достижения на этом поприще иначе как скромными и не назовешь. В значительной степени причина кроется в отсутствии развитой сети газонаполнительных станций. Однако автобусам, как правило, курсирующим по определенным маршрутам, много «заправок» и не надо, и поэтому они становятся «локомотивом» перехода на данное альтернативное топливо. И прошедшая выставка подтвердила это. На стендах можно было познакомиться с газомоторными МАЗ-203965, НефАЗ-5299-40-51, КАвЗ-4238 CNG, «Ритмикс-CNG» (холдинг «Volgabus»). 6-цилиндровый 280-сильный газовый двигатель для автобусов модели E0836LOH01 стандарта EEV находился в экспозиции MAN.

Отечественные достижения

Новые европейские экологические требования нашим предприятиям пока не по силам, но рубеж Euro IV взят. Приятным сюрпризом для посетителей автосалона стал дизель ЯМЗ-6585. Он является развитием заслуженного ЯМЗ-238, производство которого началось в первой половине 1960-х годов. Современная версия ветерана развивает 309 кВт/420 л.с. и предназначена для автомобилей 4-го экологического класса. Такие параметры получены благодаря применению турбонаддува, интеркулера, системы впрыска топлива типа Common Rail, причем отечественной системы с контроллером М240. Новейшие малотоннажники «ГАЗель NEXT» пока комплектуются импортными дизелями, но им желателен и бензиновый двигатель, например, такой как EVOTECH 2,7 (92 кВт/125 л.с.). Он создан на базе существующего мотора УМЗ совместными усилиями специалистов «Группы ГАЗ» и ведущей южнокорейской компании по инжинирингу силовых агрегатов Tenergy. Рабочий объем двигателя уменьшили с 2,9 до 2,7 л, применили много импортных комплектующих, ввели более 50 важных конструктивных изменений. В результате снижен расход топлива на 10%, увеличен ресурс до 400 тыс. км, выполнены требования Euro V. Кстати, и само семейство «ГАЗель NEXT» расширяется – нижегородцы показали «Соболь NEXT». Готовится замена и среднетоннажнику. «ГАЗон NEXT» полной массой 8,7 т оснащен кабиной от новой «ГАЗели» и дизелем ЯМЗ-5344 (Euro IV, 99 кВт/134,5 л.с.). А теперь вернемся к «Урал-44202-3511-80М». Помимо обновленной внешности он получил 312-сильный дизель ЯМЗ-53642, 9-ступенчатую коробку передач ZF, интегральный рулевой механизм RBL, пневматическую тормозную систему с использованием компонентов WABCO. В грузовом автосалоне «COMTRANS/2013» приняли участие 447 компаний, и многие из них привезли экспонаты, достойные нашего внимания, причем некоторые из них по нескольку штук. Но к сожалению, обо всем не расскажешь. За «кадром» остались не только отдельные образцы, но и целые темы – такие как эксклюзивные серии тяжелых грузовиков, предназначенные для особо привередливых покупателей (например, Scania Black Amber, что в переводе означает «Черный янтарь», с огромным 16-литровым 560-сильным V-8), или производство иномарок в России (выпускаемые в Нижнем Новгороде Mercedes-Benz Sprinter Classic комплектуют даже системой динамической стабилизации). Хотелось бы еще рассказать о Международном фургоне 2014 года Ford Transit Connect (награждение также происходило у нас), адаптированном к российским условиям эксплуатации представителе североамериканского автопрома International ProStar (аэродинамический дизайн) и новинках из Южной Кореи, об активном рулевом управлении (способно само рулить) немецкой фирмы tedrive Steering Systems, турбокомпрессоре BorgWarner с изменяемой геометрией нового поколения, новейшем семействе электронных систем управления пневматическим тормозным приводом компании Knorr-Bremse под общим названием ABS 8, «КамАЗах» с немецкой кабиной. Но увы. Прошедшая выставка подтвердила, что по своему профилю она самая большая в России, странах СНГ и всей Восточной Европы и, пожалуй, самая интересная.

Международный грузовик 2014 года Volvo FH16
Международный грузовик 2014 года Volvo FH16
Независимая пневматическая передняя подвеска Volvo IFS
Независимая пневматическая передняя подвеска Volvo IFS
Седельный тягач DAF XF Euro 6
Седельный тягач DAF XF Euro 6
  • Геннадий Дунин

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены