Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Экспертиза Maserati кабриолет. Часть первая

Экспертиза Maserati кабриолет. Часть первая

Каждая автотехническая экспертиза, как мы уже не раз писали, является работой оригинальной. Это верно для любого исследования, независимо от того, является ли данный случай обращения к экспертизе редким или он представляет огромную группу автомобилей даже одной модели, на которых проявились одни и те же признаки неисправности, дефекта, неработоспособности и т. д. Как это понимать?

Если перефразировать классика, то лучшим ответом будет: «Все исправные автомобили похожи друг на друга, каждый неисправный неисправен по-своему». И это будет соответствовать истине. Но в практике автотехнических экспертиз иногда встречаются прямо-таки экзотические случаи. Об одном из них мы сегодня намерены рассказать читателю.

Этот случай неординарен по многим критериям. Речь идет о довольно редко встречающейся на нашем рынке модели автомобиля, об особенности претензии автовладельца к приобретенному ТС и о совсем редком проведении подобных экспертиз. Итак, автовладелец обратился к автодилеру с требованием замены товара (автомобиля) ненадлежащего качества. О сути претензии узнаем ниже.

Продавец (дилер) выполнить требование отказался, в связи с чем владелец автомобиля обратился в суд. Судья вынес определение о проведении судебной экспертизы. Ее проведение суд поручил двум экспертам двух разных экспертных организаций. В последние годы такая практика получила распространение. Суд вправе назначить комиссионную экспертизу. В ходе проведения экспертизы у специалистов выявились разногласия.

Это привело к тому, что на основании ст. 83 ГПК РФ и ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» каждый из экспертов подготовил отдельное заключение. Одно из них мы и будем рассматривать сегодня. Опустим перечисление компетенций эксперта, удалим из документов конфиденциальную информацию и сразу перей­дем к вопросам, поставленным судом на разрешение экспертизы. Вот они.

1. Имеются ли в автомобиле Maserati дефекты крыши?

2. Если имеются, являются ли выявленные дефекты существенными с технической точки зрения?

3. Каковыми по происхождению являются выявленные дефекты – производственными или эксплуатационными, возникшими вследствие несоблюдения требований руководства по эксплуатации?

4. Являются ли выявленные дефекты устранимыми, если да, какова стоимость работ, необходимых для их ликвидации?

Замечание. Основу сегодняшней работы составляют реальные документы реальной экспертизы. Оригинальный текст в основном не претерпел никаких изменений. В нем можно встретить термины, совершенно не характерные для обычных неспециальных текстов. Не следует их относить к ошибочным с точки зрения русской орфографии. Итак, приступим к экспертизе.

Исходные данные

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что у приобретенного им автомобиля Maserati «происходит появление затертостей материала и запачкивание потолочного покрытия с внутренней стороны откидной крыши при ее открывании и закрывании». Истец считает, что ему продан автомобиль (товар) ненадлежащего качества. Истец неоднократно обращался в сервисную службу продавца. Истец требует обязать ответчика заменить указанный выше автомобиль на новый той же марки.

Использованная нормативная документация и информационно-справочные материалы

35 источников. Интересующиеся могут найти их на сайте журнала в соответствующей статье.

Исследование

В соответствии с определением суда эксперту был представлен на исследование автомобиль Maserati. Модель, идентификационный номер, государственный регистрационный знак, цвет кузова представленного на исследование автомобиля соответствовал данным, содержащимся в материалах дела.

При исследовании автомобиля проводился внешний осмотр и контрольные операции. При проведении исследования использовались следующие технические средства:

– линейка стальная 300 мм с ценой делений 0,5 мм;

– электронный термометр-гигрометр RST 02305 № 050107 (Швеция);

– штангенциркуль электронный G100070 Electronic Digital Caliper с ценой деления 0,01 мм;

– лупы с кратностью увеличения 2х, 6х, 10х, 14х, 20х, 30х; 40х;

– микроскоп оптический мод. FF‑393 с кратностью увеличения 30х (Япония);

– микроскоп оптический Art. No 69–33000 Meade Instruments Europe GmbH & Co. KG с кратностью увеличения 60х, 80х, 100х;

– микроскоп цифровой Levenhuk DTX500 Mobi с кратностью увеличения до 500х;

– эндоскоп электронный S/N08239388;

– секундомер Casio.

Исследование автомобиля проводилось при температуре окружающего воздуха +22...23 °С и относительной влажности воздуха 20%.

В ходе исследований производилась фото- и видеосъемка камерой PANASONIC LUMIX DMC-FZ100 № G0HB00160, а также фотосъемка цифровым микроскопом Levenhuk DTX500 Mobi.

Термины и определения

В соответствии с Техническим регламентом

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

В соответствии с ГОСТ 15467–79 несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относится к конструктивным дефектам. Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам.

В соответствии с ГОСТ Р 51709–2001

Исправное состояние АТС – состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС (АТС – автотранспортное средство).

В соответствии с ГОСТ Р 27.002–2009

Неисправное состояние (неисправность) – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011

Работоспособность – состояние, при котором транспортное средство или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией.

В соответствии с ГОСТ Р 51709–2001

Работоспособность АТС и его частей – состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

В соответствии с ГОСТ Р 27.002–2009

Работоспособное состояние (работоспособность) – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неработоспособное состояние (неработоспособность) – состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Отказ – потеря способности изделия выполнить требуемую функцию. Отказ является событием, которое приводит к состоянию неисправности.

Сбой – самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.

Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.

В соответствии с ГОСТ ISO 12100–2013

Обитаемое помещение – внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров.

Техническое состояние – совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению.

В соответствии с ГОСТ Р 41.21–99

Автомобиль с открывающимся верхом, автомобиль с открывающейся крышей – транспортное средство, у которого только крыша или часть крыши может складываться, сниматься или откидываться, причем выше граничной линии остаются конструктивные элементы транспортного средства.

Граничная линия – линия, определяемая видимым нижним контуром боковых окон транспортного средства.

В соответствии с ГОСТ Р 41.95–2005

Салон – пространство, предназначенное для водителя и пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, внешним остеклением, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения или плоскостью опоры спинки заднего сиденья.

Вопрос 1. Имеются ли в автомобиле Maserati дефекты крыши?

Автомобиль Maserati в соответствии с классификацией Приложения 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 относится к категории транспортных средств М1. Автомобиль имеет четырехместный кузов, который является его несущей системой (автомобиль с несущим кузовом). Кузов имеет две боковые двери, складывающуюся (открывающуюся) крышу с мягким тканевым тентом, опускающиеся стекла дверей и боковин. Кузов такой конструкции классифицируется как купе-кабриолет, а автомобиль в соответствии с ГОСТ Р 41.21–99 является автомобилем с открывающейся крышей.

В Руководстве пользователя в отношении складывающейся крыши используется термин «складной верх». В ГОСТ 41.21–99 используются термины «открывающийся верх» и «открывающаяся крыша». В тексте заключения будут использоваться указанные наименования этой части автомобиля. В Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 используется термин «обитаемое помещение», а в ГОСТ Р 41.21–99, ГОСТ Р 41.95–2005, других технических документах и литературе используется термин «салон». В связи с этим в тексте заключения будут использоваться оба термина.

Крыша может быть в закрытом состоянии, а также может быть открыта (сложена). При закрытом положении крыши салон автомобиля (обитаемое помещение) изолирован от внешней среды в такой же степени, как и у легковых автомобилей с цельным кузовом (фото 1). При открытой (сложенной) крыше салон автомобиля (обитаемое помещение) открыт и не изолирован от окружающей среды (фото 2). В открытом (сложенном) состоянии все части крыши (открывающегося верха) укладываются в специальный отсек, который закрывается крышкой (фото 3).

Управление открыванием (складыванием) и закрыванием крыши осуществляет владелец автомобиля (оператор) с помощью кнопки (рычага), расположенной на центральной консоли справа от рычага селектора автоматической коробки передач (фото 4) или с помощью поворота ключа, вставленного в цилиндр замка левой двери кузова. При отсутствии надлежащего электропитания или при иной причине неработоспособности автоматической системы управления крыша может быть закрыта или открыта в ручном режиме.

Открывающаяся крыша автомобиля имеет следующие основные конструктивные элементы:

– металлический каркас в виде поперечин дугообразной формы, задающий основную форму и размеры крыши в закрытом (установленном) состоянии;

– мягкий тканевый тент, создающий при закрытой крыше единую поверхность, изолирующую салон (обитаемое помещение) автомобиля от внешней среды при закрытых окнах. Тент включает в себя прозрачное заднее стекло (фото 5);

– рычажный механизм привода (фото 6), обеспечивающий кинематику движения крыши (складного верха) при закрывании и открывании (складывании), а также открывание и закрывание крышки отделения для сложенной крыши;

– электрогидравлический привод (фото 7), создающий необходимые усилия для открывания и закрывания складного верха (крыши) и открывания и закрывания крышки отделения для сложенной крыши;

– система управления приводом, обеспечивающая открывание или закрывание крыши, крышки отделения для крыши (фото 8), опускание и подъем стекол дверей и боковин в зависимости от управляющих действий оператора или в автоматическом режиме.

Для ответа на поставленный судом вопрос, т. е. для определения наличия или отсутствия дефектов крыши было проведено исследование всех указанных выше основных конструктивных элементов и определено их техническое состояние.

При наружном осмотре автомобиля установлено, что у него отсутствуют аварийные повреждения кузова и, в том числе, крыши. Цвет лакокрасочного покрытия кузова соответствует записи в паспорте ТС. На маркировочной табличке производителя указана маркировка лакокрасочного покрытия кузова «PPG BLU OCEANO». Наружный слой тента крыши имеет темно-синий цвет.

На конструктивных элементах крыши имеются маркировки в виде наклеек с торговым знаком MASERATI, штрихкодом и текстом. Например, на передней правой части крышки отсека для сложенной крыши в зоне крепления шарнира штока гидроцилиндра имеется табличка с маркировкой. Из маркировки следует, что производителем системы открывающейся крыши является фирма Edscha, которая специализируется на производстве таких изделий и поставляет свою продукцию различным производителям автомобилей, в том числе и Maserati.

В сложенном состоянии крыша укладывается в отсек, расположенный в задней части кузова автомобиля (фото 9). В этом отсеке исследуемого автомобиля посторонние предметы отсутствуют, что соответствует требованиям Руководства пользователя. Панели отсека закреплены штатным образом винтами и повреждений не имеют. На поверхностях стенок и дна отсека имеются наслоения пыли.

Каркас крыши представляет собой систему металлических дуг (поперечин) круглого поперечного сечения, соединенных шарнирно с рычажным механизмом привода (фото 10).

На передней поперечине каркаса крыши закреплены два замка, левый и правый, которые при закрытой крыше входят в фиксаторы, установленные на верхней поперечине рамы ветрового окна (фото 4, 11), и после срабатывания замков каркас крыши прочно соединяется с рамой ветрового окна. Замки имеют конусные направляющие штыри и механизмы блокирующих защелок.

При открывании крыши замки разблокируются и каркас крыши отсоединяется от рамы ветрового окна. Фиксаторы замков имеют отверстия круглого поперечного сечения, в которые входят направляющие штыри замков, и таким образом обеспечивается взаимное положение замка и фиксатора. Также на фиксаторах имеются вращающиеся на осях ролики диаметром 10 мм, с которыми соединяются защелки при блокировании замков (фото 11).

Проверка работы замков каркаса крыши показала, что элементы замков и фиксаторов находятся в исправном работоспособном состоянии, и сами левый и правый замки работают в штатном режиме. Отказы в работе замков в ходе многократных проверок не возникали.

Далее – тент. Исследование тканевого тента проводилось с использованием методик по аналогии со швейными изделиями. Тент состоит из трех основных деталей – средней, занимающей основную площадь крыши, и двух боковин: левой и правой (фото 1). В задней части средней детали тента смонтировано стекло с нитями электроподогрева.

Детали тента имеют ниточные соединения с закрытыми срезами. Классификация строчек и швов не проводилась, так как это не имеет значения для решаемой экспертной задачи. Края боковин тента имеют окантовывание, которое выполнено строчками из однолинейных прямых цепных стежков.

Для определения наличия или отсутствия дефектов тента были исследованы материалы его деталей и способы соединения деталей друг с другом и с каркасом тента.

Детали тента многослойные и состоят из наружного слоя тканого материала темно-синего цвета без рисунка (фото 12, 13, 14), внутреннего слоя светло-бежевого цвета без рисунка (фото 15), и промежуточных слоев, обеспечивающих тепло- и шумоизоляцию (фото 16). Цвета внешнего и внутреннего слоев тента соответствуют маркировочной табличке, наклеенной на детали рычажного механизма привода, «Blue/Bege».

При исследовании материалов деталей тента установлено, что у них отсутствуют такие дефекты, как двойники, отличающиеся нити, отсутствующие нити, утолщения, утоньшения, узлы, шишковатость, мушковатость, поднырки, дыры, полосы, неравномерная плотность, складки и заломы, следы заделки пороков полотен, пятна на наружной поверхности, места с блеском, следы от игл, разворсованность (фото 17, 18, 19).

А также разрушения нитей (прощипки), оборванные элементарные нити, засоренность, волнистость, муар, перекос нитей, належки, редкие места, подплетины, смещение нитей, петли, рассечки, близны, пролеты, полосы по основе и утку, забоины, недосеки, зебристость. Таким образом, дефекты материала, указанные в ГОСТ 25506–82, ГОСТ 30277–95, методиках, у деталей наружного и внутреннего слоев тента крыши исследуемого автомобиля отсутствуют.

Детали тента имеют ниточное соединение друг с другом. Исследование соединений деталей тента показало, что отсутствуют такие дефекты, как перекосы, излишнее натяжение или ослабление (слабина), укорочение и удлинение, обужение и расширение, видимые отклонение расположения деталей, несимметричность парных конструктивных линий, отклонение формы парных и соединенных деталей, растяжение и искривление краев деталей, искривление швов, пропуски и неравномерная частота стежков в строчках на видимых участках, ослабление или стянутость строчек, нарушения целостности строчек, неправильная посадка тента на каркас крыши.

Разнооттеночность деталей тента, опал деталей, ласы также отсутствуют. Разрывы, расхождение и осыпание ткани по швам отсутствуют. Износ, отделение волокон материалов тента и образование пиллей отсутствуют. Таким образом, у тента крыши исследуемого автомобиля отсутствуют производственные дефекты, перечень которых приведен в ГОСТ 24103–80 и методиках.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, вступает в силу 23 сентября 2010 г.) с изменениями.
  2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС – 018 – 2011) (вступил в силу 01.01.2015г.).
  3. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Термины и определения (Статус стандарта – действует).
  4. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения (Статус стандарта – действует).
  5. ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. № 47-ст с изменениями от 28 марта 2006г.). (Статус стандарта – действует).
  6. ГОСТ Р 41.21-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении внутреннего оборудования (статус стандарта – действующий).
  7. ГОСТ Р 41.95-2005 Единообразные предписания, касающиеся защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения (статус стандарта – действующий).
  8. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. (В ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287, от 27.01.2009 N 28, от 24.02.2010 N 87, от 10.05.2010 N 316, от 28.03.2012 N 254, от 19.07.2012 N 727, от 12.11.2012 N 1156, от 30.01.2013 N 64, от 15.07.2013 N 588, от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097).
  9. Краткий автомобильный справочник. Трансконсалтинг. 1994.
  10. Вахламов В.К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета. М.: «Академия», 2006.
  11. Вахламов В.К. Автомобили. Основы конструкции. М.: «Академия», 2004.
  12. MASERATI GRANTURISMO Руководство пользователя. № издания 80382000 – 1-е Издание – 07/2007.
  13. MASERATI GRANNCABRIO GRANCABRIO SPORT Руководство пользователя. №84789800 – 1-е издание – 06/2012 г.
  14. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Библиотека судебного эксперта. Изд.2. М.: «Наука», 2006.
  15. Майлис Н.П. Судебная трасология. Изд. «Экзамен», М., 2003 г.
  16. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. Изд. «Экзамен», М.: 2001.
  17. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. СПб.: Питер, 2003.
  18. Методика контроля качества швейных изделий. Торгово-промышленная палата СССР. Москва, 1981.
  19. Методика проведения экспертизы импортных швейных изделий. Торгово-промышленная палата СССР. Москва, 1978.
  20. Методика экспертизы импортной мебели. Торгово-промышленная палата СССР. Москва, 1981.
  21. ГОСТ 25506-82 Полотна текстильные. Термины и определения пороков. (Статус стандарта – действует).
  22. ГОСТ 30277-95 Ткани синтетические высокообъемные технического назначения. Общие технические условия (статус стандарта – действует).
  23. ГОСТ 24103-80 Изделия швейные. Термины и определения дефектов (статус стандарта – действует).
  24. ГОСТ 12807-2003 Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов (статус стандарта – действующий).
  25. ГОСТ 4103-82 Изделия швейные. Методы контроля качества (статус стандарта – действует).
  26. ГОСТ 13784-94 Волокна и нити текстильные. Термины и определения (статус стандарта – действует).
  27. ГОСТ 16736-2002 Нити текстильные. Обозначения структуры (статус стандарта – действует).
  28. ГОСТ 20521-75 Технология швейного производства. Термины и определения (статус стандарта – действует)
  29. ГОСТ 29151-91 Материалы тентовые с поливинилхлоридным покрытием для автотранспорта. Общие технические условия. (Статус стандарта – действует).
  30. РД 37.009.026-92. Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора).
  31. BOSCH. Автомобильный справочник. «За рулем», 1999, 2004.
  32. Воздушные фильтры KS для салонов автомобилей. Motor Service International GmBH 50 003 939-09 01/04.
  33. Техническая брошюра по фильтрам. Motor Service International GmBH 50 003 596-09 09/02.
  34. ГОСТ 16976-71 Покрытия лакокрасочные. Метод определения степени меления (статус стандарта – действует).
  35. ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценка риска и снижение риска (ISO 21100:2011, IDT) (статус стандарта – действует).
  36. Продолжение следует

    • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
    • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены