Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Экспертиза Maserati кабриолет. Часть вторая

Экспертиза Maserati кабриолет.  Часть вторая

Продолжаем историю автомобиля Maserati, начало которой публиковалось в сентябрьском номере журнала. Тогда мы обратились к словам классика и, перефразировав известную цитату, согласились с тем, что «все исправные автомобили похожи друг на друга, каждый неисправный неисправен по-своему».

Считаем также, что будет полезным повторить еще один отрывок из той статьи. Вот он: «Этот случай неординарен по многим причинам. Речь идет о довольно экзотической на нашем рынке модели автомобиля, об особенности претензии автовладельца к приобретенному ТС и о совсем редком проведении экспертиз подобным образом».

В прошлый раз экспертную работу мы оставили на этом абзаце:

«Разнооттеночность деталей тента, опал деталей, ласы также отсутствуют. Разрывы, расхождение и осыпание ткани по швам отсутствуют. Износ, отделение волокон материалов тента и образование пиллей отсутствуют. Таким образом, у тента крыши исследуемого автомобиля отсутствуют производственные дефекты, перечень которых приведен в ГОСТ 24103–80 и методиках».

Теперь продолжим. Нитки, использованные для соединения деталей тента (фото 20, 21), представляют собой по внешним признакам химические швейные нитки правой крутки (Z-крутки) из синтетических простых нитей левой крутки (S-крутки). Длина стежков составляет около 5 мм. На видимых участках разрывы ниток отсутствуют.

Промежуточные слои тента выполнены из синтетического волокнистого нетканого материала (фото 22, 23) и синтетического пористого материала. Края боковин тента отделаны дополнительно деталями из тонкого водонепроницаемого полимерного материала (фото 24), соединенными с промежуточным слоем накладным швом с открытыми краями однолинейными прямыми строчками.

Тент соединен с металлическими частями каркаса лентами, изготовленными из тканого материала, которые пришиты к тенту (фото 25) и плетеными шнурами. Разрывы лент и их соединений с тентом отсутствуют. Соединяющие швы прочные. Некоторые соединительные ленты и шнуры крепятся к рычагам механизма привода винтами. Резьбовые соединения лент и шнуров с рычагами прочные. Ослабление или разрушение резьбовых креплений отсутствуют.

Боковые части тента упрочнены плетеными шнурами, проходящими вдоль боковин тента и соединенными с ним тканевыми лентами. На внутреннем слое тента отсутствуют контуры округлой формы с измененным цветом, что говорит об отсутствии следов протекания воды или иной жидкости и намокания внутреннего слоя тента.

Это свидетельствует о водонепроницаемости тента. На внутреннем слое светло-бежевого цвета в задних угловых частях тента имеются участки размером около 350 × 280 мм с более темным (серым) цветом (фото 26, 27, 28). Изменение цвета неравномерное с более темными и более светлыми участками неправильной геометрической формы.

При исследовании участков внутреннего слоя тента в помощью средств оптического увеличения было установлено, что изменение цвета внутреннего слоя тента произошло в результате наслоения и внедрения мелких инородных частиц различного размера, формы и цвета, и их закрепления в объемной структуре материала тента (фото 29, 30, 31). Наличие частиц черного и серого цветов, их скопление на отдельных участках создает общее изменение цвета поверхности материала. Размер частиц составляет от 5 до 140 мкм.

Распределение инородных частиц в структуре материала тента неоднородное. На некоторых участках наблюдаются только отдельные единичные частицы. Их наличие не приводит к общему изменению цвета материала при осмотре без применения средств оптического увеличения. Кроме того, отдельные частицы размером менее 40 мкм не различаются человеческим глазом. На других участках наблюдается скопление большого числа частиц различного размера, формирующих слой загрязнений, что приводит к изменению цвета материала тента.

Рычажный механизм привода представляет собой систему рычагов и тяг различной конструкции. Он предназначен для обеспечения сложного пространственного движения деталей каркаса и закрепленного на нем тента при закрывании крыши и при ее открывании (складывании). Рычаги и тяги соединены между собой шарнирами различной конструкции. Элементы рычажного механизма окрашены эмалью черного цвета (фото 32, 33, 34).

Проверка элементов рычажного механизма показала, что разрушения и деформации рычагов отсутствуют. Шарнирные соединения выполнены в соответствии с их конструкцией и имеют штатную подвижность. Разрушения, заедания, перекосы, рассоединения шарниров отсутствуют. Все элементы, предусмотренные конструкцией шарнирных соединений, включая и стопорные элементы, расположены на своих штатных местах и находятся в исправном состоянии.

Электрогидравлический привод механизма крыши и система управления получают питание от электросети автомобиля. Возможность складывания и закрывания крыши предусмотрена конструкцией автомобиля при работающем и неработающем двигателе с помощью электрогидравлического привода, а при отказе системы привода возможно открывание и закрывание крыши вручную. Процедура закрывания и откравания крыши для всех вариантов описана в Руководстве.

Два гидроцилиндра двухстороннего действия, левый и правый, расположенные в нишах боковин кузова, управляют рычажным механизмом закрывания и открывания крыши (фото 35). Еще два гидроцилиндра двухстороннего действия, левый и правый, имеющие длину 650 мм в выдвинутом состоянии, управляют открыванием и закрыванием крышки отделения для сложенной крыши. Два тросовых механизма, левый и правый, управляют пластмассовыми боковыми складывающимися частями крышки отсека для сложенной крыши (фото 36). Концы двух многожильных стальных тросов диаметром 1,4 мм штатным образом закреплены на боковых частях крышки и на деталях привода и проложены по предусмотренным конструкцией привода направляющим роликам.

При внешнем осмотре деталей привода механизма крыши исследуемого автомобиля какие-либо дефекты и неисправности не выявлены. Все видимые конструктивные элементы находятся на своих штатных местах, закреплены штатным образом. Признаки деформации, разрушения, износа, коррозионных и иных повреждений отсутствуют. Следы подтекания рабочей жидкости гидросистемы отсутствуют.

Для оценки работоспособности привода и системы управления были проведены следующие проверки:

– включение механизма привода с помощью рычага, расположенного на цент­ральной консоли, на закрывание крыши при неработающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью рычага, расположенного на цент­ральной консоли, на открывание крыши при неработающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью рычага, расположенного на цент­ральной консоли, на закрывание крыши при работающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью рычага, расположенного на цент­ральной консоли, на открывание крыши при работающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью поворота ключа в замке левой двери на закрывание крыши при неработающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью поворота ключа в замке левой двери на открывание крыши при неработающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью поворота ключа в замке левой двери на закрывание крыши при работающем двигателе;

– включение механизма привода с помощью поворота ключа в замке левой двери на открывание крыши при работающем двигателе.

Работа привода и системы управления на каждом режиме проверялась от 2 до 5 раз. Количество включений механизма привода при неработающем двигателе было ограничено тем обстоятельством, что при работе привода происходит разряд аккумуляторной батареи.

При включении привода на закрывание и открывание крыши наблюдается последовательность событий, представленная в табл. 1. Также в таблице указаны моменты времени начала и конца отдельных фаз процессов (секунда от момента включения).

Процесс непосредственно закрывания крыши длится 24 с, а процесс открывания крыши – 23 с. Полная длительность процесса с учетом подъема стекол боковин и дверей составляет соответственно 35 и 32 с. Исследование процессов закрывания и открывания крыши автомобиля показывает, что все фазы этих двух процессов протекают в штатной последовательности, описанной на с. 116, 117 Руководства, без сбоев и отказов.

В конце процесса крыша полностью закрыта и стекла подняты или крыша полностью сложена в специальный отсек, крышка отсека закрыта и стекла подняты. Подъем и опускание парных стекол дверей и боковин происходят синхронно и одновременно. Процессы перемещения крыши и стекол также синхронизированы во времени и осуществляются в штатной последовательности.

При остановке процесса закрывания или открывания крыши и нахождении крыши в промежуточном, частично открытом положении (фото 37) через отрезок времени около 10 мин происходит автоматическое перемещение крыши в сложенное положение. Это соответствует описанию в Руководстве на с. 120.

Результаты исследования показывают, что механизм привода и система управления закрыванием и открыванием крыши автомобиля Maserati находятся в исправном работоспособном состоянии.

На основании проведенных исследований каркаса, тента, рычажного механизма, электрогидравлического привода и системы управления получены результаты, свидетельствующие о том, что складывающая­ся крыша автомобиля Maserati находится в исправном работоспособном состоянии. В соответствии с определением, которое дается в технических регламентах и ГОСТ 15467–79, «дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям».

Работа механизма закрывания и открывания крыши автомобиля Maserati соответствует описанию, содержащемуся в Руководстве. Изменение цвета внутреннего слоя тента крыши в задней части образовалось в результате внедрения в материал тента множества инородных частиц размером до 140 мкм.

Аналогичные разнообразные по размерам, форме и цвету частицы обнаруживаются на кожаной обивке сидений, на обивках боковин, на обивках подголовников, на облицовке подголовников, в боксе для укладки сложенной крыши, на поверхностях облицовок выдвижных упоров системы защиты при опрокидывании, размещенных в задних частях подголовников задних сидений, и на других наружных поверхностях.

На поверхностях темных цветов (черных, темно-синих) скопление частиц различного цвета воспринимается визуально как скопление пыли более светлого цвета. На поверхностях светло-бежевого цвета (обивки сидений, подголовников, материал внутреннего слоя тента) скопление таких частиц воспринимается визуально как загрязнения серого цвета.

Основные скопления загрязнений наблюдаются в углублениях наружных поверхностей, например, в углублениях объемной структуры материала, в швах, в углублениях рельефных изображений эмблемы MASERATI на подголовниках, в складках материалов обивок (фото 38–43). Материал тента имеет не гладкую поверхность, а объемную текстуру с множеством извитых волокон, которые удерживают частицы загрязнений. Удержанию мелких частиц способствуют также разноименные заряды статического электричества, образующиеся у частиц загрязнений и на поверхности синтетического диэлектрического материала.

Твердые частицы размером от 2 до 200 мкм классифицируются как пыль. Поэтому далее в отношении загрязнений используется термин «пыль».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, вступает в силу 23 сентября 2010 г.) с изменениями.
  2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС – 018 – 2011) (вступил в силу 01.01.2015г.).
  3. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Термины и определения (Статус стандарта – действует).
  4. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения (Статус стандарта – действует).
  5. ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. № 47-ст с изменениями от 28 марта 2006г.). (Статус стандарта – действует).
  6. ГОСТ Р 41.21-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении внутреннего оборудования (статус стандарта – действующий).
  7. ГОСТ Р 41.95-2005 Единообразные предписания, касающиеся защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения (статус стандарта – действующий).
  8. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. (В ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287, от 27.01.2009 N 28, от 24.02.2010 N 87, от 10.05.2010 N 316, от 28.03.2012 N 254, от 19.07.2012 N 727, от 12.11.2012 N 1156, от 30.01.2013 N 64, от 15.07.2013 N 588, от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097).
  9. Краткий автомобильный справочник. Трансконсалтинг. 1994.
  10. Вахламов В.К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета. М.: «Академия», 2006.
  11. Вахламов В.К. Автомобили. Основы конструкции. М.: «Академия», 2004.
  12. MASERATI GRANTURISMO Руководство пользователя. № издания 80382000 – 1-е Издание – 07/2007.
  13. MASERATI GRANNCABRIO GRANCABRIO SPORT Руководство пользователя. №84789800 – 1-е издание – 06/2012 г.
  14. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Библиотека судебного эксперта. Изд.2. М.: «Наука», 2006.
  15. Майлис Н.П. Судебная трасология. Изд. «Экзамен», М., 2003 г.
  16. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. Изд. «Экзамен», М.: 2001.
  17. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них. СПб.: Питер, 2003.
  18. Методика контроля качества швейных изделий. Торгово-промышленная палата СССР. Москва, 1981.
  19. Методика проведения экспертизы импортных швейных изделий. Торгово-промышленная палата СССР. Москва, 1978.
  20. Методика экспертизы импортной мебели. Торгово-промышленная палата СССР. Москва, 1981.
  21. ГОСТ 25506-82 Полотна текстильные. Термины и определения пороков. (Статус стандарта – действует).
  22. ГОСТ 30277-95 Ткани синтетические высокообъемные технического назначения. Общие технические условия (статус стандарта – действует).
  23. ГОСТ 24103-80 Изделия швейные. Термины и определения дефектов (статус стандарта – действует).
  24. ГОСТ 12807-2003 Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов (статус стандарта – действующий).
  25. ГОСТ 4103-82 Изделия швейные. Методы контроля качества (статус стандарта – действует).
  26. ГОСТ 13784-94 Волокна и нити текстильные. Термины и определения (статус стандарта – действует).
  27. ГОСТ 16736-2002 Нити текстильные. Обозначения структуры (статус стандарта – действует).
  28. ГОСТ 20521-75 Технология швейного производства. Термины и определения (статус стандарта – действует)
  29. ГОСТ 29151-91 Материалы тентовые с поливинилхлоридным покрытием для автотранспорта. Общие технические условия. (Статус стандарта – действует).
  30. РД 37.009.026-92. Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора).
  31. BOSCH. Автомобильный справочник. «За рулем», 1999, 2004.
  32. Воздушные фильтры KS для салонов автомобилей. Motor Service International GmBH 50 003 939-09 01/04.
  33. Техническая брошюра по фильтрам. Motor Service International GmBH 50 003 596-09 09/02.
  34. ГОСТ 16976-71 Покрытия лакокрасочные. Метод определения степени меления (статус стандарта – действует).
  35. ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценка риска и снижение риска (ISO 21100:2011, IDT) (статус стандарта – действует).

Продолжение следует

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены