Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Эксперты без права экспертизы

Эксперты без права экспертизы

Когда-то звание академика было уважаемым и почетным. Но с появлением полчищ самых разных академий, включая оккультизм и ясновидение, оно стало каким-то подозрительным. А порой и откровенно смешным.

То же с генералами. Размножение силовых ведомств повлекло стремительный рост популяции высших офицеров. Некоторые сделали фантастическую для мирного времени генеральскую карьеру. В итоге само звание уже не ассоциируется с боями и победами – ну разве что с подковерными.

Похожая история происходит с автомобильными экспертами. Имя им – легион. Пришел мальчик с дипломом журфака в автомобильный журнал и уже именует себя автомобильным экспертом. Перефразируя старый анекдот, «такой маленький, а уже эксперт».

А что? Марки и модели выучил, пишет бойко, что такое интервью и репортаж, знает, не зря учился. Любимая тема – тест-драйвы. А еще сравнение автомобилей по каким-то домашним методикам. И вот сидит такой автомобильный эксперт и спрашивает другого автомобильного эксперта: «Слушай, а дизель – это двигатель внутреннего сгорания?» – «Подожди, – отвечает тот, – щас погуглю… Ага, кажись, внутреннего…». Так пишутся статьи.

Положение в эфире не легче. «Передачу ведет независимый автомобильный эксперт такой-то». Или «у нас в гостях автомобильный эксперт такая-то». Говорят живенько, местами даже интересно, и вдруг бац! – прокол, после которого ясно, что никакие они не эксперты. И определение «автомобильный эксперт» – всего лишь ярлык для привлечения аудитории. Ну и дань самолюбию, разумеется.

И дело здесь не только в журфаке, филфаке или режиссерском отделении института кинематографии. Я не сноб. Прекрасно понимаю, что образование не панацея, дурака и в трех университетах не выучишь. И немало людей без «корочек» добились колоссальных успехов – взять хотя бы советского физика Якова Зельдовича или буржуазного Билла Гейтса. Ими можно восхищаться, ставить в пример. Одного не надо: делать вывод, что образование вообще не нужно. Задайтесь вопросом: вы легли бы под нож хирурга-любителя? Полетели бы на «Боинге» с пилотом-самоучкой? И ответьте честно – самим себе.

А ведь автомобиль, на минуточку, это средство повышенной опасности. А поэтому настоящий, не медийный автомобильный эксперт должен иметь специальное техническое образование и официальную аттестацию. Иными словами, сертификат. Иначе его мнения, оценки и экспертизы никакой силы не имеют.

Возьмем НАМИ. Вот там настоящие сертифицированные эксперты. Их заключения – это юридический аргумент. Или Александр Хрулев - известный автор нашего журнала, директор специализированного моторного центра. Он тоже сертифицированный эксперт. Вышел из строя двигатель. Чья вина? Гарантийный случай, не гарантийный? Вот его и зовут – посмотрите, изучите, дайте квалифицированное техническое заключение. Проведите официальную экспертизу и помогите разрешить судебный спор.

А теперь представьте в этой ситуации мальчика с журфака или «независимого автомобильного эксперта» из радиопередачи. Что, не можете представить? Ну и не надо.

А раз не надо, есть предложение. Не остановить ли нам девальвацию хорошего понятия «автомобильный эксперт»? Оставим его сертифицированным специалистам. А для всех остальных есть другие, не менее привлекательные определения – автомобильный журналист, опытный автолюбитель, специалист по автомобилям, автомобилист со стажем, классный водитель, ас ночных дорог, король бездорожья, королева бензоколонки. Русский язык так богат – пользуйтесь!

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены