Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Фильтры «КОЛАН»: техника и бизнес

Фильтры «КОЛАН»: техника и бизнес

Моторы первых автомобилей выхаживали 800, хорошо, если 1000 км, после чего водитель, а точнее, шофер, ложился под машину и «давал ей ремонт».

Ресурс современных двигателей может достигать 1 млн км и более. За счет чего? Если кратко, то миллионные пробеги, которыми могут похвастаться некоторые немецкие и японские двигатели, это заслуга заводских технологий. В частности, очень дорогих установок, вымывающих из блока всю технологическую грязь перед сборкой.

Встречается и такое мнение: мол, главная причина долголетия мотора – «полнопоточный масляный фильтр». Имеется в виду фильтр с одним фильтрующим элементом и перепускным клапаном. Но вспомним хрестоматийную истину: при повышении давления клапан открывается, и поток неочищенного масла идет обратно в двигатель, минуя фильтрующую штору (рис. 1, поз. 1). Получается, что фильтр с незащищенным перепускным клапаном гарантирует непрерывную очистку масла лишь в идеальных условиях: двигатель «на холодную» не заводить, не перегружать, резко не газовать и т.д. Иными словами, перепускной клапан не открывать! Возможно ли такое в России с ее морозами, ночными стоянками, холодными гаражами и непредсказуемыми режимами движения?

Хорошо, если двигатель был вымыт изнутри с помощью упомянутой заводской установки, а если нет? Фильтрующая штора быстро забьется технологической грязью, и клапан будет открыт постоянно. А оставшаяся часть грязи будет циркулировать в системе, перемалываясь, будто в мельничных жерновах, и изнашивая прецизионные пары. Причем водитель ничего знать не будет – как же, давление в норме, контрольная лампочка не горит, какой хороший фильтр ему достался! А фильтр лишь пропускает неочищенное масло назад в двигатель.

Странная получается картина. Можно сказать, лукавая: случись что, к фильтру претензий не предъявишь. Можно его разрезать, указать производителю на забитую штору, но тот возразит: бумага высококачественная, фильтр свою задачу выполняет, а сигнализировать о постоянном открытии перепускного клапана в его функции не входит. Конструкция утверждена именитыми автомобильными концернами. Какие претензии?

Есть и чисто эксплуатационный фактор. Известно, что наибольший километраж до капремонта набирают автомобили, работающие на шоссе. Их двигатели запускаются в начале большого пробега и глушатся в конце. Движение равномерное, перегазовок нет, масло в моторах все время горячее, перепускной клапан закрыт, очистка идет непрерывно.

А если автомобиль трудится в городе в режиме «почтальона»? Пробеги короткие, стоянки под погрузку и разгрузку длительные. Двигатель не успевает как следует прогреться, масло тоже, перепускной клапан открывается слишком часто, очистки не происходит.

Можно ли сделать фильтр, очищающий моторное масло при открытом перепускном клапане? Да, можно, если установить перед этим клапаном дополнительный фильтрующий элемент грубой очистки.

Серийные фильтры с защитой перепускного клапана (рис. 1, поз. 2) увидели свет в 1995 году. Автор конструкции такого фильтра – изобретатель, инженер-подвижник из Полтавы Анатолий Колтунов (1938–2002).

Вот что рассказал его сын, директор ПНТП «КОЛАН» Георгий Колтунов. Однажды в дороге начала помаргивать лампочка аварийного давления масла, хотя фильтр не должен был забиться, он прошел всего-то 5 тыс. км! Полтавчане разрезали фильтр, и оказалось, что фильтрующие элементы забиты алюминиевыми частицами. И тут водитель догадался: на двигателе вышел из строя масляный насос! А заклинивший подшипник стал своим наружным кольцом «подъедать» алюминиевый корпус – отсюда и алюминиевые продукты износа. Проверили – все точно, насос «приказал долго жить».

А если бы это был обычный фильтр без защиты перепускного клапана? Продукты износа уходили бы в двигатель, пары трения изнашивались, ресурс двигателя падал, и никто не узнал бы о поломке насоса вплоть до его полного разрушения. Так фильтр из Полтавы получил «специальность» диагноста. По характеру загрязнений предусмотреть выход той или иной детали из строя, вовремя заменить ее, не доводя до крупного ремонта – это тоже часть концепции фильтрации «КОЛАН».

Рис. 2. Фильтры «Колан» возвращают в двигатель самое чистое масло (нижняя кривая)
Рис. 2. Фильтры «Колан» возвращают в двигатель самое чистое масло (нижняя кривая)

Ранее были проведены сравнительные испытания фильтров десяти известных марок. Был среди них и фильтр из Полтавы. Работа проводилась в Испытательном центре продукции автомобилестроения ФГУП «НАМИ», аккредитованном как технически компетентная и независимая испытательная лаборатория. В качестве нормативной базы использовалась документы ISO 4548 «Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров ДВС».

Пробы прошедшего через фильтр масла анализировали на рентгенофлюоресцентном приборе. В результате получили десять кривых (рис. 2). Из их сопоставления видно, что безоговорочным лидером холодной фильтрации является фильтр «КОЛАН». Он собрал больше всех загрязнений при холодном пуске, возвращая в двигатель самое чистое масло.

Испытательные стенды подтвердили: секрет успеха полтавского фильтра – в дополнительном фильтрующем элементе, установленном перед перепускным клапаном. Именно он очищает масло, идущее через клапан, благодаря чему изделие продемонстрировало лучшие результаты фильтрации. Кстати, аналогичные выводы опубликованы в журнале «Автомир» № 9 за 2005 год.

Таким образом, фильтры «КОЛАН» позволяют говорить о принципиально новом решении в деле очистки моторного масла.

Георгий Колтунов, директор ПНТП «КОЛАН»:

Экономика фильтрации

Поговорим о пользе выбора. Да, наш фильтр дороже многих «коллег». Но давайте прикинем бюджет автомобиля для межсервисного пробега 10 тыс. км. Пусть один литр бензина АИ-92 стоит 27 руб., а расход составляет 10 л на 100 км. Итого, на бензин вы потратите 27 000 руб. Плюсуем сюда канистру масла за 300 руб. И масляный фильтр премиум-бренда (защиты перепускного клапана нет) за 150 руб. Получаем в сумме 27 450 руб.

Теперь посчитаем то же самое, но с фильтром «КОЛАН» (защита перепускного клапана есть) за 250 руб. Получаем 27 550 руб. Разница составляет 100 руб., или 0,36%. Это на одной чаше весов. На другой чаше – капитальный ремонт двигателя, который обойдется минимум в 30 000 руб., или более 100% от суммы межсервисной эксплуатации. Что выгоднее?

Тут же отмечу, что фильтры «КОЛАН» защищены более чем 70 патентами России, Украины, Германии. Более 20 заявок находятся на рассмотрении в патентных ведомствах ряда стран. Поэтому все могут пользоваться нашим продуктом в установленном законом порядке. Поскольку наши фильтры обладают патентной чистотой, то, применяя их, любые заводы, СТОА или частные владельцы автомобилей не попадут в спорные ситуации, как это было с некоторыми компаниями. Процитирую соответствующие документы.

1. Из мотивирующей части решения ФАС: «Установлен факт использования ООО "Х*" как изобретения по патенту № 1814564, исключительное право использования которого принадлежит Заявителю, так и принадлежащей ООО "Х*" полезной модели по патенту № Y* согласно пункта 3 статьи 1358 ГК РФ».

2. Из решения суда Нижнего Новгорода Сормовского района (по делу № 2-1428/2011): «Запретить Обществу с ограниченной ответственностью "Z*" использовать изобретение Колтунова Георгия Анатольевича "Способ контроля загрязненности масляного фильтра с основным фильт­рующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана", охраняемого патентом РФ RU (11) № 2281404 (13) С2».

У всех народов есть свои поговорки, касающиеся целесообразности того или иного действия, поступка, приобретения. Мне нравится русская: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

X*, Y*, Z* – считаю нецелесообразным приводить здесь имена компаний и номера их патентов, поскольку мое выступление не преследует цели сведения счетов с кем-либо. Г.А. Колтунов

  • Юрий Буцкий
  • Владимир Волков, канд. техн. наук, директор ИЦПА ФГУП «НАМИ»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены