Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Фильтровать или ремонтировать?

 Фильтровать или ремонтировать?

Моторное масло существует, чтобы смазывать трущиеся пары, а масляные фильтры – чтобы его очищать. И тем самым продлевать жизнь двигателю и сохранять его мощность, уменьшая потери на трение.

В последние десятилетия моторные масла непрерывно улучшались. Появились гидрокрекинговые, полусинтетические и синтетические продукты разных классов вязкости. Совершенствовались и масляные фильтры. Их сегодня собирают из высококачественных комплектующих, а шторы изготавливают из новейших фильтровальных материалов.

Разрезанные фильтры разных производителей. Защита
перепускного клапана имеется только у фильтра «КОЛАН»
Разрезанные фильтры разных производителей. Защита перепускного клапана имеется только у фильтра «КОЛАН»

Но принципиальная конструкция большинства фильтров осталась прежней, поэтому и работают они одинаково. Когда грязь забивает фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан. Масло в двигатель продолжает поступать, но уже неочищенное, содержащее среди прочего и абразивные частицы разных размеров – от мельчайшей кварцевой пыли до металлической стружки, «забытой» в блоке при изготовлении и образовавшейся в процессе обкатки. Итог предсказуем: поверхности пар трения получают повреждения, начинается активный износ.

Перепускной клапан – как вообще он появился в масляном фильтре? Какова его история? Всё просто: он попал туда на заре автомобилестроения, когда масло при низких температурах приобретало желеобразное состояние. Штора его тормозила, и двигателю угрожало масляное голодание. То же самое происходило при загрязнении шторы. И тогда конструкторы решили: лучше абразив в масле и повышенный износ, чем вообще отсутствие смазки. И поставили перепускной клапан – этакий «черный ход», «запасную дверь», «пожарную лестницу»...

Даже совершенствование моторных масел, улучшение их вязкостно-температурных характеристик не позволило отказаться от перепускного клапана. Он остался гарантом поступления масла в двигатель – пусть и неочищенного. Из этого следует, что обычный фильтр неверно называть полнопоточным, поскольку он не очищает все 100% масла, поступающего к парам трения двигателя. Для наглядности доведем ситуацию до абсурда: установим на мотор корпус фильтра без всякой начинки – шторы, клапанов, пружин. Масло пойдет через него без задержек, но фильтрация будет нулевой. И что – такой «фильтр» тоже прикажете называть «полнопоточным»?

А как обеспечить очистку масла при любом положении клапана? Есть ли эффективное решение этой задачи? Здесь необходимо маленькое историческое отступление. В 1996 году фирма «КОЛАН» начала производство фильтров с защитой перепускного клапана, установив перед ним еще один фильтрующий элемент. Это решение позволило контролировать основные процессы в системе смазки двигателя, гарантируя непрерывную очистку масла при всех, даже экстремальных режимах работы. И в результате увеличило ресурс двигателя до 700 тыс. км пробега без капитального ремонта.

Вспомним, что такое обкатка двигателя, – резко не газуй, не перегружай машину, не прозевай замены масла и фильтра и т.д. Почему импортные автомобили фактически не требуют обкатки? Да потому что за рубежом щепетильно относятся к чистоте деталей при сборке двигателя. И промывают блок на специальном оборудовании под давлением 200–300 бар.

В России нашли другое решение – не менее эффективное, но гораздо более «бюджетное». Заволжский моторный завод впервые применил фильтры «КОЛАН» с защитой перепускного клапана при сборке двигателей семейства ЗМЗ 406. Он же стал продвигать эти фильтры через свою сервисную сеть. Эти меры, несомненно, увеличили долговечность двигателя.

Разрезанный фильтр «КОЛАН» с извлеченной шторой. Внутри обнаруживается стружка,
которая не возвращается в двигатель
Разрезанный фильтр «КОЛАН» с извлеченной шторой. Внутри обнаруживается стружка, которая не возвращается в двигатель
Та же картина у фильтров другого типоразмера. Дополнительный фильтрующий элемент —
только у изделий КОЛАН
Та же картина у фильтров другого типоразмера. Дополнительный фильтрующий элемент — только у изделий КОЛАН

Еще одна тонкость. После капитального ремонта, что само по себе дорогое удовольствие, двигатели выхаживали всего 60–80 тыс. км. Причина – отсутствие на СТО возможности качественной промывки блока и других деталей двигателя после ремонтных операций. А значит, все опасные загрязнения – стружка, старый абразив, лишний герметик и др. при обкатке попадают к парам трения. Промывочные масла в сочетании с обычным фильтром тоже не спасут положения – при открытом перепускном клапане загрязнения будут точно так же гулять по системе.

А вот использование фильтров «КОЛАН» обеспечивает постоянную очистку моторного масла – как во время обкатки, так и во время последующей эксплуатации автомобиля. Все загрязнения остаются в масляном фильтре, хоронятся в нем навсегда.

Нельзя не сказать о дополнительных возможностях таких фильтров – например, о контроле состояния системы смазки. Обычные фильтры не способны информировать водителя о степени загрязненности фильтрующей шторы и самого масла. Поэтому автопроизводители назначают некий усредненный пробег до замены масла и фильтра – обычно 10–15 тыс. км. Или пока водитель не обнаружит, что масло стало черным, как деготь. При этом никто не гарантирует работы двигателя на чистом масле. И никто не знает – то ли фильтр очищает масло, то ли открылся перепускной клапан, «запустив» процесс износа пар трения. И само собой, он не догадывается о полном засорении фильтрующего элемента, когда в двигатель поступает масло, напичканное загрязнителями. В результате мотор превращается в мельницу, перемалывающую продукты собственного износа.

Фильтры с защитой перепускного клапана ведут себя иначе. Фирме «КОЛАН» однажды предъявили претензию: на 30 двигателях после 15 минут работы упало давление масла. После вскрытия трех демонтированных фильтров в них обнаружили 72, 68 и 62 г чугунной стружки соответственно. Таким образом, фильтры выполнили свою задачу: задержали загрязнения, и двигатели сохранили свою работоспособность. После этого претензия была отозвана.

Опыт применения фильтров с защитой перепускного клапана позволил внести в действующий регламент замены масла при техническом обслуживании следующее примечание: «Использование фильтра с основным фильтрующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана позволяет контролировать в салоне автомобиля при работающем двигателе загрязненность масляного фильтра по сигнализатору аварийного давления – наличие/отсутствие давления масла».

Итак, фильтр, перепускной клапан которого защищен дополнительным фильтрующим элементом, обеспечивает постоянную очистку масла в двигателе. А масляные фильтры без такой защиты работают в режиме «хочу – чищу, хочу – нет». Так какие же из них являются настоящими полнопоточными?

Радует то, что прогресс не остановишь. Производители все чаще предлагают новые изделия с расширенными возможностями, а потребители сознательно выбирают – или непрерывно перебирать двигатель, или же иметь надежный «неубиваемый» мотор. Так что решайте, что вам выгоднее – фильтровать или ремонтировать.

  • Владимир Волков, канд. техн. наук, эксперт Системы сертификации ГОСТ Р

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены