Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Горизонтальный» дебют

«Горизонтальный» дебют

Продолжая «Парад технологий», представленных на выставке Automechanika во Франкфурте (см. «АБС-авто» № 11 и 12 за 2012 г.), поговорим о продукции компании Gates. Как все знают, ее «конек» – компоненты ременного привода ДВС. Чем же порадовала фирма посетителей выставки?

Пожалуй, главное – это дебют совершенно нового поликлинового ремня Micro-V® Horizon™. Но прежде чем перейти к его особенностям, обрисуем задачи, стоящие перед ременным приводом двигателя.

Моторы стали компактнее

Основной тренд современного моторостроения – downsizing. Это, в частности, означает, что двигатели нового поколения компактнее своих предшественников, но превосходят их по мощности и другим характеристикам.

Хорошим примером служит Volkswagen Golf. В 1990 году он оснащался бензиновым двигателем 1,6 л с максимальной мощностью 51 кВт. Мотор для Golf 2000 года имел мощность 55 кВт при объеме 1,4 литра. А двигатель последнего поколения для этой модели способен развить мощность 77 кВт при объеме 1,2 литра.

Кроме того, едва ли не все современные автомобили оснащаются усилителем рулевого управления, кондиционером, электрической регулировкой и подогревом сидений, автомобильными системами мультимедиа и т. д. В результате генератору приходится обеспечивать зарядный ток до 150 А. Если сравнить этот показатель с прежними 60 А, станет ясно, насколько возросла нагрузка на ременный привод.

А коль нагрузка возросла...

А коль она возросла, необходим новый подход к проектированию приводных ремней. На диаграмме (рис. 1) показано, что уменьшились не только габариты двигателя, но и собственно шкивы (за исключением установленного на коленчатом валу). Поскольку теперь они имеют меньшие размеры (зоны, на рисунке окрашенные желтым цветом), ремень должен обладать повышенной гибкостью для охвата дуги меньшего радиуса при передаче большей мощности (синий цвет).

Рис. 1.  Слева показан двигатель прежнего поколения, справа — 
современный мотор.  Новый ремень Gates Micro­V® Horizon™ 
разработан специально для работы на шкивах меньшего 
диаметра, при сокращенной длине пролета и в условиях 
повышенных температур.
Желтым цветом обозначено уменьшение диаметра шкивов
Синий цвет демонстрирует уменьшение радиуса дуги охвата при 
передаче большей, чем прежде, мощности
Красный цвет подчеркивает уменьшение длины свободного 
пробега
Рис. 1. Слева показан двигатель прежнего поколения, справа — современный мотор. Новый ремень Gates Micro­V® Horizon™ разработан специально для работы на шкивах меньшего диаметра, при сокращенной длине пролета и в условиях повышенных температур. Желтым цветом обозначено уменьшение диаметра шкивов Синий цвет демонстрирует уменьшение радиуса дуги охвата при передаче большей, чем прежде, мощности Красный цвет подчеркивает уменьшение длины свободного пробега

Идем дальше. Плотная компоновка моторного отсека сопровождается повышением температуры подкапотного пространства. А это в свою очередь приводит к возрастанию тепловой нагрузки на ремень.

Разумеется, в процессе эксплуатации ремню требуется охлаждение. Оно может происходить лишь на участках между шкивами (зоны, окрашенные красным цветом). Но вот беда: для этого остается меньше времени из-за сокращения длины свободного пробега. Значит, новый ремень обязан быть более термостойким.

Но и это еще не все. В компактных двигателях очень важна соосность шкивов. Например, в моторах предыдущего поколения нарушение соосности на 1 мм не было критичным, погрешность компенсировалась изрядным свободным пробегом между шкивами. Теперь все иначе. Тот же 1 мм может вызывать серьезные проблемы – в частности, ускоренный износ ремня и его обрыв. Надо ли говорить, что последствия могут быть очень печальными!..

Несоосность часто возникает при ремонте – например, при замене компонентов привода. А коварна она тем, что не определяется визуально. Как же тогда с ней бороться? Одно из проявлений несоосности – свист ремня. Для профессиональной диагностики можно порекомендовать лазерный нивелир Gates DriveAlign®, позволяющий механику выявить нарушения положения шкивов и добиться необходимой точности работы привода.

Но мы отвлеклись. Вернемся собственно к ремню, призванному трудиться на компактных, но мощных моторах.

О ремне Micro-V® Horizon™ – подробнее

Итак, во Франкфурте презентовали новый ремень Micro-V® Horizon™. Как заверяют разработчики, он полностью отвечает требованиям конструкции и эксплуатации компактных двигателей. Давайте посмотрим – за счет чего?

Начнем с «анатомии» (рис. 2). Упрощенно, этот ремень имеет подкордовый слой (1), нити корда (2) и оплетку (3).

Рис. 2  Структура нового ремня Micro­V® Horizon™ с уникальным 
синим адгезионным слоем
Рис. 2 Структура нового ремня Micro­V® Horizon™ с уникальным синим адгезионным слоем

Основа ремня выполнена из EPDM-каучука и армирована волокном. Тут же поясним, что EPDM-каучук (этиленпропилендиенмономер) – это высококачественный синтетический каучук, обладающий высокой устойчивостью к износу и образованию задиров, а также к воздействию масла, озона и высоких температур. К слову, компания Gates является единственным поставщиком на рынке запасных частей, предлагающим полный ассортимент ремней только на основе EPDM-каучука.

Корд нового ремня состоит из полиэфирных нитей; по особым заказам нити корда могут быть изготовлены из нейлона (ремни Stretch Fit™) или арамида, если речь идет об особо мощных приводах.

В свою очередь, оплетка состоит из EPDM повышенной гибкости, достигаемой благодаря уникальному синему адгезионному слою. В чем уникальность – выяснить не удалось, поскольку фирменные «ноу-хау» не раскрываются. Известно лишь, что цветной адгезионный слой появился на основании опыта создания ремней для сборочных конвейеров группы VAG. На рисунке синий слой виден на боковой стороне ремня. Кстати, по этому признаку ремни Micro-V® Horizon™ легко отличить от ремней других производителей.

Наряду с химическим составом, компания уделила внимание и геометрии, а именно профилю и углу ребер ремня. Так, высота профиля Micro-V® Horizon™ составляет всего 4,2 мм. Это связано с применением более экономичных компонентов двигателя, отвечающих стандартам Евро-5 и Евро-6. Угол ребра изменен согласно нормативам первичной комплектации и составляет 42 градуса. Эта величина обеспечивает оптимальное положение ремня в канавках шкива.

Все перечисленные «изюминки» успешно решают задачи, стоящие перед ременным приводом в новых компактных ДВС.

Помимо качества ремней, надежная работа привода зависит и от других факторов: правильного монтажа, своевременной замены компонентов и т.д. Компания Gates предлагает техническое обучение для поддержки механиков и выпускает бюллетени с дополнительной информацией об особенностях применения своей продукции. Из этих источников, например, можно узнать как оценить износы натяжителей и направляющих роликов.

При создании информационного обеспечения не забыты и электронные технологии: так, QR-код на упаковке приводит мастера в раздел сайта Gates, посвященный тому или иному виду продукции. Компанией разработано приложение для iPhone и Android, позволяющее проверить состояние ремня в течение нескольких секунд. Но это тема для отдельного рассказа.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены