Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Интеллигентный сенсор

Интеллигентный сенсор

В заказ-наряде, в разделе «Причина обращения», со слов клиента, мастер-приемщик написал следующее: «На панели приборов – новогодняя елка, при движении автомобиль дергается». Ну, если это новогодняя елка (фото 1), то я – Дед Мороз. Одна-единственная горящая лампочка «Service Engine Soon», согласитесь, это еще не гирлянда. Кстати говоря, наличие на «приборке» такого индикатора (аналог всем известного Check Engine) обычно говорит о принадлежности автомобиля к американскому рынку. О каком автомобиле идет речь? Это BMW525i, в кузове E60, 2005 года выпуска. Правда, BMW не совсем простая, а от тюнингового ателье Hamann (фото 2). Хотя, возможен и такой вариант – от ателье тут только эмблема. Дешево и сердито. Впрочем, «понты» – это зона не нашей компетенции. Наше дело – поставить диагноз. А еще лучше – вылечить. Подключаем к диагностическому разъему «Autologic», связываемся с двигателем (экран 1). Нажатие на клавишу «Fault Codes» приводит к появлению следующей информации (экран 2). Первый код 299А стоит явно особняком и если это не случайность, то работать с ним придется долго и упорно. Поэтому пока оставим его в покое. А вот с оставшимися тремя кодами мы попробуем разобраться без промедления. Для такого необузданного оптимизма есть как минимум две веские причины. Во первых, все три кода относятся к шине данных BSD. А во-вторых, как показывает наша практика, эти коды обычно являются следствием какой-то одной проблемы. Итак, поехали. Что такое линия BSD? Это однопроводная цифровая шина последовательной передачи данных, относящаяся к классу локальных (LIN). Инженеры BMW дали ей обозначение BSD, т.е. Bit Serial Data. В общем случае, на кузовах Е60 с бензиновыми двигателями эта шина используется для коммуникации блока DME со следующими компонентами: генератор, датчик IBS и датчик уровня/качества масла. Несмотря на то что из электрической схемы это напрямую не следует, по факту все перечисленные компоненты на шине соединены параллельно. Поэтому обычно неисправность любого из них приводит к полной потере работоспособности шины. О чем в данном случае и свидетельствует код 281С. Кстати говоря, основная функция генератора при этом сохраняется, т.е. зарядка, хотя и по неоптимальному алгоритму, но все же осуществляется (экран 3). Идем далее. Поскольку на нашей «пятерке» установлен двигатель М54 (фото 3), один компонент мы можем сразу же исключить. А именно – датчик качества и уровня масла. Его здесь просто нет. Данный датчик является прерогативой двигателей только с литерой N (N42, N52 и т.п.). Поэтому количество неизвестных в задачке сокращается до двух. Нужно просто выяснить, какой из фигурирующих на экране двух компонентов (т.е. генератор или датчик IBS) «сажает» шину. Начнем с первого. Отсоединяем разъем с генератора (фото 4), запускаем двигатель, удаляем коды ошибок, однако ничего не меняется, коды по-прежнему те же самые, что и на экране 2. Значит, генератор здесь ни при чем. Замечательно, возвращаем его разъем на место, открываем багажник и устремляем всепроникающий взор на аккумулятор. А точнее, на провод, подсоединенный к его минусовой клемме. Именно в этот провод и встроен IBS, Intelligent Battery Sensor – датчик, отвечающий за мониторинг работы АКБ с точки зрения протекающих по ней токов заряда и разряда, температуры и напряжения (фото 5). Отсоединяем один из его разъемов, а именно тот, к которому подводится провод BSD-линии. Включаем зажигание, удаляем коды, запускаем двигатель. А вот так гораздо лучше – ошибки, связанные с отсутствием сигнала генератора и неисправностью линии BSD, «ушли», остались только коды по шине CAN и по датчику IBS (экран 4). То есть собственно шина заработала, а причиной всех проблем является сам «интеллигентный сенсор». Правда, прежде чем его окончательно «приговорить», мы убеждаемся в том, что на него поступает напряжение питания, а также сигнал Wake Up (по сути, это напряжение от клеммы 15 замка зажигания), но это само собой разумеющиеся вещи. Заказываем новый датчик (если точнее – «массовый» провод с датчиком в сборе), а пока он к нам едет, занимаемся тем самым отложенным до поры кодом 299А «CAN Fault Management EGS». В данной статье этой темы я касаться не буду, это, что называется, отдельная песня. Скажу только, что проблему удалось решить, свидетельством чему является экран 5. Как хорошо видно, в памяти блока DME остался всего один код, обусловленный тем, что IBS отключен. В этот раз наш отдел запчастей, всегда работающий быстро и оперативно, прокололся по полной программе. Видимо, ребята немного расслабились. Судите сами: заказанный нами датчик пришел только через три дня (фото 6 и 7). Но это еще полбеды. В том виде, в котором он пришел, устанавливать его бессмысленно. Дело в том, что сейчас в запчасти поставляется модифицированный вариант, который отличается от старого наличием всего одного трех-пинового разъема. На автомобили в кузове Е60, выпущенные с конца 2006 года, этот датчик «встает» без каких-либо проблем, поскольку там соответствующим образом изменена проводка. А вот на нашей машине используется датчик еще старого образца, с двумя разъемами. Чтобы имплантировать сюда новый датчик, требуются дополнительные переходники-адаптеры. Безусловно, эти адаптеры компанией BMW предусмотрены и в запчасти, конечно, поставляются. Но вот их-то наши коллеги почему-то не заказали. Сделали они это только после нашей с ними проникновенной беседы, по ходу которой периодически использовались некоторые известные обороты ненормативной лексики, а также были затронуты важные вопросы общепланетарного масштаба. И вот, наконец, весь комплект у нас на столе (фото 8). В собранном виде это выглядит так (фото 9). Устанавливаем новый датчик вместо старого, подсоединяем разъемы (фото 10). Остается только удалить последний код неисправности и убедиться, что он больше не возникает (экран 6).

  • Сергей Газетин, технический эксперт компании ООО «Интерлакен-Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены