Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Итальянское трио

Итальянское трио

В конце октября группа российских журналистов побывала в Италии. Три дня, три компании. Нет, три маленьких дня. И три большие компании! Что ж, бывает и так – это к вопросу о легких зарубежных командировках...

Хотите прокатиться с нами? Тогда прошу. Компании представлены в хронологическом порядке: Dayco, Brembo и Saleri. Как посещаем, так и освещаем. Приводы ГРМ и разнообразные ремни; тормозные изделия; узлы и детали систем охлаждения двигателя.

А вдуматься – три огромных сегмента рынка автокомпонентов! Конечно, одной публикацией здесь не обойтись. Поэтому сегодня лишь предварительное знакомство: немного истории, цифры, ассортимент. А технические подробности – уже в следующем году. Такие вот у нас планы. А сейчас мы едем из аэропорта Милана в Турин.

Андреа Таверна, региональный менеджер
по Центральной и Восточной Европе,
рассказывает о продукции Dayco
Андреа Таверна, региональный менеджер по Центральной и Восточной Европе, рассказывает о продукции Dayco

Ход Белой Королевы

Связать коленчатый вал с кулачковым, передать ему мощность и получить взамен правильное газораспределение. Крутить навесное оборудование, чтобы зарядить АКБ, охладить двигатель, заставить работать кондиционер... Все это насущные задачи моторостроения. И решает их компания Dayco.

История фирмы началась в 1905 году в штате Огайо (США). И сегодня ее штаб-квартира располагается там же, в городе Dayton. Кстати, первый слог этого названия лег в основу имени бренда. А «со» – это company, компания. Сложили, и получилось Dayco.

Но продолжим. Европейские подразделения фирмы находится в Италии в городах Кьети близ Пескары и Буроло рядом с Турином. Кроме того, в Италии раскинулись четыре ее завода. Здесь выпускают ремни ГРМ, поликлиновые ремни, жесткие элементы передач – ролики, натяжители, демпферы. Но список производственных площадок этим не исчерпывается, заводы компании работают во многих странах мира.

Где же применяется продукция Dayco? Везде: в сельском хозяйстве, строительстве, индустрии, горной промышленности, при добыче нефти и... конечно же, в автомобилестроении. Достаточно сказать, что более 30 известнейших автопроизводителей выбрали Dayco поставщиком своих конвейеров. Позвольте не перечислять – эти имена у всех на слуху. Поступает продукция Dayco и в афтемаркет.

Фирменная линейка включает все моторные ремни для большинства современных автомобилей. А сама компания входит в тройку ведущих мировых производителей ремней. Здесь не боятся вкладывать средства в науку, исследования, бесконечные тестирования. И вот результат: стабильность передаваемого момента, пониженная шумность, отменное сопротивление повышенным температурам и нагрузкам. И выполнение жесточайших требований ОЕМ.

Национальный менеджер по России и
странам СНГ Игорь Коричнев (слева) и
вице-президент и генеральный директор
подразделения послепродажного
обслуживания (афтемаркет) по Европе
и Южной Америке Бруно Валлилло
возлагают большие надежды на
российский рынок
Национальный менеджер по России и странам СНГ Игорь Коричнев (слева) и вице-президент и генеральный директор подразделения послепродажного обслуживания (афтемаркет) по Европе и Южной Америке Бруно Валлилло возлагают большие надежды на российский рынок

Пара любопытных примеров. Интересно недавнее решение «ремень в масле». Предыстория такова: производитель автомобилей пожелал заменить цепной привод ременным. Но цепь-то работает в масле!

А переделывать систему смазки заказчику ох как не хотелось. «Нет проблем!» – сказали в Dayco и сделали ременный привод, работающий в масляном тумане. Надежно работающий, без проскальзывания и разрушения в агрессивной среде. А вот мощный дизель с системой Common-Rail. Давление впрыска более 2000 бар. Высочайшие механические нагрузки. Распределительная система не с одним – с двумя валами! Страшно? Вовсе нет. Для такого привода Dayco выпускает ремни HT (это аббревиатура Hight Tenacity – высокая цепкость). Их особенности таковы:

Ассортимент — наглядно
Ассортимент — наглядно
Демпферный шкив коленвала
Демпферный шкив коленвала
В этой лаборатории компоненты Dayco тестируются на реальных двигателях
В этой лаборатории компоненты Dayco тестируются на реальных двигателях

• сам ремень изготовлен из новейших полимеров, имеет хитро переплетенный корд и прочную вставку из стекловолокна с высоким модулем упругости;

• зуб ремня защищен пленкой ПТФЭ, наложенной на ткань. Расшифровывается ПТФЭ просто – политетрафторэтилен.

Благодаря новой технологии удалось повысить стойкость ремня к износу при взаимодействии со шкивами (в том числе на боковой части зубьев). А также ограничить боковой износ, вызванный соприкосновением боковины ремня с фланцем шкива. Ну и обеспечить необходимую прочность с большим запасом – это уж само собой.

Предсказуемый итог: сегодня два из трех распределительных ремней, производимых компанией Dayco для именитых конвейеров, являются ремнями типа HT.

Узнать ремни HT можно по внутреннему покрытию белого цвета – это та самая пленка ПТФЭ. Имя у этих изделий весьма романтичное – «Белая Королева». Разработчики с гордостью называют их «венцом творения ассортимента Dayco».

Запомним и отправимся в гости во вторую компанию.

Тормозим в Бергамо

Литейное производство —
высокотехнологичный процесс
Литейное производство — высокотехнологичный процесс

Из Турина наш путь лежал в Бергамо, во владения. нет, не Труфальдино, а Brembo. Ни для кого не секрет, что эта компания – мировой лидер в области проектирования, разработки и производства тормозных систем и комплектующих для легковых автомобилей, мотоциклов и грузового транспорта.

Поставки осуществляются как в ОЕМ (тут мы видим целое созвездие автопроизводителей), так и на вторичный рынок. Особая гордость Brembo – производство тормозных компонентов для гоночных автомобилей.

Как водится, немного цифр из официального релиза, – на то и релизы. Итак, год рождения Brembo – 1961, место рождения – небольшая механическая мастерская в нескольких километрах от Бергамо, основатель – Эмилио Бомбассей, отец нынешнего президента компании.

Сегодня компания реализует продукцию в 70 странах мира. Производственные площадки расположены в Италии, Польше, Англии, Чехии, Словакии, Испании, Германии, Бразилии, Аргентине, США, Мексике, Китае и Индии. Прибавьте к этому сотрудничество с фирмами, расположенными в Швеции, Франции, Англии, США и Японии. Посмотрите на карту – и оцените в этих регионах рынки сбыта.

Образцы тормозных дисков. «Начинка», скрытая за рабочими поверхностями, не так проста.
Тут и отвод тепла, и прочность…
Образцы тормозных дисков. «Начинка», скрытая за рабочими поверхностями, не так проста. Тут и отвод тепла, и прочность…
На заводе по производству дисков. Все
начинается с сырья
На заводе по производству дисков. Все начинается с сырья

Компания насчитывает около 7 тыс. сотрудников, из которых приблизительно 10% – это инженеры и технические специалисты, занятые разработками и исследованиями.

Вот несколько вех из истории компании – разумеется, далеко не все.

1964 – старт производства первых итальянских тормозных дисков для рынка запасных частей.

1975 – признание, да еще какое! Энцо Феррари начинает сотрудничать с Brembo по линии «Формулы 1». Компания из Бергамо становится лидером в области тормозных систем для гоночных болидов и мотоциклов.

1980 – в ассортименте продукции появляется алюминиевый суппорт дискового тормоза. Porsche до сих пор комплектует 100% своих автомобилей продукцией Brembo.

2004 – Brembo и DaimlerChrysler AG (ныне Daimler AG) организуют совместное предприятие по производству дисков из композитной керамики.

2009 – Brembo и SGL Group создают предприятие для выпуска тормозных дисков из керамического углеродного материала.

Глава подразделения афтемаркета
и маркетинга Марко Моретти буквально
заворожил нас своим рассказом
о продукции Brembo
Глава подразделения афтемаркета и маркетинга Марко Моретти буквально заворожил нас своим рассказом о продукции Brembo

И так далее, вплоть до года нынешнего. Мы же подчеркнем: конек Brembo – тормозные диски. А что такое тормозной диск? Напарник тормозной колодки. По-научному – контртело во фрикционной паре. Без него колодка не работает. Именно с производством дисков мы знакомились в Бергамо.

Литейное производство всегда впечатляет. Автоматизированное тем более. Компьютеры задействованы везде – от составления рецептуры легирующих элементов для чугуна до контроля геометрии и структуры материала готового изделия.

Разумеется, автоматизировано и механическое производство. Все металлорежущие операции выполняются на станках CNC (Computer Numeric Control, по-нашему ЧПУ), объединенных в линии. Их немало, этих операций – но особенно интересны нестандартные, специфические для дисков. Например, балансировка. Здесь не навешивают грузики, как в шиномонтаже, а убирают дисковой фрезой лишний металл – причем мгновенно, не уследишь.

А из области «химии» впечатляет покрытие дисков особой краской, высыхающей под действием ультрафиолетовых лучей. Эту технологию так и называют – УФ-окрашивание. По сравнению с другими покрытиями такая технология обеспечивает лучшую антикоррозионную защиту. И придает отменный товарный вид, что тоже немаловажно.

И опять нам пора в путь, на этот раз к подножию Альп в провинцию Брешиа.

Диск, окрашенный по УФ-технологии
Диск, окрашенный по УФ-технологии

Двигатель: температура нормальная

Здесь, на севере Италии, в городе Люмедзане (Lumezzane) находится штаб-квартира Saleri. Специализация компании – водяные насосы для легковых автомобилей. И занимается она этим уже более 70 лет.

Да, фирма Saleri родилась в далеком 1942 году. И с тех пор ее одолевает одна забота: как бы наши моторы не перегрелись.

Последствия перегрева разъяснять не надо: если не заклинивание двигателя, то коробление блока цилиндров и его головки обеспечено. А значит, разгерметизация прокладки ГБЦ, проникновение охлаждающей жидкости в масло и камеру сгорания, какая уж тут эксплуатация...

Марко Пинаколи, директор по продажам в афтемаркете —
не просто интересный собеседник. Он удивительно
артистичный рассказчик
Марко Пинаколи, директор по продажам в афтемаркете — не просто интересный собеседник. Он удивительно артистичный рассказчик
Ремонтный набор для вторичного рынка
Ремонтный набор для вторичного рынка

Но и переохлаждение не подарок – оно наградит увеличением расхода топлива и масла, снижением мощности, повышенным износом и ухудшением экологических показателей...

Нет уж, температура двигателя должна быть оптимальной. И эта забота возлагается не только на радиаторы, но и на водяные насосы, в просторечии именуемые помпами.

Спокойствие, только спокойствие: водяных насосов Saleri хватит на всех. Ежедневный объем их производства составляет более 20 тыс. штук; в год с учетом выходных и прочих праздников выходит 3500 тыс., а этого количества вполне хватает для обеспечения потребностей европейского автопарка на 98%.

И коль уж речь пошла о цифрах, вот еще показательные данные: 60% объемов приходится на OEM/OES и 40% – на афтемаркет. Рассмотрим оба сегмента.

Как и в предыдущих итальянских компаниях, среди партнеров Saleri по OEM/OES мы видим внушительный список автопроизводителей. Значит, гранды мирового автопрома доверяют Saleri.

Немного конкретики. Компания Saleri производит насосы для двигателей практически любого литража и ценового диапазона – от Fiat SGE объемом 900 см3 до новейших престижных моделей Ferrari.

Saleri – стратегический партнер группы BMW. Причем давно, с конца 90-х годов прошлого века. А еще – один из ведущих поставщиков ее заводов. Назовем, например, электрический насос мощностью 200 Вт для бензиновых двигателей, серии 1-3-5, а также X1, X3 и Z4.

Кроме того, с 2012 года компания Saleri поставляет механические насосы для автомобилей MINI с бензиновыми двигателями 1.6. А еще с февраля 2013 года насосы Saleri применяются да дизелях General Motors, выполняющих нормы Euro VI.

Компактное решение для системы охлаждения малогабаритных двигателей BMW
Компактное решение для системы охлаждения малогабаритных двигателей BMW
На заводе высокий уровень автоматизации
На заводе высокий уровень автоматизации

И уже в этом году планируется начать производство нового электрического насоса мощностью 50 Вт для охлаждения турбонагнетателей и снижения температуры воздуха в интеркулерах.

Несколько слов о вторичном рынке. Нас заверили, что процессы производства для ОЕМ/ OES и афтемаркета ничем не отличаются. Да мы и сами убедились во время посещения завода. Сегодня компания предлагает для «вторич-ки» более чем 1000 наименований продукции, реализуя объем в 1,9 млн штук насосов в год.

Штат сотрудников Saleri, в общем-то, невелик – всего 240 человек. Около сорока из них занято исследованиями. Число новейших патентов – 15, из которых 10 действуют с 2010 года. Не так уж и много. Но об их ценности и отдаче говорят не только контракты с именитыми партнерами, но и публичное признание. Примеры? Вот, пожалуйста.

Париж, выставка Equip Auto в 2011 году – приз «Золотой Трофей» за дроссельный водяной насос. Вскоре это изделие завоевало еще один приз – на этот раз на выставке «Automechanika Frankfurt 2012». Неугомонный призер адресован новейшим бензиновым и дизельным двигателям Euro VI и будет запущен в производство в конце 2013 года. Может получиться и так: вы читаете эти строки, а новенький насос отгружается заказчику.

Кроме того, сейчас Saleri занимается интересными проектами с тремя очень известными автопроизводителями. Придет время, и мы обо всем узнаем.

А сейчас попрощаемся с компаниями Dayco, Brembo и Saleri, чтобы вскоре сказать: Buon giorno, signori! Москва – Милан – Турин – Москва

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены