Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические орбиты авторынка. Часть 3

Юридические орбиты авторынка. Часть 3

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

Для меня журнал «АБС-авто» – единственное издание на национальном авторынке, которое профессионально информирует специалистов о юридических особенностях сложных взаимоотношений группы субъектов, играющих на полях автобизнеса. Эта мощная группа объединяет, с одной стороны, компании (импортеры, дилеры, автосервисы и т. д.) и частных предпринимателей, занимающихся ввозом, продажей и ремонтом автомобилей на территории РФ, с другой – автовладельцев, которые являются главными драйверами всех рыночных процессов. Поэтому, считаю, будет интересным и полезным остановиться на вопросах правовых отношений первых по отношению к владельцам (потребителям) ТС.

В зависимости от характера субъекта, к которому могут быть адресованы претензии владельца авто, действующее законодательство, а именно Закон РФ «О защите прав потребителей» – как основной закон этой сферы – разделяет и меры их ответственности.

Обратимся к продавцу автомобилей – самому популярному у автовладельцев субъекту для обращений по таким вопросам. Его особая популярность состоит в том, что именно он заключает договор купли – продажи и продает автомобиль. Но не только. При этом он еще и устанавливает гарантийные сроки, и осуществляет первичное непосредственное взаимодействие с покупателем, а также, в подавляющем большинстве случаев, выполняет последующее техническое обслуживание или гарантийные/постгарантийные ремонтные работы.

Под продавцом Закон понимает предприятие независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, реализующего товары потребителям по договору купли – продажи. Отсюда следует, что на физических лиц, которые самостоятельно продают свои автомобили, Закон свое действие не распространяет.

Внимание. Вынужден предупредить уважаемого читателя, что не всегда данная норма в судах РФ реализуется вышеназванным порядком. В зависимости от региона (иногда и в рамках одного) при рассмотрении таких дел судебная практика может существенно разниться. Так, нередко суды не обращают внимания на статус продавца и применяют нормы Закона к физическому лицу, купившему ТС на вторичном рынке. В своей работе мне в основном удается отстоять правильное применение указанной нормы, но знать о существовании такой проблемы просто необходимо. Кстати, вопросу продажи подержанных автомобилей физическими лицами мы посвятили отдельную статью в одном из предыдущих выпусков журнала.

Поговорим о правах и обязанностях, реализуемых в данном сегменте авторынка. Итак: Права и обязанности в сфере предоставления информации.

Потребитель вправе потребовать от продавца предоставления необходимой и достоверной информации о самом субъекте торговли ТС, режиме его работы и реализуемых товарах (работах, услугах). Такая информация в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли – продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в сфере обслуживания потребителей, – на русском языке. Дополнительно, по усмотрению продавца – на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации.

Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации и об органе, который ее зарегистрировал. Эта же информация должна быть доведена до сведения потребителей при осуществлении торговли и технического обслуживания/ремонта во временных помещениях (например, на выставках), если они осуществляются вне постоянного места нахождения продавца.

Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование «Одобрения типа транспортного средства»; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю и график погашения этой суммы.

А также: гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Кроме того, продавец обязан: указать адрес (место нахождения) и фирменное наименование продавца; предоставить информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указать конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Если приобретаемый потребителем товар уже был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена об этом исчерпывающая информация.

Все вышеназванное должно быть доведено до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), маркировкой или иным принятым способом. Информация об одобрении типа транспортного средства включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Режим работы устанавливается продавцом самостоятельно, но должен быть доведен до сведения потребителей и соответствовать установленному правилу.

А теперь, внимание: ответственность

Если потребителю при заключении договора информация о товаре (работе, услуге) предоставлена не была – он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор уже заключен – в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), в силу Закона несет следующую ответственность. Потребитель вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и/или артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем, или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли – продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Если речь идет о непредставлении информации о работе/услуге, то потребитель вправе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков и повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором сроке недостатки выполненной работы (оказанной услуги) исполнителем не устранены.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Он (потребитель) также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Конечно, для применения всех перечисленных мер ответственности необходимо доказать, что недостатки товара (работы, услуги), возникли вследствие отсутствия у потребителя необходимой информации. Как видно из вышеназванного, последствия непредоставления подобной информации являются очень серьезными, а потому требуют пристального внимания со стороны продавцов.

Пример из практики

Для более глубокого понимания читателем серьезности соблюдения указанных выше положений Закона о предоставлении информации приведу пример из судебной практики, который показывает, насколько далеко готовы зайти некоторые потребители в своих желаниях воспользоваться названными положения­ми Закона для достижения цели получения денежных средств в размерах, превышающих стоимость самого автомобиля.

Продолжение читайте в следующем номере

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены