Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические вопросы авторынка. Часть 6

Юридические вопросы  авторынка. Часть 6

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

Прошлую работу (март 2017), мы заканчивали такими словами:

«Во всех случаях потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоя­тельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру, расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы за хранение и транспортировку товара.

Таким образом, перед проведением экспертизы рекомендую ознакомить потребителя под распись с указанным положением Закона. Это позволит в будущем взыскать свои расходы на организацию и проведение экспертизы».

Сегодняшняя статья является шестой из посвященных разговору о правовых аспектах прав и обязанностей продавцов автомобилей по отношению к потребителям (автовладельцам).

В предыдущих выпусках мы обсудили основные правовые аспекты такого взаимодействия. Сегодня рассмотрим некоторые детали. Но сначала перечислим их.

1. Сроки, которыми ограничены потребители при предъявлении своих требований к продавцам.

2. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя продавцом.

3. Особенности определения базы для расчета неустойки при нарушении требований поретребителя.

4. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара.

5. Нюансы продажи товара ненадлежащего качества, а также особенности дистанционного способа продажи автомобилей.

Начнем со сроков предъявления потребителем требований в отношении недостатков приобретаемого автомобиля.

Закон предусматривает, что потребитель вправе предъявить продавцу следующие требования.

1. Замена приобретенного автомобиля (товара) на товар этой же марки (этих же модели, артикула).

2. Замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерно уменьшению покупной цены на такой товар.

3. Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление.

4. Отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.

5. Возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены договором.

На практике понятие «разумность» судом определяется исходя из сути недостатка и иных обстоятельств, таких, например, как возможность быстрого обнаружения недостатка без применения специальных средств и/или знаний. Например, если речь идет о недостатках лакокрасочного покрытия, которые видны невооруженным глазом, то суд, вероятнее всего, примет в качестве «разумного» достаточно короткий срок, необходимый лишь для предъявления соответствующего требования продавцу.

Однако, если речь идет, например, о дефектах кузова автомобиля, которые заметить не так-то просто (повреждения в закрытых элементах кузова, на внутренних поверхностях дверей и т. д.), то в такой ситуации продавцу самостоятельно придется доказывать суду, когда наступил тот момент, когда потребитель увидел, или мог увидеть, или должен был обнаружить существование недостатка, на который последний ссылается как на производственный.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не было предусмотрено договором купли-продажи автомобиля. И только в случаях, когда день передачи ТС приобретателю установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

При продаже товаров по образцам, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и т. д.) – течение гарантийного срока приостанавливается до момента устранения продавцом таких обстоя­тельств.

В случаях невозможности определения сроков, когда потребитель не может использовать товар по назначению, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли – продажи. К таким случаям относятся: доставка, установка, подключение и сборка товара, устранение зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара (например, дополнительное оборудование). Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором между сторонами. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить продавцу требование. Оно должно быть удовлетворено, если обнаруживается в течение гарантийного срока на основное изделие и при условии, что иное не определено договором.

Несколько слов следует сказать о дополнительном оборудовании, которое устанавливается на автомобиль по заказу потребителя. Как правило, это встречается в случаях приобретения нового автомобиля, когда гарантийный срок на ТС практически всегда больше, чем гарантия на доп. оборудование. Я в таких случаях рекомендую обязательно указывать в заказе-наряде гарантийный срок на устанавливаемое изделие. Это убережет продавца от исполнения дополнительных гарантийных обязательств, которые для этого изделия вовсе не предусмотрены.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар. Законом, при продаже автомобиля, на продавца возлагается обязанность доведения информации об указанных выше сроках до сведения потребителя.

В случаях, когда гарантийный срок по договору купли – продажи автомобиля составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель, тем не менее, вправе предъявить продавцу требования, связанные с качеством приобретенного товара. Это возможно при условии, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли еще до передачи ему автомобиля.

Внимание! Требования потребителя: о соразмерном уменьшении покупной цены на товар; о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом; о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат – в силу Закона – удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя

В случае нарушения указанных выше сроков исполнения законных требований потребителя Закон обязует продавца, допустившего такие нарушения, выплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из цены в том месте, в котором должно быть удовлетворено требование потребителя продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) и в день, назначенный для добровольного удовлетворения такого требования или судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно.

На этом установленном Законом определении необходимо остановиться подробнее. Поскольку речь идет о предъявлении иска, потребители рассчитывают неустойку исходя из стоимости автомобиля в момент, когда он (автомобиль) приобретался, т.е. был новым.

Однако в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» «цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено …, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было».

Таким образом, Закон устанавливает в качестве базы для расчета неустойки стои­мость товара в том виде, в каком он состоит на момент предъявления требования (т.е. с учетом износа и повреждений, которые ТС получает в процессе эксплуатации), а не нового автомобиля в момент его приобретения. В результате размер неустойки, рассчитанный от этих двух разных стоимостей, может существенно отличаться. Иногда они могут разниться цифрой с шестью нулями.

Важно отметить, что в случае невыполнения требований потребителя в названные сроки, он (потребитель) вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные Законом. А именно: о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю

Нередко автодилеры продают автомобили не из тех, что в шоу-руме автосалона, а из тех, которые еще только необходимо заказать. В таком случае договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, определенной договором купли – продажи, не исполняет обязанность по передаче товара потребителю в установленный договором же срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать либо передачи оплаченного товара в установленное время, либо возврата суммы предоплаты.

При этом потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара.

В качестве возможного примера таких убытков могу привести случай, когда продавец не передал в установленный договором срок предварительно оплаченный автомобиль. За него потребителю была обещана скидка в цене, что было зафиксировано в договоре. В результате потребитель приобрел такой же автомобиль у другого дилера, но уже без скидки. Автовладелец потребовал от дилера, не выполнившего условия договора, компенсировать ему сумму, равную обещанной скидке на автомобиль. Это дело еще не закончено, но с высокой долей вероятности разница в цене этих двух автомобилей будет признана судом убытком потребителя. В результате эта сумма будет взыскана с продавца, не передавшего в срок предварительно оплаченный потребителем автомобиль.

Продолжение следует

  • Сергей Барышев

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены