Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Какие машины содержать дороже всего

Какие машины содержать дороже всего

Стоимость владения транспортным средством в России увеличилась по сравнению с прошлым годом, говорится в отчете специалистов PwC. Дороже всего содержать машины класса E и внедорожники свыше 3 млн руб. Выросли их стоимость, расходы на топливо и страхование, также оказало влияние расширение списка автомобилей, облагаемых налогом на роскошь

Ключевые показатели

Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей расходов для всех классов автомобилей, от 28% от общей стоимости для класса В до 49% для класса Е.

Доля потери стоимости транспортного средства от общей стоимости владения в целом осталась на прошлогоднем уровне, несмотря на незначительные отклонения по ряду классов.

Затраты на страхование по состоянию на начало 2017 года составляют значительную долю в общей стоимости владения автомобилем. За последний год доля затрат на страхование в общей стоимости владения снизилась на 1–5% по всем классам, за исключением компактных и среднеразмерных кроссоверов, доля которых осталась на уровне прошлого года.

Снижение ключевой ставки с 11% в 2016 году до 10% в начале 2017 года привело к снижению ставки по автокредитам во всех анализируемых классах, средняя ставка на начало 2017 года составила 14,4%. Доля затрат на топливо в общей стоимости владения автомобилем тем выше, чем дешевле автомобиль. Владельцы автомобилей классов В и С тратят на бензин 23–24%, в то время как владельцы автомобилей класса Е и полноразмерных внедорожников тратят по 6%.

Под стоимостью владения понимаются как эксплуатационные расходы, так и потеря стои­мости автомобиля (расходы на приобретение за вычетом доходов от перепродажи).

В рамках исследования была проанализирована стоимость владения легковыми автомобилями разных классов в крупных городах России по состоянию на начало 2017 года, а также приведено сравнение с данными по состоянию на начало 2016 года. Стоимость владения автомобилем по состоянию на начало 2017 года в целом выросла в сравнении с предыдущим годом, самый значительный рост показали автомобили класса E и внедорожники свыше 3 млн руб., в то время как стоимость владения автомобилями классов B и C осталась примерно на том же уровне.

Основные причины повышения стоимости владения:

  • увеличение стоимости автомобилей;
  • увеличение затрат на топливо и прочих затрат;
  • расширение списка автомобилей, облагаемых налогом на роскошь;
  • увеличение страховых премий КАСКО и ОСАГО почти по всем классам автомобилей.

Среди основных причин, сдерживающих рост стоимости:

  • снижение ключевой процентной ставки с 11 до 10%. Как результат – снижение ставок по автокредитам;
  • повышение стоимости подержанных автомобилей. Стоимость парковки, которая приводится в данном исследовании в иллюстративных целях, по состоянию на начало 2017 года также значительно выросла. Важно отметить, что стоимость владения для конкретного автомобиля может значительно отличаться в зависимости от конкретных условий его приобретения и эксплуатации. Ключевые допущения настоящего анализа представлены далее.

Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения для автомобилей всех классов. Согласно полученным результатам потеря стоимости за три года автомобилей классов В (компактный), C (гольф), D (средний) и компактный кроссовер составляют порядка 28–35% от общей стоимости.

При этом данный показатель для среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. составляет 37–42% общей стоимости.

Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. – 49 и 43% соответственно. По сравнению с началом 2016 года доля данного параметра в общей стоимости снизилась в классе B (компактный), классах среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. на 2–3%.

Доля потери стоимости осталась фактически на прежнем уровне в классе компактныч кроссоверов и в классе С (гольф) и увеличилась во всех остальных классах на 1–3%.

Снижение или сохранение доли данной статьи на уровне прошлого года говорит о том, что несмотря на увеличение стоимости новых автомобилей вследствие девальвации рубля и обязательного оснащения новых моделей системой ЭРА-ГЛОНАСС, повышение стоимости на подержанные автомобили, которое является следствием повышения спроса на автомобили вторичного рынка, компенсирует рост цен на первичном рынке.

Автомобили внутри одного класса также обесцениваются по-разному. На это могут влиять различные факторы, например:

  • надежность и репутация модели автомобиля;
  • соотношение спроса и предложения на конкретную модель на рынке автомобилей с пробегом;
  • наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели;
  • динамика цен на аналогичные новые автомобили;
  • доступность моделей на вторичном рынке.

Кредиты

Ставка по автокредитам продолжает снижаться на протяжении двух лет. В среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту (при условии 50% первоначального взноса) в начале 2016 года составляла 16,1% и 19–23% в 2015 года.

По состоянию на начало 2017 года показатель снизился до 14,4%. Данная тенденция обусловлена снижением ключевой ставки, которая по состоянию на начало 2017 года составляла 10% и к концу 1-го полугодия 2017 года снизилась до 9%.

Кредиты стали доступнее
Кредиты стали доступнее

В 2016 году выросло количество автомобилей, проданных в кредит (помимо снижения ключевой ставки, на ситуацию благоприятно повлияли программы льготного автокредитования). При этом общий объем выданных кредитов снизился по сравнению с 2015 годом на 6,5%. Также увеличилась средняя сумма кредита, что вызвано сменой кредитной политики (банки отдают предпочтение более состоятельным заемщикам с хорошей кредитной историей, стараясь «отсеивать» неплатежеспособное население).

За прошедший год произошло повышение порога для льготного автокредитования: под программу теперь попадают автомобили, цена которых не превышает 1 450 тыс. руб., годом ранее порог составлял 1 150 тыс. руб.

Таким образом расширился список автомобилей, которые попадают под новые условия программы: в список попали несколько автомобилей класса D, а также компактные кроссоверы.

Внутри классов можно наблюдать определенный разброс процентных ставок в зависимости от модели автомобиля и наличия специальных кредитных предложений от банков. Низкая процентная ставка характерна для автомобилей классов В (компактный), С (гольф) и некоторых компактных кроссоверов, которые в большинстве своем попадают под программу льготного автокредитования. Переплата по кредиту (проценты) составляет для всех рассматриваемых классов 9–23% от общей стоимости владения автомобилем.

Топливо

С января 2017 года акцизы на бензин 5-го экономического класса поднялись с 10 130 до 10 535 руб. за тонну (примерно на 4%). Еще более значительный рост наблюдается у акциза на дизельное топливо: здесь тариф возрос с 5293 до 6800 руб. (рост 28,5%) за тонну. Повышение акцизов на топливо в начале года ведет к плавному росту розничных цен на бензин и дизельное топливо в течение 2017 года (около 8–12%).

Чем дороже автомобиль, тем меньше доля затрат на топливо
Чем дороже автомобиль, тем меньше доля затрат на топливо

Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на топливо. Для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) расходы на топливо составляют порядка 23–24% от стоимости владения, в остальных классах – 6–15%.

Страхование (ОСАГО и КАСКО)

Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем – 19–26% по анализируемым классам. В прошлом году стоимость страхования составляла 21–27%. В среднем доля расходов на страхование снизилась с 23 до 21%. По результатам прошлого года как по ОСАГО, так и по КАСКО было заключено меньше договоров по сравнению с 2015 годом.

Однако в денежном выражении на рынке ОСАГО наблюдается рост. Падение на рынке КАСКО объясняется тем, что продажи новых автомобилей упали и многие владельцы предпочли не оформлять КАСКО, если автомобилю больше года. Более того, лимит по ОСАГО был повышен, что также негативно отразилось на рынке КАСКО-страхования.

Договоров по КАСКО заключили меньше
Договоров по КАСКО заключили меньше

В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.

Однако помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:

  • стоимость запчастей и ремонтных работ;
  • коэффициент угоняемости;
  • эксклюзивность автомобиля и проч.

Налоги и сборы

В прошлом году был расширен список автомобилей, на которые будет распространяться повышенный транспортный налог. По сравнению с предыдущим годом количество автомобилей, попадающих под налог на роскошь, было увеличено с 425 до 708 моделей. Большая часть расширенного списка включает автомобили стоимостью от 5 до 10 млн руб.

Налоги и сборы составляют порядка 1,5–1,6% от общей стоимости владения для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) с мощностью двигателя в среднем 100 и 112 л. с., для автомобилей классов D (средний) и компактных кроссоверов с мощностью двигателя в среднем 145 и 142 л. с. соответственно.

Налог на роскошь заплатило больше автовладельцев
Налог на роскошь заплатило больше автовладельцев

Для автомобилей классов E (бизнес), среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. – порядка 2,1–2,5%. Налоги и сборы для внедорожников свыше 3 млн руб. составляют порядка 5% из-за более высокого налога на роскошь.

Прочие расходы

Прочие расходы на содержание автомобиля, которые включают покупку зимних шин, стои­мость замены шин два раза в год и мойку два раза в месяц, повысились по сравнению с предыдущим периодом, однако ввиду небольшой доли в общей стоимости владения, они не оказали значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем.

Расходы на парковку (для Москвы)

С целью разгрузки городских парковок в конце 2016 года была увеличена стоимость как почасовой парковки, так и годовых и месячных абонементов. В дальнейшем также ожидается повышение тарифов, поскольку планируется достижение 15% свободных мест на парковках. Стоит отметить, что при регулярном пользовании платной парковкой доля данных расходов в стоимости владения становится значительной и тем выше, чем ниже стоимость автомобиля.

Ожидается рост расходов
на парковку в Москве
Ожидается рост расходов на парковку в Москве

Ключевые допущения

В рамках анализа были рассмотрены современные легковые автомобили, официально продаваемые в России. Было выделены восемь классов автомобилей на основании критериев размера и цены. В состав каждого из классов были включены по пять популярных автомобилей (состав автомобилей был частично изменен по сравнению с анализом по состоянию на начало 2016 года в классе С (гольф)). Volkswagen Golf был заменен на Volkswagen Jetta в связи со значительным падением продаж и, как следствие, уходом с рынка.

Volkswagen Golf был значительно дороже остальных представителей в классе ввиду отсутствия локализации производства, что также не позволяло автомобилю попасть под условия льготной программы кредитования и делало автомобиль еще менее доступным. Более того, модель давно не обновлялась, что также негативно сказалось на продажах. Результаты анализа по каждому классу отражают средние значения для автомобилей соответствующего класса. Все основные показатели (цены автомобилей, условия по кредиту и проч.) актуальны на первую половину 2017 года и получены на основании анализа PwC, данных от автодилеров и информации из открытых источников.

  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены