Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Капиталистический интернационал

Капиталистический интернационал

В прошлый раз мы рассказали о тенденциях как на глобальном рынке постгарантийного обслуживания, так и на европейском. Участники семинаров и конференций на международной выставке Autopromotec в Болонье высказались в поддержку идеи объединения усилий и выхода в быстрорастущие регионы, такие как Бразилия, Россия, Индия и Китай. У этих стран много общего, но есть и ряд отличий ведения бизнеса. Приглашенные эксперты поделились своими взглядами на ключевые отличия.

Пьер Флек не советует засиживаться 
в Москве
Пьер Флек не советует засиживаться в Москве

О том, как выглядит российский рынок и чем он отличается от европейского, рассказал глава EUROPART Holding GmbH, специализирующейся на запчастях для грузовиков, Пьер Флек. Как и большинство компаний, отечественный рынок привлекателен для EUROPART прежде всего своими размерами. Сейчас фирма занимает одно из ведущих мест в РФ на рынке запасных частей для грузовиков иностранного производства.

Хотя EUROPART удерживает лидерство у нас уже с 2004 года, страна не перестает удивлять представителей компании. В своем выступ­лении, рассказывая об особенностях работы в России, Флек сразу же сделал акцент на том, что, при всей близости к Европе, отечественный рынок европейским не является. «Я просто шокирован тем, что некоторые игроки рассматривают РФ, как еще один западный рынок», – подчеркнул глава компании и посоветовал более серьезно подходить к этому вопросу.

«Россия – это парадоксальная страна, полная крайностей», – считает глава EUROPART. Как ни странно, одной из главных проблем Флек назвал языковой барьер. Это обстоятельство создает серьезные трудности для компании, желающей работать в России. Также существует большая проблема с нахождением достоверной и надежной информации о состоя­нии рынка. Порой для получения необходимых проверенных сведений ждать приходится два-три года.

Партнер в помощь

По мнению Флека, наименее рискованный способ для выхода на российский рынок – создание совместного предприятия. Что это дает? На взгляд иностранца, в России много непонятного. Даже проработав здесь много лет, компания считает рынок РФ не до конца изученным. Поэтому, для успешного ведения бизнеса нужен местный партнер, который разбирается во всех тонкостях выстраивания бизнес-отношений. Россия, как и Франция, «страна связей», считает Флек, причем не всегда понятно, кто какую роль в этих связях играет и за что отвечает.

Для того чтобы избежать рисков, связанных с незнанием рынка, игрокам из других государств предлагается вкладывать средства в тех, кто владеет необходимыми знаниями. В России существуют фирмы, специализирующиеся как раз на такого рода сервисе. Хотя их услуги и дороги, потратить деньги на это стоит, полагает глава EUROPART. Партнеров следует выбирать осторожно, получив исчерпывающие данные о них.

Также высоки риски, сопряженные с отмыванием средств. Поэтому иностранцу следует уделять особое внимание управлению денежными потоками. Все документы, касающиеся финансов, необходимо отслеживать буквально каждую неделю. Ведь если что-то пойдет не так, найти концы будет почти невозможно. А все остальное уже не так важно. Россия, конечно, не восточный базар, это вполне здоровый рынок, но свои особенности здесь имеются.

Торопиться не надо

Непривычными может показаться не только способы ведения бизнеса, но и современные российские реалии. Так, в глаза бросается плохое качество дорог за пределами Москвы, затрудненное движение и манера вождения автомобилей. Флек искренне удивляется, почему русские все время устраивают гонки на дорогах и водят, как сумасшедшие.

Особый акцент представитель компании сделал на том, что Москва – не Россия. Как нельзя судить о всех США по крупнейшему мегаполису страны Нью-Йорку, так невозможно получить представления о работе в РФ только на примере столицы. Поэтому, если фирма собирается выходить на отечественный рынок, ей необходимо развивать присутствие и в регионах. К слову, у EUROPART есть представительства в 26 городах. Это также дает необходимые знания о местных реалиях. Ориентироваться же следует на долгосрочную перспективу. Отсюда еще один совет – не торопиться.

Что касается возможностей для роста, то, по данным немецкой компании, они впечатляют. 70% грузового автопарка приходится на автомобили старше 10 лет. Правда, европейцам стоит учитывать, что за российского потребителя борются и китайцы, вход которым в Европу закрыт. Их доля в грузовом автопарке составляет 7%. Доминируют же местные марки, которые, в свою очередь, являются относительно дешевыми.

У России, тем не менее, есть одно важное преимущество перед быстроразвивающимися Бразилией, Индией и Китаем, которые вместе с РФ входят в BRIC. Она расположена ближе всех к Евросоюзу, что делает ее более доступной для фирм из ЕС. Так что по прогнозам в ближайшие три года наша страна может стать вторым по величине рынком грузовых автомобилей в Европе. Для наглядности Флек привел данные по обороту компании в России, который за прошлый год составил 44 млн евро. И сейчас это второй по значимости для EUROPART регион после Германии.

Внимание при запуске производства следует уделить и подбору команды. Ее следует набирать из профессионалов, а это довольно трудно. Что касается предложения, то наиболее востребованными будут высококачественные продукты и услуги тренинга. Кроме того, по наблюдениям Флека, россияне любят технологии, поэтому развивать здесь можно не только поставки, но и производство.

Друзья по счастью

Ситуация на автомобильном рынке и рынке постгарантийного обслуживания в РФ в целом схожа с наблюдаемой в Бразилии, Индии и Китае. К примеру, почетный редактор издательского дома и исследовательской компании China Business Update Уэйн Син, попросту отметил, что все вышесказанное о России относится и к КНР. Единственное отличие в том, что западным компаниям требуется налаживать устойчивые связи с властями на местах.

Представитель индийского подразделения консалтинговой компании TMG Advisory Лес Парфитт также подтвердил тезис о том, что выходить на индийский рынок лучше всего, создав совместное предприятие. Кстати, создание СП типично не только для автомобильной отрасли, но и для других сфер, в частности ритейла. Это своеобразная форма сохранения рабочих мест и гарантия выживания местных производителей. Также стране не хватает профессионалов. Афтемаркет здесь сегментирован, представлен небольшими предприятиями, на долю которых приходится 65% рынка. Правда, к 2017 году их процент должен сократиться до 50%, а рынок постгарантийного обслуживания будет стремиться к европейской модели.

Привлекает бурным ростом автопарка производителей компонентов и Бразилия. Свое дело сделали доступные кредиты и сокращение налогов. С 2009 года парк становится все моложе, а владельцы машин меняют их в среднем каждые три года. Значительное отличие от российского рынка состоит в том, что большинство автомобилей не застрахованы, таковых насчитывается 57%. Еще одно отличие – большое распространение двухтопливных автомобилей, что позволяет хозяину авто меньше переживать по поводу роста цен на бензин.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены