Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Китайское предупреждение

Китайское предупреждение

Массовое падение цен связано с недавними проверками, проведенными властями КНР, на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Несоблюдение местных норм грозит оборотными штрафами, поэтому западные компании поспешили заявить о готовности сотрудничать с чиновниками. В числе внезапно решивших сократить аппетиты оказались Jaguar, Land Rover и Mercedes-Benz. Все они, по сообщениям китайских властей, объявили о снижении цен на отдельные модели автомобилей и запчасти. Позднее к ним присоединился американский Chrysler, который сообщил о пересмотре стоимости части продукции и запчастей. В результате стои­мость запасных частей снизилась на 20%. Подобные действия вышеупомянутых предприятий связаны с антимонопольным расследованием, которое было начато Национальной комиссией по развитию и реформам Китая. Кроме того, по сообщениям СМИ, Национальная комиссия по развитию и реформам КНР 4 августа провела неожиданный обыск в шанхайском офисе компании Mercedes-Benz. Также были выявлены монополистические действия на предприя­тиях Chrysler и Audi, компании подвергнутся штрафам. Ранее Бюро по надзору цен уже проводили переговоры с представителями транснациональных компаний в Китае, инсайдеры считают, что тогда антимонопольное расследование в отношении люксовых автомобилей только начинались. В 2008 году в Китае вступил в силу Антимонопольный закон. Однако на протяжении долгих лет соответствующие ведомства особо не занимались необходимыми расследованиями. С февраля этого года постепенно начала набирать обороты, как окрестили ее сами китайцы, «антимонопольная буря» на местном автомобильном рынке. Изначально официальное информационное агентство КНР «Синьхуа» достаточно скупо описывало суть претензий, ограничиваясь сообщениями о том, что в фирме такой-то прошел обыск на предмет соблюдения законов по недопущению недобросовестной конкуренции. Западная пресса заподозрила китайские власти в давлении на производителей и избирательном применении законов. В конце концов представители народной республики дали более развернутый ответ.

Автомобили европейских марок обходятся китайцам
значительно дороже
Автомобили европейских марок обходятся китайцам значительно дороже

В чем провинились

Сайт Министерства коммерции страны, как обычно изысканно, описывает суть претензий. Из сообщения следует, что в апреле Китайская ассоциация по ремонту автомобилей и Страховая ассоциация Китая совместно опубликовали коэффициент соотношения между стоимостью комплектующих и ценой продажи целого автомобиля. «Так, были выявлены показатели 18 деталей общих моделей автомобилей и 50 быстроизнашивающихся деталей, – говорится в сообщении министерства. – Согласно результатам, среди 18 комплектующих коэффициент соотношения отдельных деталей превысил 1200%, таким образом, если необходимо поменять нужную деталь, то стоимость ее будет равна цене 12 новых автомобилей, за рубежом этот показатель составляет 300%». В принципе суть претензий более-менее ясна: услуги западных производителей обходятся китайцам в 4 раза дороже, чем европейцам. В июне Министерство коммерции КНР отметило, что Китай проверяет потенциальные монополистские действия на крупнейшем в мире автомобильном рынке, кроме того, выпустило оповещение, смысл которого заключался в антимонопольной проверке автомобильного рынка страны.

Всеобщее равенство

Китайские и иностранные компании равны перед антимонопольными законами КНР, заявил официальный представитель Министерства коммерции Китайской Народной Республики Шэнь Даньян, комментируя недавние проверки транснациональных предприятий. В целом расследование должно выявить случаи нарушения антимонопольного законодательства, если таковые имелись, и способствовать свободной конкуренции и защите интересов потребителей в частности. Как китайские, так и иностранные фирмы должны нести ответственность при нарушении законов, подчеркнул Шень. Согласно антимонопольному законодательству, вступившему в силу в 2008 году, предприятия, уличенные в недобросовестной конкуренции, облагаются штрафом в размере 1–10% от продаж за предыдущий год. За время действия новых норм расследования велись и в отношении китайских предприятий, и в отношении фирм из других государств. В течение последних трех десятков лет иностранные инвестиции играли активную роль в социальном и экономическом развитии КНР. Правительство Китая всегда было привержено созданию равных условий для всех игроков рынка и обеспечению свободной конкуренции. Страна и дальше будет применять одни и те же стандарты для своих компаний и иностранцев. Китай приветствует сотрудничество с транснациональными корпорациями в различных сферах. В то же время инвесторы из других государств, как и компании, в которые они вкладывают деньги, должны четко следовать местным нормам и выполнять социальные обязательства, указал Шень. Эксперт Антимонопольного комитета, профессор Китайского университета политических наук Ши Цзяньчжун в отношении участившихся в последнее время антимонопольных проверок сказал: «Откровенно говоря, по сравнению с антимонопольными расследованиями в отношении отечественных предприятий, иностранные компании проверяются китайскими правоохранительными органами более осторожно». Ши Цзяньчжун отметил, что, с одной стороны, по сравнению с вековой практикой антимонопольного законодательства в развитых странах, в Китае данная отрасль законодательства все еще находится на ранней стадии создания. Антимонопольные правоохранительные органы Китая сейчас находятся в процессе накопления опыта, что касается случаев, которые могут иметь широкий общественный резонанс, проверки ведутся очень осторожно. С другой стороны, у иностранных предприя­тий накоплен богатый опыт в отношении антимонопольных расследований. Проверенные недавно несколько иностранных компаний пришли в КНР из стран с развитой антимонопольной системой, имеют опыт антимонопольных расследований в других государствах, вплоть до того, что попадали под серьезные наказания в других странах, они хорошо осведомлены об антимонопольном законодательстве и имеют богатый опыт в соответствующей сфере. Таким образом, расследования китайских антимонопольных правоохранительных органов должны проводиться очень осторожно. Многие зарубежные СМИ назвали антимонопольные расследования, инициированные в Китае, «неуместными», поставили под сомнение их мотивы. Ши Цзяньчжун считает, что интенсификация подобных расследований свидетельствует о том, что накопленный в сфере антимонопольных расследований опыт и способности достигли определенного уровня. «Можно сказать, что это расследование возможных нарушений на этих предприятиях». Кроме того, Ши Цзяньчжун также сказал: «В будущем антимонопольные расследования станут нормой, они направлены не только на транснациональные корпорации, но и на местные предприятия».

Шире круг

Уважаемые читатели!
Полную версию данной статьи можно прочесть в бумажной версии
журнала "АБС-авто" № 9 (2014 г.)
  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены