Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Командировка – путешествие в Китай. Часть 1

Командировка –  путешествие в Китай. Часть 1

В ноябре 2016 года количество дел, требующих моего личного присутствия в Китае, достигло критической массы. На семейном совете было принято решение лететь в Китай вдвоем с супругой, так как командировку решили совместить с небольшим отпуском, т. е. превратить ее в путешествие. Это расширило как географию мероприятия, так и тематику наших рассказов. В них мы намерены познакомить читателя с незабываемыми впечатлениями о развлекательных мероприятиях вперемежку с ознакомительными посещениями производств автомобильных деталей. Сказано – сделано. Китайские партнеры прислали официальное приглашение.

Сборы и визы. Теперь нужно оформить визу. И тут сразу возник вопрос: какую визу оформлять? Для тех, кто не в курсе, поясню. В Китай можно въехать по визам 11 видов: туристическая (L); бизнес-виза (M); рабочая (Z); транзитная (G); студенческая (X1/X2); гостевая (F); для журналистов (J1/J2); для родственников (Q1/Q2); для гостей-иностранцев (S1/S2); для сотрудников авиакомпании (C); виза постоянного проживания (D).

Так как мы не были студентами, журналистами и сотрудниками авиакомпании, широта выбора существенно сузилась. Но вопрос оставался открытым с точки зрения выбора: какая виза лучше – туристическая, бизнес-виза или гостевая. К этому добавилась еще одна проб­лема. Из Китая мне надо было на несколько дней выехать в Японию и снова вернуться в Китай. Казалось бы, самая подходящая для этого – транзитная виза. Для ее оформления требуется только билет на любой вид транспорта, подтверждающий выезд в третью страну. Но вернуться по ней в Китай второй раз не получится.

Есть еще так называемый безвизовый транзит. Если путешественник прибывает в международные аэропорты Пекина, Гуанчжоу, Шанхая, Чэнду, Даляня, Чунцина, Шэньяна, Куньмина, Сианя, Гуйлиня, Уханя, Ханчжоу, Харбина, Сямыня и планирует вылететь в течение 72 часов в другие государства через те же самые воздушные узлы, то ему не нужно предварительно получать транзитную визу в Китай.

Но в подобных ситуациях нужно соблюдать определенные правила.

• Если пассажир прилетел в города Шанхай, Пекин, Чэнду, Гуанчжоу или Чунцин – ему дозволено выходить в город, но его пределы покидать запрещается.

• Нельзя осуществить пересадку на другой вид транспорта (автобус, поезд и т. д.).

У нас же, кроме официальной (деловой) части командировки, была запланирована еще и неофициальная – туристическая – с посещением достопримечательностей за пределами Шанхая и заводов Masuma. Поэтому безвизовый транзит нам тоже не подошел. Было принято решение оформить туристическую мультивизу (т. е. с неоднократным заездом в страну).

Небольшая ремарка. В России принято считать, что китайцы просто рвутся в Россию на работу. В Китае же, в больших городах, ситуация прямо противоположная. Китайцы не знают, как выпроводить из Пекина, Шанхая и других мегаполисов «загостившихся» там русских!

Поэтому скажу так: шенгенскую визу получить на порядок проще, чем туристическую мультивизу в Китай! Но вот, наконец, заветная виза вклеена в загранпаспорт и мы приступаем к покупке авиабилетов (фото 1).

Фото 1
Фото 1

Относительно дешево из Екатеринбурга в Шанхай можно улететь бортами «Уральских авиалиний». Если покупать билеты за пару месяцев, можно уложиться тысяч в 28–30 на человека туда – обратно. Но до вылета оставалось пять дней, и на эту дату все билеты были проданы. Пришлось лететь «Аэрофлотом» в 2 раза дороже. Из плюсов – более удачная стыковка рейсов по времени в Москве и возможность перевозки багажа в 23 кг и ручной клади в 10 кг.

В самолете отличное питание и возможность смотреть фильмы на русском языке через индивидуальные медиасистемы, встроенные в спинки кресел с обратной стороны сидения. Такая возможность очень помогает скоротать время при 9-часовом перелете из Москвы. Очень красиво выглядит восход солнца с борта самолета (фото 2).

Фото 2
Фото 2

И вот мы в Пудуне. Это международный аэропорт в Шанхае.

До 1999 года главным аэропортом Шанхая был Хунцяо. А с 1999 года все международные рейсы стал принимать спроектированный архитектором Полем Андре новый аэропорт (фото 3).

Фото 3
Фото 3

Он находится в 30 км от Шанхая. Добраться из аэропорта до города можно или на метро или на новом сверхскоростном поезде на магнитной подушке «Маглев». Это самый быстрый поезд в мире. Он развивает скорость до 430 км/ч. Но мы решили на «Маглев» прокатиться отдельно, «с чувством, с толком», а не уставшими после многочасового перелета. Поэтому в город поехали на метро. Что касается шанхайского метро, то об этом надо рассказать отдельно. Почему? Потому что оно входит в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое метро в мире. Его протяженность более 500 км! Но это не предел. Китайцы планируют к 2020 году увеличить его до 780 км! Само метро очень чистое (фото 4).

Фото 4
Фото 4

Билеты в метро стоят недорого. Цена зависит от длины маршрута. То есть покупаешь билет на станции сразу до необходимой тебе остановки. Про покупку билетов стоит тоже поговорить отдельно. Они продаются в автоматах. Автоматы подразделяются на несколько типов: с оплатой кредитной картой; с оплатой наличными; др.

В первый раз нам пришлось потратить немало времени, чтобы разобраться с этим чудом китайской техники. Основная сложность состояла в том, что информация в автоматах исключительно на китайском – в иероглифах. Немного потыкав в кнопки, мы нашли, как переключить аппарат на английский. Дальше особых проблем не было – главное, сохранить купленный билет до выхода из метро, так как его надо прикладывать к турникету на выходе.

На станциях установлены мониторы, на которых указывается время до прихода поезда. А платформа отделяется от путей прозрачной стеной из прочного стекла, имеющей раздвижные двери. Поезд на станции останавливается так, что двери вагона находятся напротив стеклянных дверей платформы и открываются одновременно. Это очень удобно и безопасно.

Сам вагон метро поражает комфортом. В каждом вагоне бесплатный Wi-Fi. Остановки объявляются на китайском и английском языках. Но мне показалось удобнее следить за маршрутом по электронному табло внутри вагона. На этом же табло демонстрируют рекламные ролики (фото 5).

Фото 5
Фото 5

Машинисты китайского метро практически не управляют поездом, так как управление полностью автоматизировано и осуществляется автопилотом, который точнее любого машиниста затормаживает поезд, чтобы двери вагона оказывались точно напротив дверей платформы. Зато у машинистов есть довольно интересная обязанность: они на каждой станции выходят из кабины на платформу (место выхода отделено специальной стеклянной перегородкой от общей платформы) и наблюдают, как происходит посадка-высадка пассажиров. И только после того как специальный дежурный по платформе дает условный сигнал, что посадка успешно завершена, машинист заходит в кабину поезда и закрывает двери.

В отличие от российского метро, внутри вагона даже на большой скорости довольно тихо. Можно спокойно разговаривать, а не надрываться, пытаясь перекричать шум от движущегося поезда.

Почти все китайцы в метро достают свои термосы и пьют чай. Едят. Наблюдать за этим очень необычно. Хотя на всех станциях метро много недорогих магазинчиков с различной выпечкой и напитками (фото 6).

Фото 6
Фото 6

Бутылочки одеты в симпатичные маечки (видимо, от спонсора какого-то спортивного мероприятия) (фото 7).

Фото 7
Фото 7

Очень неудобно, что по пути из аэропорта в метро нужно делать пересадку. С чемоданами и 25 млн китайцев в Шанхае делать это не особенно удобно. Если бы знали об этом заранее, то поехали бы на «Маглев».

Наш путь лежал первым делом в гостиницу, чтобы привести себя в порядок, оставить вещи и отправиться в китайский цирк. Про гостиницу скажу, что мы решили не селиться в 5-звездочный отель, а старались быть «поближе к народу», т. е. попросили принимающую сторону порекомендовать нам обычную китайскую гостиницу. Китайцы нас долго отговаривали от этого, уверяя, что нам (европейцам) обычная китайская гостиница не понравится. От этого нам становилось еще интереснее пожить среди китайцев.

Обязательным условием при выборе отеля было нахождение его в шаговой доступности от метро. Выбор пал на уютный 3-звездочный отель «Lianbang». Он расположен в 5 минутах ходьбы от станции метро Lujiabang Road и почти в самом центре города. Постояльцы в нем – исключительно китайцы (фото 8).

Фото 8
Фото 8

Заселили в отель нас довольно быстро, выдав пароль от Wi-Fi.

Номера обставлены классической мебелью из темного дерева, но довольно старой. В каждом номере свое электрическое отопление. Есть чайник, телефон и телевизор с кабельными каналами (русского канала нет).

В 5–6 минутах езды от отеля находится торгово-развлекательный район Ксинтианди. Приведя себя в порядок, мы отправились на представление в Шанхайский цирк (фото 9).

Фото 9
Фото 9

Цирк Эра и вообще. Почему именно в цирк? Во-первых, посетить его нам очень рекомендовала принимающая сторона. Во-вторых, шанхайский цирк много лет подряд признается лучшим в мире. Очень интересно, что на билетах написана фраза, которая в переводе звучит буквально так: «Если ты не видел цирк Эра – значит, ты не видел Шанхай!» (кстати, сами билеты стоят от 200 до 600 юаней).

Признаюсь честно: я думал, что в 50 лет удивить меня цирковым представлением невозможно. Но китайцам это удалось в полной мере!

В китайском цирке нет привычных для россиян клоунов, нет номеров с дрессированными животными… Зато то, что могут вытворять китайские акробаты со своим телом, просто не поддается описанию! А восемь мотоциклистов, гоняющих ОДНОВРЕМЕННО в разных направлениях в одном стеклянном шаре – это из области фантастики! Вообще, если будете в Шанхае, обязательно посетите цирк Эра! Добраться до него можно по первой ветке метро.

Что еще очень сильно понравилось – так это точность, с которой начинается представление. На арене идет обратный отсчет времени до начала программы. И представление начинается секунда в секунду! (фото 10)

Фото 10
Фото 10
Фото 11
Фото 11

После представления мы еще пару часов гуляли по городу. Вечером в многомиллионном городе совсем не многолюдно (фото 11).

Поужинав традиционной китайской лапшой со свининой в одном из небольших ресторанчиков, мы отправились спать в отель, так как на следующий день нам предстояла поездка на один из заводов японской компании Masuma, производящей запчасти для автомобилей.

В 7 часов утра за нами должна была заехать девушка-переводчик и водитель в одном лице. Поэтому мы встали пораньше и пошли завтракать в ресторан при гостинице.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели в 6 часов утра в ресторане толпу китайцев (человек 30). Половина из них при этом была в халатах и тапочках.

Но еще больше удивил завтрак. Позиционировался он как «шведский стол».

Сказать, что выбор был невелик – это ничего не сказать!

Все меню шведского стола вы видите на двух фотографиях ниже (фото 12, 13).

Фото 12
Фото 12

Все, что было, я сложил себе на тарелку: лапшу в соевом соусе, кусочки блинов со шпинатом, тесто, жаренное во фритюре. Жена взяла «суп» и рис.

Когда мы с этими тарелками в большом недоумении шествовали мимо дежурного повара, то он окликнул нас и знаками попросил подойти, показывая на большую кастрюлю, которая стояла рядом с ним. У меня затеплилась надежда, что в «суп» или рис сейчас выдадут какое-нибудь мясо… Когда мы подошли к китайцу, то он действительно открыл с кастрюли крышку, запустил туда пятерню и гордо вынул… два яйца! От неожиданности я чуть тарелку не выронил! Это был китайский десерт, который выдается поштучно на нос!

Фото 13
Фото 13

Теперь я понимаю, почему все китайцы худые…

Есть то, что называется супом, было невозможно. Это походило больше на мутную холодную воду с рисовой крупой.

Лапша, которая на фото выглядит довольно привлекательно, оказалась мерзкой, холодной и липкой…

Единственное, что порадовало – это блинчики. Они были горячими и вкусными. Съев по яйцу (без соли, которой в ресторане просто не было) с блинами и зеленым чаем из общего бачка, мы вышли на улицу, откуда почему-то тянуло ароматом жареного мяса.

И тут мы увидели, что прямо перед отелем на тротуаре расположилось несколько мобильных кухонь, где готовилось все, что хочешь! К каждому такому продавцу стояла небольшая очередь из жителей близлежащих домов. Они все были со своими кастрюльками, куда продавцы и складывали приготовляемые ими различные вкусности.

У нас кастрюль не было, и жареных кальмаров с креветками продавец сложил нам в пластиковый контейнер. Тут же мы купили что-то похожее на чебуреки и отправились в номер, где с большим удовольствием это все умяли, запивая горячим кофе.

После первого завтрака в ресторане отеля мы наконец поняли, почему китайцы говорили, что в этом отеле нам, как европейцам, будет некомфортно.

Но время уже подходило к 7 часам, и мы вышли на улицу, где нас уже ждала Люба. Девушка сказала, что ее имя на китайском мы все равно не сможем выговорить правильно, и чтобы не мучить себя и не обижать ее, попросила называть ее Любой. Люба усадила нас в «Тойоту-Аурис» и повезла на завод Masuma.

Завод Masuma. Немного истории. Путь предстоял не близкий – около трех часов, и Люба развлекала нас, как могла. Русским языком она владела довольно неплохо. Правда, впечатление портил ее ужасный акцент. Но это было насколько смешно, настолько и приятно, и мы быстро к нему (акценту) привыкли. Как оказалось, Люба неплохо знает историю автомобильной промышленности Китая. Многое рассказанное ею было для меня откровением. Оказывается, только в 1931 году под патронажем правителя Маньчжурии Чжан Сюэляна был построен в единственном экземпляре первый китайский автомобиль – грузовик Ming Sheng.

Японская оккупация и гражданская война на долгие годы отсрочили появление в Китае собственной автомобильной промышленности. Главная роль в становлении автомобильного производства в коммунистическом Китае была отведена основному стратегическому союзнику и «старшему брату» – СССР. Годом рождения китайского автопрома стал 1956-й, в июле которого из ворот построенного в г. Чанчунь при участии советских специалистов завода FAW (First Automobile Works – Первый автомобильный завод) вышел грузовик Jiefang («Цзефан») СА10, являющийся копией автомобиля ЗиС‑150.

Автомобиль производился на советском оборудовании, сотрудники завода проходили обучение в СССР. За 30 лет производства было выпущено свыше 1,2 млн единиц Jiefang СА10. В 1958 году был построен второй завод BAW (Beijing Automobile Works – Пекинский автомобильный завод), продукция которого была ориентирована на военные нужды; наибольшую известность получил армейский легковой автомобиль повышенной вместимости BJ212.

В том же 1958 году в Нанкине начат выпуск грузовиков Yuejin («Юэцзин») NJ130, за основу которого был принят ГАЗ‑51. В 1963 году корпорацией JAW (Jinian Automobile Works) был запущен в производство грузовик Huanghe JN150 собственной конструкции, грузоподъемностью 8 т.

Рассказала Люба и о серийном производстве легковых автомобилей китайской конструкции, первым из которых считается автомобиль марки Dongfeng («Донгфенг»), появившийся в конце 1950-х годов. Наибольшую известность получил представительский седан Hongqi («Хунцы»), выпускавшийся на заводе FAW для первых лиц государства c конца 50-х до начала 80-х годов прошлого века.

К середине 2000-х годов в КНР уже насчитывалось порядка двухсот крупных и малых производителей автомобилей и автобусов, и далеко не все из них уделяли должное внимание качеству и надежности выпускаемой продукции. Транспортные средства, производимые на мелких заводах с примитивным уровнем технической оснастки и низким уровнем подготовки инженеров и рабочего персонала, нередко были причиной серьезных дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, подобные автомобили, попадая в поле зрения иностранных специалистов и автолюбителей, не способствовали формированию положительного имиджа продукции интенсивно развивающейся страны. Как следствие, в этих условиях правительство было вынуждено ужесточить требования к автопроизводителям, направленные на повышение качества выпускаемой продукции. В результате серий проверок большое количество мелких полукустарных предприятий было закрыто или вошло в состав крупных корпораций.

Иностранный опыт производства автомобилей на китайских заводах, в первую очередь на совместных предприятиях, повысил и требования к сотрудникам. Внедрялись основы корпоративной этики по европейским и японским нормам; рабочие и инженеры проходили стажировки, обучались на курсах повышения квалификации.

Многие предприятия прошли процедуру оценки соответствия системе менеджмента качества международным требованиям ISO. Привлечение иностранных инвестиций и увеличение производственных мощностей автомобильной промышленности как фактор развития смежных с автомобилестроением отраслей не могли не стать причинами создания в КНР предприятий, построенных при участии мировых лидеров индустрии комплектующих – Cummins, Bosch, Michelin, Dana, Siemens, TRW и др., что, в свою очередь, инспирировало качественное развитие местных компаний – производителей комплектующих, узлов и агрегатов.

Автомобильные заводы территориально сконцентрированы в восточных и северо-восточных провинциях страны, что объясняется более развитой на севере и востоке инфраструктурой, наличием морских портов и совершенной сети транспортных коммуникаций, высоким уровнем урбанизации этих регионов, что способствует товарообмену и поддерживается социальной стабильностью этих традиционно китайских территорий, ставших колыбелью индустриального роста.

В это время в Японии и была основана торгово-промышленная компания Masuma. Ее основал в 2001 году в городе Токио Акамацу Мамору.

Идея создания этой компании уникальна – выпускать все основные расходные материалы на большинство популярных машин под одной торговой маркой. И такой торговой маркой стала Masuma.

Masuma установила партнерские связи с рядом самых современных заводов в Японии, Корее и Китае. На настоящий момент на Masuma работают более ста заводов. Все заводы Masuma аккредитованы по системе качества ISO‑9000, оборудованы японскими станками и японской техникой и возглавляются японскими инженерами. Ценовая политика Masuma ориентирована на средний ценовой сегмент.

Запчасти Masuma имеют не низкую, но вполне доступную цену, за счет оптимального подхода к производству и разумной наценки. То есть, как у нас принято говорить, это золотая середина по критерию цена/качество. На настоящий момент уровень брака запчастей Masuma один из самых низких среди представленных на рынке брендов запчастей. По результатам 2015 года он оценивается в 0,05%. А это в несколько раз ниже допустимой нормы любого японского бренда запчастей. Это позволило торгово-промышленной компании Masuma пойти на беспрецедентный шаг в истории производства запасных частей для автомобиля – они установили так называемую безусловную гарантию на все свои запчасти – один год!

Что такое безусловная гарантия? Это значит, что если у вас в течение года вышла из строя любая запчасть фирмы Masuma, то вы можете без всяких лишних вопросов получить за нее 100% денежных средств, сдав ее обратно в магазин. Все бракованные детали передаются дилерами дистрибьютору для проведения анализа причин выхода из строя данной детали. Введение такого алгоритма позволило вывести продукцию Masuma в лидеры по качеству.

На один из таких заводов Masuma, который выпускает сайлентблоки для автомобилей, мы и держим путь.

Рассказ Любы про заводы Японии был увлекателен. Но не менее увлекательным был рассказ о ее личной жизни. Чтобы немного развлечь вас, перескажу и его.

Конечно, нас интересовало, где Люба так хорошо выучила русский язык и как она попала на эту работу. Мы такой вопрос Любе и задали. Русский язык Люба выучила в Шанхайском университете и два года проходила стажировку переводчиком во Владивостоке в одной из торговых компаний. А вот на второй вопрос (про то, как она попала на эту работу) она ответила загадочно: «Я тут не работаю, а подрабатываю, когда у меня появляется желание попрактиковаться в русском языке. Я ведь красивая. И мама у меня красивая!».

Честно говоря, раскосую коротышку (ростом 148 см) с мужским типом фигуры (широкие плечи и маленькая попа) очень тяжело даже с натяжкой назвать привлекательной, не то что красивой… Видя в наших глазах немой вопрос, Люба объяснила: красивые женщины в Китае не работают. Их содержат мужья. И она, когда вышла замуж, сразу уволилась с работы и занимается только собой. А проблема с «красотой» решается очень просто – в Китае большой дефицит женщин.

Это обусловлено тем, что когда женщина беременеет и УЗИ показывает, что родится девочка, 30% женщин делают аборт. Всем нужны парни, т. е. рабочая сила. И в данный момент в Китае на 10 мужчин приходится всего 7 женщин. Поэтому мужики особо на красоту и не смотрят… Следующий наш вопрос был про мужа: сколько ему лет и где он работает. Ответ опять нас немного шокировал: «Муж старше меня на 8 лет. Он работает до 14 часов преподавателем в Шанхайском университете (где они и познакомились). После этого он приходит домой, готовит обед и ужин и уходит на вторую работу – каменщиком на строительстве дома. Приходит домой в 23 часа».

Не успели мы «отойти» от этой информации, как Люба выдала новую: «Завтра у него, кстати, день рождения! Ему исполняется 35 лет!». Соответственно наш следующий вопрос был про то, где они будут отмечать юбилей и что она подарит мужу. Ответ нас совсем «добил»: «Завтра в честь дня рождения он не пойдет на стройку, а купит торт, и мы дома с ним будем ужинать и заниматься любовью. А подарю я ему набор носков!»…

Жена, глядя на меня, тихонечко покрутила пальцем у виска… Мне тоже стало страшно, что нас куда-то везет сумасшедшая… К счастью, к этому времени мы уже подъехали к заводу. Поставив машину на большую удобную стоянку, мы зашли на его территорию.

Продолжение следует

  • Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2017, все права защищены