Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Контрафакт и подделка – не синонимы!

Контрафакт и подделка – не синонимы!

Не так давно прошла информация, что на российском рынке до 30% автокомпонентов – контрафактные. И понеслось! Автомобильные СМИ от интернет-ресурсов до бумажных изданий, солидных и начинающих, запестрели страшилками – «30% подделок», «до одной трети контрафактных деталей», «треть – фальсификации», «30% контрафакта» и т. д.

Братья-журналисты тасовали эту колоду прямо в соседних абзацах, даже не переворачивая страницу: «подделка – контрафакт – подделка – контрафакт – подделка…», добавляя цитаты государственных мужей: «Бороться, запретить, искоренить и вообще уничтожить».

Спрашиваешь: ребята, с чем бороться-то будете? Что искоренять и запрещать – контрафакт или подделки? В ответ удивленные глаза – так это же одно и то же…

А вот и нет. Давайте на пальцах. Термины «подделка», «фальсификация» означают нечто, лишь имитирующее настоящее изделие. А контрафакцией называется несанкционированное использование чужих исключительных прав. Соответственно выражение «контрафактная продукция» относится к изделиям, изготовленным с нарушением этих прав.

Главное, подделка и контрафактная продукция – юридически разные вещи. Подделка может и не затрагивать чьих-либо интересов. А вот контрафакция представляет собой посягательство на собственность правообладателей. В частности, к контрафакции относятся:

– нарушение авторских и смежных прав;

– нарушение патентных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

– нарушение прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Условно говоря, если развести в воде толченый мел и объявить полученную муть молоком, это будет фальсификацией, подделкой. Такое «молоко» пить нельзя. А если взять хорошее, жирное молоко, произведенное в Вологде и написать на пакете «Астраханское», то это будет контрафакт. Но пить такое молоко можно.

Перейдем к автомобильным компонентам. Можно сделать имитацию тормозной колодки, которая будет рассыпаться при контакте с диском. И продавать ее, не нарушая ничьих интеллектуальных прав, не используя чужих изобретений и товарных знаков. Это будет подделкой, но не контрафактом.

А можно изготовить колодку с соблюдением всех технологий, но написать на упаковке, что она выпущена известной зарубежной фирмой. Это будет контрафакт, незаконное использование чужого товарного знака. Однако называть такую продукцию фальсификацией или подделкой нельзя.

Нередко в публикациях внушается, что контрафактные автокомпоненты – это изделия, изготовленные с нарушением технических норм и правил. А следовательно, они низкокачественные и опасные.

Это опять же неверно. Часто единственным недостатком контрафактной продукции является ее противозаконность. Например, какой-то производитель тайком использует чужой патент с передовыми техническими решениями (нередко мирового уровня). Такая продукция может иметь отличное качество. Но будет при этом… правильно, контрафактной, нарушающей патентное право. И снова называть такую продукцию фальсификацией или подделкой нельзя. Это настоящая колодка, хоть и незаконная.

Вот так. Осталось выяснить про те самые 30% автокомпонентов – что все же имелось в виду? Контрафакт или подделки?

И на прощание показательный пример по теме из Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» – вот он, на картинке. Что там говорил Фонвизину князь Потемкин? «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Автор благодарит Евгения Пивеня за интересные беседы по затронутым в статье вопросам

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены