Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Коррозия в «горячем цехе»

Коррозия в «горячем цехе»

Кто-то скажет, что антикоррозионная защита – дело простое. Подумаешь, побрызгал в нужное место из пистолета или аэрозольного баллончика, и все дела. На самом деле, нанесение антикора требует изрядных профессиональных знаний и навыков. И что не менее важно – специализированных препаратов. Взять хотя бы подкапотное пространство...

Врагу не пожелаешь

Условия, в которых трудятся узлы и детали под капотом, иначе как экстремальными не назовешь. Больше всех страдают электрика и электроника, радиаторы системы охлаждения и детали кондиционера, многочисленные трубки и штуцеры. Почему? Давайте разберемся.

Начнем с тепловых режимов. Лето, жара. В нескольких сантиметрах, а то и миллиметрах, горячий двигатель. А сверху, через капот бьют солнечные лучи. А ночью – прохлада и... обильный конденсат.

Зима. Опять же горячий двигатель, а по ночам колоссальные перепады температуры. Опять же конденсат. Влажный рай для гальванических процессов – тут полно разнородных металлов, сталь-алюминий, например. Разность потенциалов. Да утечки тока по влажной поверхности возможны – пусть и ничтожные, но много не надо. «Здравствуй, коррозия!» – «Здравствуйте, здравствуйте...»

Механические нагрузки у электрики, шлангов и трубочек невелики. Но настырны. Имя им – вибрация. В той или иной степени вибрируют все двигатели – ведь идеальной балансировки не бывает. А механические нагрузки, тем более циклические, способствуют развитию коррозионных процессов – это, извините, азбука.

Есть под капотом и более ответственные зоны, испытывающие серьезные напряжения. Это места крепления стоек амортизаторов. Опытные водители знают: у «пожилых» автомобилей там частенько наблюдаются рыжие круги ржавчины. Такие поражения напрямую влияют на безопасность.

Есть разгуляться где на воле
Есть разгуляться где на воле

А теперь о главном. Ни одна из областей кузова не подвергается столь грозной химической атаке, как пространство под капотом. Вспомните, сколько там различных бачков с пластмассовыми крышками? Так вот: ни один из них не может считаться абсолютно герметичным. Микроскопические утечки будут всегда.

Во-первых, это коррозионно-активные испарения моноэтиленгликоля, входящего в состав охлаждающих жидкостей. Во-вторых, пары этанола (или пропанола) из бачка стеклоомывателя – тоже для металла не подарок. В-третьих, испарения гликолевой основы тормозной жидкости – при этом входящие в «тормозуху» антикоррозионные присадки за своей основой почему-то не торопятся...

Вам показалось мало? Продолжим: пары топлива, горячего моторного масла, жидкости гидроусилителя руля, хладагента для кондиционера. А отработавшие газы, всеми правдами и неправдами попадающими в подкапотное пространство? Для описания их «букета» понадобится не одна статья... И все это в условиях упомянутого «горячего цеха». Что, еще надо? Извольте: дорожная пыль и грязь, противогололедные реагенты, остатки щелочных шампуней после мойки двигателя...

Словом, сами понимаете, – если бы химическая и электрохимическая коррозия не воспользовалась такими условиями, мы перестали бы с ней считаться. И сожгли бы учебники химии. И отказались бы покупать антикоры, пустив их производителей по миру.

Но пользуется, пользуется коррозия условиями! И на месте старые добрые учебники. И антикоры мы покупаем. Просто надо понимать, какие именно сгодятся для подкапотного пространства? Тем более, что...

Барин серчает...

Вернемся к мнимой простоте антикоррозионной защиты. Бывают так: необходимость подкапотной обработки признают. Но защищают моторные отсеки чем попало и как попало. И забрызгивают (а то и заливают!) непонятной черной массой разъемы, клеммы, проводку и прочие достаточно нежные места.

А потом события развиваются так: вдруг выходит из строя дорогущий ЭБУ. И барин..., простите, дилер, серчает и лишает владельца гарантии: мол, вы виноваты, залили всё каким-то «гудроном».

Обработка, может и ни при чем, но это еще доказать надо! Экспертиза, судебные разбирательства, потерянное время. А в случае проигрыша и деньги – менять ЭБУ приходится за свой счет.

Так что же – не защищать подкапотное пространство? А как же ужасы, описанные в первой главе? Нет, защищать, конечно. Но не тяжелыми густыми материалами для днища – что за этим последует, мы только что рассказали. И не препаратами для полостей – они не застывают до конца и не всегда дружат с высокими температурами. Тут требуются специальные составы. О них и поговорим.

Каким он должен быть?

Давайте поиграем: допустим, мы инженеры-химики. И получили задание разработать антикор для моторного отсека. Какими свойствами мы бы его наделили?

Наверное, такими. Легкий распыляемый состав с мощными ингибиторами коррозии и надежной адгезией. При нанесении должен уметь вытеснять влагу. А после застывания блокировать доступ кислорода к алюминию, стали, меди, цинку, хрому – словом, ко всем защищаемым материалам.

Пленка после застывания твердая, но эластичная. Твердая, чтобы не пачкалась и обладала достаточной прочностью. Эластичная, чтобы не боялась вибраций. А еще она должна быть прозрачной – для визуального контроля за состоянием контактов и разъемов. И, разумеется, за VIN-кодом на табличке и номером двигателя на блоке.

Разумеется, материал должен выдерживать высокую температуру, не гореть и не плавиться. И не терять своих качеств при нагревании.

Сегодня под капотам может быть щелочная среда, а завтра кислотная – при современной-то экологии и банных процедур на автомойках! Значит, препарат обязан быть стойким к обеим средам. И в тоже время он не должен проявлять агрессии к пластикам и резине.

Впрочем, нам подсказывают, что такой материал уже есть. Называется Dinitrol 4010 Corroheat. Восковой состав с ингибиторами коррозии специально для моторного отсека. Недорогой, эффективный и простой в применении – бери аэрозольный баллончик и работай. А технические данные препарата – вот они, в таблице.

Но это еще не все. Появился материал нового поколения – экологически безопасный на водной основе Dinitrol 964, создающий более прочную и долговечную прозрачную пленку. Оба препарата, 4010 и 964, продаются и в фасовках от литра до 208 литров.

«Защищайте, сударь!» Это – мастеру автосервиса. «Защищайтесь, миледи» А это уже коварной злодейке коррозии. Как известно из мировой литературы, честные поединки миледи проигрывает.

  • Юрий Буцкий

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены