Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Кто и как фильтрует

Кто и как фильтрует

Перед нами двигатель – бензиновый или дизельный, неважно. На нем установлен масляный фильтр типа spin-on с одним фильтрующим элементом и двумя клапанами – перепускным и антидренажным. Стандартная конструкция этого изделия. Далее мы будем для определенности называть его «обычный фильтр».

Не секрет, что масло в двигателе с обычным масляным фильтром очищается не всегда. Когда перепускной клапан открыт, масло в двигатель продолжает поступать, но уже неочищенное. Наряду с органической грязью оно содержит и абразивные частицы разных размеров – от мельчайшей кварцевой пыли до металлической стружки, образовавшейся в процессе обкатки. Итог такой смазки предсказуем: поверхности пар трения получают повреждения, начинается активный износ.

Удивляться не приходится: обычный фильтр сконструировали без малого сто лет назад. В те времена моторное масло при низких температурах приобретало желеобразное состояние. Штора его тормозила, и двигателю угрожало масляное голодание. То же самое происходило при загрязнении шторы: она переставала пропускать масло. И тогда конструкторы решили: лучше абразив в масле и повышенный износ, чем отсутствие смазки вообще. И поставили перепускной клапан.

Даже совершенствование моторных масел, улучшение их вязкостно-температурных характеристик, не позволило отказаться от перепускного клапана. Он остался гарантом поступления масла в двигатель – пусть и неочищенного. Эти решения, равно как и конструкция обычного фильтра описаны в литературе [1-6].

А может, это не так уж и страшно – работа на неочищенном масле? Может, это происходит считанные секунды? К сожалению, нет. Рассмотрим случаи, когда открывается перепускной клапан.

Во-первых, при холодном пуске двигателя. Зимой, пока мотор не прогрелся, перепускной клапан остается открытым примерно 30 минут. Если двигатель за день пускается два раза, получаем целый час работы на неочищенном масле; если четыре раза – то два часа и так далее.

Во-вторых, при полном или частичном засорении фильтрующей шторы. В этом случае работа двигателя на грязном масле будет продолжаться неделями и месяцами.

В-третьих, при резком увеличении давления в системе смазки, например, при обгоне. Клапан открывается ненадолго, но порции грязи в двигатель всё равно поступают.

Из этого следует, что обычный фильтр неверно называть полнопоточным, поскольку он не очищает все 100% масла, поступающего к парам трения.

Удивительно, но такая ситуация вполне устраивает производителей автомобилей. Двигатель с обычным масляным фильтром, как правило, выхаживает гарантийный срок, после чего выпадает из зоны ответственности дилеров. В дальнейшем забота об автомобиле ложится на владельца. А к этому времени «здоровье» двигателя может быть подорвано той самой абразивной грязью, которая циркулировала по системе. И в один прекрасный день хозяину машины придется заняться дорогим ремонтом.

Получается, что владельца автомобиля вводят в заблуждение. Продают ему фильтр, который то фильтрует, то не фильтрует. Водитель считает, что масляный фильтр сохраняет ресурс двигателя, а получается наоборот – ресурс снижается. И никто не предупреждает: этот фильтр будет чистить масло не всегда! Периодически вы будете ездить на грязном масле! Это касается и оригинальных фильтров – они тоже обычные, с периодически открывающимся перепускным клапаном.

Фактически, масляный фильтр отвечает за частоту ремонтов. Можно ли снизить их вероятность, а в идеале вообще свести к нулю? Можно, если сделать очистку масла по-настоящему полнопоточной, стопроцентной. Такая технология реализована в фильтрах «КОЛАН» и защищена патентом.

Посмотрим на схему. Фильтр «КОЛАН» помимо традиционной гофрированной шторы имеет фильтрующий элемент, защищающий перепускной клапан. Из рисунка видно, что у масла нет никакой возможности обойти фильтрующие элементы. Даже при открытом перепускном клапане оно будет надежно очищаться. Иными словами, будет обеспечена стопроцентная фильтрация.

Важно знать, что эти изделия имеют высокую грязеемкость – они способны задержать до 75 грамм отфильтрованных продуктов износа. Это очень важно для обкатки, особенно после капитального ремонта, когда двигатель невозможно вымыть изнутри, и он содержит много технологической грязи.

Кроме того, фильтры «КОЛАН» способны информировать водителя о необходимости замены масла и фильтра: замигала контрольная лампочка аварийного давления – поворачивай на СТО. Или, как минимум, замени фильтр самостоятельно.

Таким образом, фильтр «КОЛАН» не только инновационное, но и честное изделие. Оно как бы говорит водителю: фильтрую всегда, о засорении сообщаю. И обеспечиваю двигателю долгую жизнь.

Литература:

1. Григорьев М.А., Долецкий В.А. Обеспечение надежности двигателей, Издательство стандартов, 1977, с324.

2. Шестопалов К.С. Устройство, техническое обслуживание и основы безопасности вождения легкового автомобиля, М., ДОСААФ СССР, 1976, с184.

3. Морозов Г.А., Арциомов О.М. Очистка масел в дизелях, Л., Машиностроение, 1971, с192.

4. Григорьев М.А., Павлиский В.М., Карпенко В.В. Повышение надежности автомобильных двигателей в пусковой период, М., НИИНАВТОПРОМ, 1976, с76.

5. Григорьев М.А., Бабкин Г.А., Рогозин Ю.М. Тенденции развития систем смазки автомобильных двигателей, НИИНАВТОПРОМ, 1979, с88.

6. Дурст М, Кляйн Г-М, Мозер Н Основы и примеры фильтрации воздуха, масла и топлива, Мюнхен, 2005, с95.

  • Владимир Волков, канд. техн. наук, директор ИЦПА ФГУП «НАМИ»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены