Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Масло чемпионов

Масло  чемпионов

Что делает моторное масло в двигателе? Для многих ответ прост и очевиден – обеспечивает смазку трущихся и подвижных элементов. И это, безусловно, правда. Но есть и вторая важная задача – это отвод маслом тепла от особенно нагруженных подвижных деталей.

Компания PETRONAS представляет свой флагманский продукт – моторное масло PETRONAS Syntium с технологией CoolTech™.

Отвод тепла – приятный бонус?

Об отводе тепла моторным маслом сейчас вспоминают редко, поскольку практически ушли в прошлое масляные радиаторы на легковых автомобилях, а штатной системы водяного охлаждения во многих случаях достаточно для поддержания и удержания рабочей температуры двигателя. К современному маслу для массового рынка легковых автомобилей в первую очередь предъявляются другие требования: неизменность характеристик в течение всего срока службы, высокие смазывающие свойства в большом диапазоне температур, строгое соответствие спе­цификациям SAE и API. Зачастую это своего рода стандарт для масел от именитых производителей, это те вещи, которые масло должно «уметь» по умолчанию.

Однако есть еще сферы применения, где отвод тепла маслом является очень важной задачей. Это в первую очередь актуально для условий, когда двигатели работают на износ, на пределе. Например, автоспорт, а в особенности его своего рода вершина – гонки «Формулы 1». С точки зрения двигателестроения «Формула 1» – это верх конструкторской мысли. Однако для болида «Формулы 1» недостаточно просто создать лучший в мире двигатель. Для него нужно создать лучшее в мире масло и топливо. Если, конечно, вы всерьез хотите победить в Кубке конструкторов (WCC).

Слагаемые успеха

Уже три года подряд Кубок конструкторов достается команде Mercedes AMG Petronas F1. Малазийская государственная корпорация PETRONAS – не просто спонсор, разместивший красивый логотип на болиде. Специалисты PETRONAS – полноценная часть «серебряных стрел». О вкладе PETRONAS в общий успех команды и конструкторскую гегемонию красноречиво сказал Льюис Хэмилтон: «Мотор во время гонки чрезвычайно сильно нагревается, и масло PETRONAS помогает защитить агрегат от перегрева, позволяя при этом выжимать максимум мощности! В этом смысле помощь наших партнеров из PETRONAS просто неоценима!».

В чем причина такого успеха в деле смазки и охлаждения? Ответ прост – в сплаве научно-исследовательской работы и отличной сырьевой базы. Нефть и нефтепродукты PETRONAS из месторождений юго-восточной Азии позволяют получить качественный продукт с исключительными свойствами. А собственное производство базовых масел и присадок открывает широкие возможности для удовлетворения самых высоких требований.

За научную сторону успеха PETRONAS отвечает исследовательский центр в итальянском Турине с более чем полувековой историей. Центр был создан как дочернее предприятие корпорации FIAT и занимался производством и исследованием смазочных материалов. В рамках FIAT предприятие быстро выросло в крупный научно-исследовательский центр FL Selenia, где разрабатывались смазочные материалы для легковой и коммерческой техники FIAT. В 2008 году центр был приобретен корпорацией PETRONAS, которая начала его модернизацию и расширение и поставила много новых задач. Именно в результате сотрудничества исследовательского центра PETRONAS c мотористами Mercedes на свет появилось моторное масло Syntium.

Масло чемпионов

Повторим, высокие характеристики современного моторного масла для массового рынка – это стандарт. Вряд ли можно представить себе синтетику известного бренда, которая будет плохо смазывать или загустевать при неподходящей температуре.

И конечно, Syntium не исключение. По характеристикам вязкости, сохранению свойств в течение долгого времени, диапазону температур оно с запасом превосходит современные требования и спецификации API и ACEA. Но инженеры PETRONAS посчитали, что этого мало: под брендом PETRONAS должен продаваться исключительно чемпионский продукт.

Главной «фишкой» Syntium стала технология CoolTech™, создающая прочные молекулярные цепочки в масле. Это позволяет маслу отводить больше тепла от сильно нагретых смазываемых частей. Прочные молекулярные цепочки также помогают эффективным присадкам успешно противостоять окислению. На практике это означает более равномерное распределение нагрева по двигателю и более эффективное охлаждение особо нагруженных деталей. Улучшение теплоотвода обеспечивает более однородный состав базового масла и присадок, а улучшенная термоокислительная стабильность позволяет эффективно это делать в течение долгого времени (и увеличить интервал времени до замены). Таким образом, масло Syntium обеспечивает значительное увеличение ресурса деталей при больших и аварийных нагрузках, а также предупреждение локальных перегревов, возникающих при резких сменах режима работы двигателя. Именно так «формульный» Syntium позволяет двигателю болида дольше работать c большой нагрузкой без серьезных последствий.

С гоночного трека – на дороги общего пользования

Плюсы этой технологии для гоночных автомобилей оказались очевидны: больший ресурс двигателя на максимальных нагрузках и более эффективное охлаждение, позволяющее форсировать двигатель. Вот они, кирпичики в фундаменте побед Mercedes.

Очевидно, эти плюсы легко переносятся и на уровень двигателя современного массового автомобиля. Сегодня популярны турбированные бензиновые агрегаты малого объема (1.4T «в стиле» Volkswagen, например) или высокооборотистые японские V6, или вообще монструозные квад-турбо-дизели с BMW M50d! И все это – вполне повседневные автомобили, в изобилии встречающиеся на наших дорогах. В погоне за экологией и экономией топлива мотористы научились снимать гораздо больше «лошадок» с относительно малого объема современного двигателя, чем 20–30 лет назад. Обратная сторона такого постепенного форсирования двигателей – очевидно более напряженный режим работы агрегата, как по температуре, так и по нагрузкам, а значит, и снижение ресурса деталей. Стоит также учесть современный городской стиль езды с постоянными пробками и резкими ускорениями на светофорах. В таких условиях про­дление ресурса современного двигателя и уменьшение нагрузки на его компоненты любым способом становится крайне важной задачей.

Проблемные места

Итак, если резюмировать, то специфика работы современного двигателя, особенно в городском цикле, заключается в сочетании резких нагрузок и длительной работы на холостом ходу. Резкое ускорение с повышением наддува турбиной, сопровождающееся работой EGR и других систем, борющихся за экологию, приводит к возрастанию температуры в камере сгорания, к частой работе на переходных режимах, работе на бедной смеси. Все это способно вызвать локальные перегревы в камере сгорания. В первую очередь от недостатка охлаждения страдают поршень и выпускные клапаны. Локальный перегрев дна поршня или тарелок и стержней выпускных клапанов невозможно зафиксировать по общей температуре охлаждающей жидкости двигателя – она будет нормальной за счет рассеивания тепла и общей инертности жидкостной системы охлаждения. Однако эти локальные перегревы приводят к термической деформации, образованию каверн и трещин и постепенно, как хроническое заболевание, будут негативно воздействовать на двигатель.

Как победить болезнь

Те самые теплонагруженные элементы – стержни клапанов, внутренняя поверхность поршня – охлаждаются маслом, поэтому его способность быстро отвести избыточное тепло может в лучшую сторону повлиять на ситуацию с локальным перегревом. Масло, отводя тепло от более горячих участков, способствует его рассеиванию. Чем напряженнее режим работы двигателя, тем важнее «умение» масла интенсивно и эффективно отводить тепло. Как мы уже отмечали, большие нагрузки – это массовое явление на современных двигателях, поэтому появление PETRONAS Syntium с технологией отведения тепла CoolTech™ для массового рынка очень своевременно и актуально. И сегодня такой продукт, безусловно, востребован не только в автоспорте, но и для поддержания здоровья обычных современных автомобилей.

Syntium в каждый двигатель

На данный момент PETRONAS Syntium на рынке масел – это по-настоящему уникальный продукт. Опыт инженеров PETRONAS в гонках «Формулы 1», а также уникальные компетенции, накопленные в стенах собственного центра исследований и технологий, позволили создать масло, отлично выполняющее множество функций. Syntium эффективно отводит и рассеивает избыточное тепло от нагруженных участков и деталей, а это напрямую сказывается как на ресурсе, так и на мягкости работы двигателя. При этом масло полностью соответствует всем современным стандартам и рекомендациям автопроизводителей, а по многим показателям и превосходит их.

PETRONAS Syntium – масло от чемпионов «Формулы 1», обеспечивающее максимальную отдачу и долгую жизнь современного двигателя.

Статья предоставлена компанией «ПИЭЛ РАША» при поддержке журнала «АБС-авто»

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены