Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Масломойка

Масломойка

Попробуем внести ясность – надо ли промывать двигатель при замене моторного масла? Если нет, то почему? А если да – то в каких случаях?

«Да» и «нет» не говорите

Даже при беглом просмотре популярных статей, посвященных моторным маслам, создается впечатление, что промывка двигателя – тема риторическая и, следовательно, ни к чему не обязывающая.

Заголовки публикаций многообещающи и банальны. Одних только «Мыть или не мыть?» мы насчитали штук пять. Необычайно свежо, знаете ли... Прямо Гамлет какой-то.

Однако шекспировскими страстями там и не пахнет. Большинство авторов ограничивается весьма расплывчатыми рассуждениями типа «Да, мыть надо, но...», «Нет, мыть не надо, но...», «В каждом отдельном случае есть свои особенности...» и т.д. Вершиной творения является пассаж «И уж дело автовладельца решать...». Словом, не хотят авторы давать рекомендаций этим самым автовладельцам. Как бы чего не вышло, владельцы всякие бывают...

А если довериться профессионалам? Экспертам, много лет проработавшим с маслами? Так мы и поступили. Беседа со специалистами по моторным маслам существенно прояснила картину и легла в основу этой статьи.

За чистоту уплачено

Все знают, что моторное масло в процессе эксплуатации непрерывно загрязняется. Во-первых, в него попадают продукты износа двигателя, а также посторонние частицы извне. Во-вторых, оно подвергается глубокому окислению, в результате чего образуются нерастворимые соединения. Про такое масло говорят, что оно стареет.

Однако не все так страшно, поскольку современная композиция присадок к маслу содержит важнейшие ингредиенты: беззольные дисперсанты и зольные детергенты. Именно они призваны следить за чистотой внутренностей двигателя.

Задача дисперсантов – удерживать загрязнения масла в мелкодисперсном состоянии. Иначе сетка маслоприемника окажется забитой, в картере появятся отложения, а масляные каналы закупорятся сгустками, напоминающими по консистенции майонез.

Но дисперсанты не только поддерживают частицы во взвешенном состоянии – они способствуют их измельчению. Масляный насос может гонять мельчайшие частицы грязи по кругу чуть ли не бесконечно – они не слипаются, не оседают, не пригорают. И если двигатели современных автомобилей способны работать 30–50 тыс. км без замены масла и фильтра, в этом немалая заслуга беззольных дисперсантов.

Поскольку дисперсанты борются с низкотемпературными отложениями (шламами), можно считать, что они обладают и моющими свойствами. Однако моющими присадками в классическом понимании являются детергенты. Их задача – предотвращение образования нагара и лаковых отложений на наиболее нагретых участках деталей. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец.

Внутренняя поверхность днища вблизи поршневого пальца просто обязана быть чистой, иначе отвод теплоты от поршня резко ухудшится. А ведь эта область непрерывно омывается маслом – в некоторых двигателях разбрызгиванием, а в некоторых принудительно, под давлением. Известен также принцип омывания днища поршня, называемый «коктейль-шейкер», – по аналогии с действиями бармена, готовящего коктейль. Но, так или иначе, масла в этой зоне бывает много, а вот отложений быть не должно.

Обычно в масло вводят не один детергент, а их комбинацию. Дело в том, что каждый моющий компонент обладает щелочными свойствами, нейтрализующими действие кислот в масле. Но скорости нейтрализации у детергентов различные, поэтому в комплексе они работают эффективнее, дополняя друг друга.

Детергенты играют еще одну важную роль: они предохраняют детали двигателя от ржавления, если автомобиль находится на длительной стоянке.

Заканчивая сей небольшой экскурс, отметим, что быстрое потемнение масла после замены не должно настораживать владельца автомобиля. Потемнение означает, что дисперсанты и детергенты хорошо выполняют свои функции. И напротив: если масло долго остается светлым, значит внутренности двигателя обрастают высоко- и низкотемпературными отложениями со всеми вытекающими невеселыми последствиями.

Итак, современные моторные масла «вооружены» эффективными моющими и диспергирующими присадками. Отсюда следует важный вывод. Промывка силовому агрегату не понадобится, если:

• в двигатель заливается только качественное масло от известного производителя;

• масло заменяется строго в сроки, оговоренные инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Бывают в жизни огорчения

Однако жизнь может внести коррективы в вышеозначенные правила. Приведем несколько характерных примеров.

Пример 1. Так уж получилось, что пробег между сменами масла оказался превышенным. Дальнее путешествие или простая невнимательность – и вот вместо положенных 10 тыс. км мы намотали 12–13 тыс. Вроде и немного, а штатные моющие и диспергирующие присадки уже сработались, и двигатель начал накапливать загрязнения. Остановимся, промоем силовой агрегат, поменяем масло и фильтр.

Пример 2. Все было хорошо, и вдруг прокладку ГБЦ пробило, и в масло попал антифриз. Эта ситуация посерьезнее предыдущей. Этиленгликоль (да и вода тоже) способствует коагуляции загрязнений, которые до того тщательно измельчались трудягами-дисперсантами. Так недолго и забить сетку маслоприемника, вызвав масляное голодание двигателя. Да и сами моющие и диспергирующие присадки начинают подвергаться усиленной гидролизной атаке. Срочно прекращаем эксплуатацию, устраняем неполадку, промываем двигатель.

Пример 3. Вытягиваем масляный щуп и видим, что требуется доливка масла. В близлежащем магазине – продукция неизвестной марки, к тому же не «синтетика», как у нас в моторе, а «минералка». Или «синтетика» вместо нужной «минералки», или... словом, не то, что требуется. Скрепя сердце, доливаем «инородное тело» и осторожно добираемся до СТО или родного гаража. Сливаем «коктейль», промываем двигатель...

Пример 4. И зачем только польстились мы на дешевое масло на дорожном «развальчике»! И вот, пожалуйста: проехали 300 км, а масло почернело. Проехали еще пару сотен – из трубы сизый дым повалил, мощность упала, будто кольца закоксовались... Неужто так быстро образовался нагар в канавках? Да, да, помнится, где-то писали: для поддельного масла хватит и 10 часов работы, чтобы кольца потеряли подвижность. Значит, суррогат купили... А ведь еще Балда пушкинский учил: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!». Срочно останавливаемся, сливаем, промываем и т.д. Хорошо, хоть без переборки движка обошлось.

Пример 5. Фальсифицированное топливо. В частности, заправка «бензином», разбавленным кубовыми остатками при производстве синтетических каучуков. Кубовые быстро убивают любое масло, будь оно хоть трижды элитным. Печальные истории, связанные с таким топливом, описаны в «АБС-авто» № 6/2013, с. 24–26. Спасти двигатель можно только так: при малейшем подозрении на кубовые (их можно отследить по характерному запаху) промыть двигатель, залить новое масло, полностью заменить топливо в баке.

Опытные водители могут дополнить этот невеселый список, но совершенно очевидно: если машину правильно эксплуатировать, перечисленных ЧП и вызванных ими промывок можно избежать. Ну а коль уж пришлось заняться «полосканием внутренностей», давайте посмотрим, как сделать это правильно.

Если мыть, то как?

Что представляет собой промывочное масло? Не будем обсуждать так называемые «пятиминутки» – это тема отдельного разговора. Напомним лишь, что эти препараты заливают в горячее загрязненное масло из расчета 200–400 г на объем системы смазки и дают двигателю поработать на холостых оборотах 5–10 мин. Важно знать, что за столь короткий промежуток времени все отложения могут и не вымыться.

Что касается промывочных жидкостей в привычных канистрах, заливаемых в систему (цитируем инструкцию) «до нижней отметки щупа», то они действительно являются маслами в привычном понимании. Все у них, «как у больших»: в основе – база; в качестве функциональных компонентов – присадки. Правда, в сравнении с моторными маслами, состав композиции сокращен: главенствующее место в ней занимают очень сильные моющие и диспергирующие присадки. А вот антикоррозионные, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки, как правило, в промывочных маслах отсутствуют.

Базовое масло, на котором основана промывка, может быть минеральным, синтетическим или полусинтетическим, однако с применяемым моторным маслом это никак не связано. Можно смело промыть двигатель «полусинтетикой» и залить в него моторную «минералку». Несливаемый остаток промывки настолько мал, что не повлияет на свойства свежего масла. И еще: промывочные масла – универсальные, они подходят как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

Случайно залили суррогат? Сливаем, промываем, заправляем качественное масло
Случайно залили суррогат? Сливаем, промываем, заправляем качественное масло

После удаления «отработки» промывочное масло заливают в еще теплый двигатель и дают ему поработать на холостом ходу 15–20 мин. Однако промывка бывает эффективной лишь при 80–90°С, а указанного времени для достижения такой температуры может и не хватить. Поэтому инструкции к некоторым промывочным маслам разрешают немного поездить при промывке – разумеется, с невысокой скоростью и без нагрузок.

Перед промывкой следует поменять масляный фильтр. В противном случае холодное промывочное масло заставит открыться перепускной клапан старого фильтра, загрязнения попадут в систему и снизят эффективность гигиенической процедуры.

Однако тратиться на дорогой фильтр вовсе не обязательно – поставьте какое-нибудь дешевое изделие, а при заливке свежего моторного масла поменяйте его еще раз. Кстати, недорогой «промывочный» фильтр можно использовать повторно. Ну а на промытый мотор следует установить штатный масляный фильтр. Уж извините за столь банальное замечание, но это для логики изложения.

Старые и новые

Нельзя обойти и такой вопрос, как необходимость промывки двигателей «секонд-хенд». Кто знает, что заливал в него прежний владелец? Значит – мыть? Мотористы пугают: если отложений в старом двигателе много, они поднимутся «черной тучей» и закупорят все, что только можно: сетку маслоприемника, каналы...

И все же мыть такие моторы необходимо, но не «в лоб», а по комбинированной схеме. Залил свежее масло, проехал не полный срок до замены, а половину, а то и треть – и поменял масло. Потом повторил процедуру. Потом применил промывочное масло. Так, постепенно и уйдет из двигателя застарелая грязь.

Но мы не хотим посвящать время и журнальную площадь реанимации старых машин – это не актуально. За последние годы в России многое изменилось, рынок «секонд-хенд» утратил былую привлекательность. Бывшие поклонники подержанных иномарок предпочитают вполне доступные новые автомобили. Дилеры не успевают завозить их на свои площадки.

Давайте же будем ориентироваться на настоящих и будущих владельцев новых машин. А им мы уже все сказали: эксплуатируйте свои автомобили правильно, заливайте только проверенное масло, меняйте его вовремя, заправляйтесь качественным топливом, и вы никогда не столкнетесь с необходимостью промывки двигателя.

Работайте с чемпионами

Юрген Баумгартен – это имя навсегда вписано в историю мирового спорта. Гонщик, каскадер, он всю жизнь делал, казалось бы, невозможное. Его имя попало в книгу рекордов Гиннесса. Всего же мы встретим его там пять (!) раз. И согласитесь, по весьма значимым поводам:

1973 – проезд на мотоцикле сквозь огненный туннель;

1976 – прыжок на мотоцикле через канал Эльба-Любек (длина полета – 64,8 м);

1985 – прыжок длиною 66,7 м в Люксембурге;

1988 – прыжок длиною 65,7 м через яхты;

1988 – первый в мире прыжок на мотоцикле с олимпийского лыжного трамплина в Инсбруке.

Чемпионские титулы, каскадерские трюки во многих фильмах, международный успех... Но еще до прыжка в Инсбруке в Юргене-спортсмене проснулся Юрген-бизнесмен. Это было естественно – кто, как не он, слившийся с Машиной, смог прочувствовать, что значит Моторное Масло. А главное – каким оно должно быть.

И вот, оставаясь действующим спортсменом, Баумгартен принимает решение заняться разработкой и производством моторных масел. Конкуренция, риск? Ему не привыкать. Тонкий скрупулезный расчет? Он никогда не действовал без расчета. Знания? Задачу поставить он сумеет, а в остальном помогут инженеры-химики. А испытывать продукцию он будет сам, в экстремальных условиях.

Так родилась компания JB GERMAN OIL. Ее название расшифровать легко: JB – сокращение от Jurgen Baumgarten, German – Германия, Oil – масло. Немецкая тщательность и качество.

Компания JB GERMAN OIL GmbH & Co KG по производству смазочных материалов расположена в Виттенбурге неподалеку от Гамбурга. Являясь «дочкой» фирмы Hamburger Petronord Energie-und Wärmekonzepte GmbH, она входит в корпорацию мирового уровня Marquard & Bahls AG, успешно работающую на нефтяном и энергетическом рынках более 60 лет.

Основанная в 1997 году, JB GERMAN OIL пользуется авторитетом более чем в 35 странах. Компания выпускает и реализовывает ежегодно более 2 тыс. т высокотехнологичных смазочных материалов. Тем самым она подтверждает свою репутацию эффективного и компетентного партнера – ведь продажа продукции под собственным именем и фирменным товарным знаком неизменно укрепляет уважение к предприятию.

В Виттенбурге, где расположено предприятие, вблизи скоростной автомагистрали А24 находится офисный и складской комплекс компании. На площадях 80 тыс. м2 производится и хранится свыше 800 тыс. л смазочных материалов.

В ассортименте JB GERMAN OIL имеются как моторные и трансмиссионные масла, так и гидравлические жидкости, консистентные смазки, высококачественные продукты для мотоциклов и любые сервисные препараты вплоть до зимней автохимии.

Клиенты могут получать продукцию непосредственно на складе или в контейнерах через Гамбургский порт. Благодаря отличному автомобильному сообщению со скоростной автомагистралью A24 производятся ежедневные поставки продукции на автозаправочные станции OIL!, расположенные на всей территории Германии. Осуществляют их транспортно-экспедиторская служба DPD и логистический партнер фирмы Krüger & Voigt.

Философия JB GERMAN OIL проста! Работать каждый день, чтобы становиться лучше, совершенствоваться – это провозгласили все работники компании. Цель у них единственная – всегда оправдывать доверие клиентов и деловых партнеров.

Сегодня JB GERMAN OIL расширяет свое присутствие на российском рынке. Да, у компании есть эксклюзивный дистрибьютор в России, но для увеличения объемов поставок высококачественных масел и смазочных материалов фирма с удовольствием рассмотрит предложения по сотрудничеству от российских предпринимателей. Звоните и пишите нам.

От редакции

Благодарим к.т.н. Виктора Резникова за помощь в подготовке статьи.

  • Юрий Буцкий

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены