Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

NASON – качественный и недорогой материал, легкий и простой в применении

NASON – качественный и недорогой материал, легкий и простой в применении

Реалии российского авторемонтного рынка подвигают потребителя в сторону бюджетных продуктов. Кузовное производство – не исключение. Но бывает ли дешево и хорошо? Руководителю кузовного цеха ответить на этот вопрос сложнее, чем, например, руководителю механического цеха, поэтому сразу перейдем к разговору по существу.

Работа с бюджетными ЛКМ иногда преподносит сюрпризы: алгоритм цветоподбора не всегда надежно работает даже в премиальных линейках, а в бюджетных – эта проблема может многократно возрасти. В таком случае бюджетные линейки не могут обеспечить ни скорость работы, ни качество. Но иногда на рынке встречаются приятные исключения. Сегодня поговорим об одном из таких.

Прошедшим летом компания Axalta представила в России новую бюджетную линейку лакокрасочных материалов Nason Finishes. В отличие от малоизвестных бюджетных линеек, новинка базируется на продвинутой и хорошо зарекомендовавшей себя технологической платформе Axalta как в области цветоподбора, так и в самих лакокрасочных материалах.

Роман Турков
Роман Турков

Пообщавшись и с продавцами, и с потребителями продукции Nason, мы прониклись уважением к новому продукту. Дадим слово большому авторитету на рынке ЛКМ России, Роману Туркову, руководителю по продуктам компании «Аксалта Коатинг Системс Рус». Вот что он сообщил: «Приобретая бюджетные лакокрасочные материалы Nason, клиент получает билет в мир самых полных баз данных и сложнейших запатентованных алгоритмов по цветоподбору. Это касается как непосредственной работы со спектрофотометром, так и анализа цветов и их автоматической доколеровки в онлайн-режиме. Подобный подход готовы предложить далеко не все игроки даже премиум-сегмента».

В отношении цветоподбора компания Axalta исповедует максимально простой и экономичный подход, который был реализован в линейке Nason. Задача любой системы автоматизированного цветоподбора – максимально быстро и точно подобрать цвет. В идеале процесс должен выполняться в три шага.

1. С помощью спектрофотометра замеряется цвет автомобиля.

2. Информация переносится в компьютер, где определяется формула цвета. При необходимости программа автоматически произведет доколеровку.

3. После проверки формулы и ее анализа на экране компьютера остается лишь слить материал и окрасить деталь. Вместе с Романом мы побывали на мастер-классе, где проводилась работа с системой Nason.

Мастер-класс был посвящен демонстрации материалов, которые способны существенно снизить себестоимость услуги кузовного ремонта. Рынок требует не только экономии при закупке ЛКМ, но и сокращения производственных издержек.

Вначале производится измерение цвета поврежденной детали с помощью спектрофотометра. На вопрос о том, насколько объективны результаты работы спектрофотометра, Роман отвечает: «Времена, когда нельзя было в работе руководствоваться лишь показаниями спектрофотометра, давно прошли. Современные технологии цветоподбора позволяют достаточно точно подобрать цвет. Это подтверждается ежедневной работой с лакокрасочными системами Axalta: пользователю в большинстве случаев не понадобятся ни тест-карты, ни переработка формул, ни ручная колеровка. Также нет необходимости делать множество тест-напылов. Все может быть решено за три шага».

Промер с помощью спектрофотометра выполняется на детали, расположенной рядом с поврежденной. К ней и производится подбор цвета ремонтной краски. Спектрофотометр должен считывать чистую, ровную, свободную от загрязнений поверхность. Перед измерением деталь очищают, полируют и обезжиривают.

Спектрофотометр подключают к компьютеру. Программа считывает информацию с прибора и обрабатывает ее. Специалисту остается задать параметры поиска формулы по базе данных. Нам известна марка автомобиля, поэтому поиск ограничивают цветовой палитрой VAG.

Компьютер выдает результат – ряд ближайших по цвету формул. Каждая из них имеет свой коэффициент «попадания в цвет» – чем его значение ниже, тем ближе формула к оригиналу. Результаты с коэффициентом, превышающим значение «2», профессионала не интересуют, но и без них возможных вариантов более чем достаточно.

В этом же окне содержится информация по электронной доколеровке каждой из формул. Программа соотносит спектрограммы формул и пересчитывает состав, максимально приближая его к цвету, считанному с детали. В отдельной вкладке можно увидеть и сравнить графики полученной формулы с заданной. Это очень удобно для понимания различия сравниваемых формул и анализа верности предлагаемых шагов коррекции.

Функция доколеровки ускоряет работу колориста за счет минимизации работы с жидким материалом. В большинстве случаев можно обойтись и без контрольных выкрасок. Программа доколеровывает выбранную формулу. Колорист оценивает результат по предлагаемым критериям и алгоритмам и принимает окончательное решение о годности полученной формулы.

Российский авторынок изобилует разнообразием цветов и оттенков кузовов ТС. Оттенки одних и тех же марок автомобилей могут существенно отличаться от лабораторных образцов. На это влияет масса факторов, поэтому доколеровка часто бывает необходима современному кузовному производству. Программно-аппаратный комплекс лакокрасочной системы Nason обеспечит получение оптимального результата, который минимизирует возможное несовпадение цвета.

Идем дальше. Специалист задает требуемое количество материала, после чего программа производит перерасчет рецепта. Перешли на пост подготовки. Очищенная от пыли и прочих загрязнений деталь подготавливается с помощью абразива Festool Granat P350. На поверхности нет глубоких повреждений, поэтому мастер старается при шлифовке максимально сохранить заводской грунт.

Деталь обрабатывается универсальным очистителем N‑1000. Он предназначен для очистки готовой поверхности перед нанесением ремонтных лакокрасочных материалов – первичной грунтовки, наполнителя или базового покрытия. Перешли к нанесению грунта-наполнителя. Белый грунт N‑3500Filler и черный N‑3501Filler Black смешиваются между собой для получения необходимого цвета: от черного – до грязно-белого. Сегодня для достижения оптимальной укрывистости грунты были смешаны в пропорции 40:60.

Во всех лакокрасочных материалах Nason применяется только один универсальный активатор и один разбавитель. Отвердитель N‑5000 Hardener добавляется в пропорции 4:1. А разбавителя N‑6000 Thinner достаточно всего лишь 10%. Готовый грунт наносится краскопультом DeVilbiss PRi с соплом 1,8 мм. Первый слой грунта сушится при комнатной температуре до поматовения, всего за несколько минут. В реальности поверхность высыхает на глазах, при температуре 18–20 °C.

Второй слой обеспечивает нужное наполнение, чтобы не допустить «запирания» перепыла в месте перехода загрунтованного участка в неповрежденный, второй слой грунта-наполнителя наносят строго в границах первого слоя. Вертикальная стабильность грунта превосходна, а расход материала весьма невысок. Пока грунт сохнет, технолог приступает к подготовке краски по формуле. Всего в составе формулы восемь пигментов.

Базовое покрытие N-xxxB наносится в 2,5 слоя. Границы зоны ремонта под первым слоем уже практически не видны. Полная укрывистость достигнута за счет второго слоя. Каждый слой сохнет до поматовения, после чего на него наносится так называемый капельный слой, или припыл, визуально скрывающий переход по краске. Покрытие запомнилось простотой в приготовлении материалов и нанесении. Точно воспроизводятся все типы отделочных покрытий – неэффектные, металлики, перламутры и ксиралики.

Теперь остается только нанести лак. Лак N‑4000 Clear смешивается с универсальным активатором N‑5000 Hardener в пропорции 2:1. В зависимости от температуры в смесь добавляется разное количество растворителя N‑6000 Thinner. В нашем случае было добавлено 25%. Лак наносится в два слоя с 5-минутной межслойной выдержкой. Сушка от пыли при 18–20 °C составила 10 минут. Окончательная сушка производится при температуре 60 °C в течение 25 минут.

Работа закончена. Что отметим? Превосходный блеск и глянец, невидимый переход по базовому покрытию, отсутствие просадок и оконтуривания на грунтовке. Однако основным преимуществом системы Nason мы бы назвали ее простоту, универсальность и практичность. Система проста и понятна даже начинающему маляру. В линейке нет сложных узкопрофилированных продуктов и пропорций смешивания. Компонентов минимум: один отвердитель, один растворитель, один лак.

Попробуем проанализировать увиденное и услышанное. Снижение стоимости материалов линейки Nason достигается практически без уступок в протяженности рабочего цикла и ширине продуктовой линейки. Однако это никоим образом не делает производство таких материалов проще, ведь нужно обеспечить широчайшую универсальность при минимальном продуктовом ряде.

Валентин Лихачев
Валентин Лихачев

Валентин Лихачев, технический представитель компании «Аксалта Коатинг Системс Рус» подтверждает, что «…разработать большое количество материалов с различными требованиями к температуре и прочим нюансам даже проще, чем попытаться заключить в одном продукте максимальное количество полезных свойств. Пользователи таких систем – это не громадные автоцентры, а чаще всего точки подбора, куда приходят за краской специалисты небольших СТО, гаражных сервисов и частные мастера. Люди, работающие в таких условиях, не хотят разбираться в длинных продуктовых линейках премиальных систем. Им необходим продукт, обладающий простотой и дружелюбием к пользователю».

Еще раз отметим достоинства простой линейки Nason. Отсутствует излишняя избыточность ассортимента. Пользователь получает простой, понятный и качественный продукт. Замысловатые схемы покраски и расшифровки систем с большим числом возможных комбинаций в данном сегменте рынка не приветствуются. У специалистов малого бизнеса просто нет времени погружаться в массу тонкостей и нюансов премиальных систем и нет возможности технически соблюдать все требования производителя. В случае с Nason все прозрачно: берешь и работаешь!

Nason может заинтересовать и любителей экономии путем рокировки материалов из различных систем. Например, так: стойка используется премиальная, а расходные материалы – бюджетные, причем различных брендов. Хотя на самом деле такой подход неповоротлив, малопонятен самим работникам и обещает высокий риск рекламаций.

Тем не менее он встречается довольно часто. А почему? Потому что высококачественных и полноценных бюджетных линеек на рынке крайне мало. Это способствует активности Nason в заполнении ниши бюджетными материалами, объединенными в предсказуемый и надежный технологический пакет.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены