Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Насосы: теперь выбор шире

Насосы: теперь выбор шире

Эта публикация – продолжение статьи «В хо­рошей компании» (см. «АБС-авто» № 8, с. 18–20). В прошлый раз мы расска­зали о концерне Rheinmetall AG, его структуре и брендах, с которыми он работает. Особое вни­мание было уделено дивизиону Motorservice Inter­national (MSI), что понятно – он снаб­жает многие наши сервисы автокомпонентами и новейшими ремонтными технологиями. Сегодняшняя тема новостная: Motorservice дополняет ассортимент масляных и водяных насосов Kolbenschmidt продукцией другой, не менее уважаемой марки Pierburg. А это, как вы знаете, один из крупнейших поставщиков масляных, водяных и вакуумных насосов качества OE. А теперь более подробно.

Температура нормальная

Простите за банальность, но при сгорании топлива в ДВС образуется теплота. Она не полностью преобразуется в механическую энергию, какая-то часть уходит в окружающую среду, а также нагревает сам двигатель.

Перегревать его нельзя – заклинит. Но и низкая температура не годится, она влечет перерасход топлива, падение мощности и повышение токсичности отработавших газов. Вывод простой: температура двигателя должна быть оптимальной, причем на всех режимах эксплуатации. Для этого ДВС оснащают системой охлаждения, включающей «рубашку» в блоке и головке цилиндров, теплообменник (радиатор), вентилятор, патрубки, датчики и регулирующие заслонки – механические и электрические. А главное – водяной насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ).

Водяным его называют по традиции. В справочной литературе, руководствах и каталогах часто используют другие названия – насос охлаждающей жидкости или насос охлаждающего средства. И правильно: сегодня в системе охлаждения работает не вода, а антифризы на основе этиленгликоля, пропиленгликоля или другой базовой «химии». Низкая температура замерзания и высокая температура кипения – не единственные их отличия от воды. Все антифризы в обязательном порядке содержат присадки, обеспечивающие антикоррозионные и смазывающие свойства ОЖ, борьбу с накипью и отложениями и ряд других характеристик.

Какими они бывают – насосы? Начнем с механических. В зависимости от конструкции эти узлы либо размещаются в собственном корпусе с наружной стороны двигателя, либо подсоединяются через фланец непосредственно к картеру. Но в любом случае механические насосы приводятся непосредственно от двигателя. Поэтому для них производитель дает особую рекомендацию: при ремонте двигателя механический насос всегда следует менять. Иначе возможен его выход из строя, а дальше – перегрев, от которого лишь шаг до капитального ремонта мотора.

Механические водяные насосы
Механические водяные насосы
Водяные циркуляционные насосы
Водяные циркуляционные насосы

Прежде чем переходить к другим изделиям, отметим, что компания Pierburg ежегодно производит свыше 6 млн механических водяных насосов для коммерческих автомобилей и прочих транспортных средств (ТС).

Водяной циркуляционной насос, или насос принудительной циркуляции решает локальные тепловые задачи – «подогреть/охладить, где нужно». Насос работает независимо от основного контура системы охлаждения двигателя, подача ОЖ в нем не зависит от числа оборотов и управляется электроникой.

Благодаря автономности циркуляционные насосы используются, например, для поддержания обогрева салона за счет остаточного тепла при неработающем двигателе. Или применяются для охлаждения турбонагнетателей, силовых электронных устройств и системы рециркуляции выхлопных газов.

А еще они могут охлаждать привод и аккумуляторные батареи в электромобилях или обеспечивать работу нагревательного контура в устройствах для преобразования солнечной энергии в электрическую – да мало ли подобных задач в современной технике! Недаром благодаря электронным циркуляционным насосам компания Pierburg занимает на рынке ведущие позиции с 1996 года.

Электрические насосы охлаждающего средства
Электрические насосы охлаждающего средства
Масляные насосы
Масляные насосы

А теперь об электрических насосах. Как уже упоминалось, механические водяные насосы приводятся в действие непосредственно от двигателя. Значит, пока он работает, ОЖ циркулирует, даже если охлаждение не требуется. А вот электрический насос подключается лишь по мере необходимости.

Что это дает? Во-первых, более быстрый прогрев двигателя после запуска. Во-вторых, производительность, не зависящую от оборотов коленчатого вала. Надо – насос включился. Температура достигла оптимума – выключился. Такой «избирательный алгоритм» позволяет снизить потребляемую мощность, расход топлива и токсичность выбросов.

И здесь компания Pierburg числится в лидерах: она стала первым в мире серийным поставщиком электрических насосов ОЖ для компании BMW.

Заканчивая представление водяных насосов, приведем несколько полезных советов от поставщика.

  • Нельзя эксплуатировать водяные насосы без охлаждающей жидкости – она выполняет функции смазки и сохраняет герметичность уплотнений. Помните про коррозию! Коррозионные присадки со временем срабатываются – поэтому ОЖ необходимо обновлять, а предписанные производителем интервалы по замене строго соблюдать.
  • Концентрированную ОЖ нельзя использовать в чистом виде, ее необходимо разбавлять водой в пропорциях, указанных в инструкциях. Какую брать воду? В идеале – дистиллированную, но подойдет и просто мягкая вода.
  • Необходимо строго соблюдать натяжение ремней, предписанное изготовителем ТС – иначе возможны повреждения подшипников и нарушение уплотнений. Заменять и регулировать натяжные ролики и автоматические устройства натяжения ремней согласно инструкции изготовителя.
  • Вал насоса не должен вращаться в паре с сухим контактным уплотнительным кольцом.
  • При монтаже остатки уплотнений не должны попадать в систему охлаждения.
  • При заполнении системы охлаждения необходимо обеспечить выход воздуха во избежание газовых пробок.
  • Вытекание незначительного количества ОЖ из дренажного отверстия обусловлен конструкцией и не является основанием для рекламации.

Вот в первом приближении и все. Более подробные инструкции можно получить в компании Motorservice.

И смазка тоже

Двигатель не может функционировать без системы смазки, а ее работу обеспечивает масляный насос. Он подает масло из поддона картера через масляный фильтр и масляный радиатор к парам трения. А привод масляного насоса осуществляется через внешнее либо внутреннее зацепление, или же через вспомогательные механизмы.

Масляные насосы служат долго, однако этот срок нередко сокращается из-за ошибок, допускаемых во время технического обслуживания, плохого качества моторного масла, попадания грязи в систему, а также при повреждении самого двигателя. И тогда может потребоваться преждевременная замена масляного насоса.

И как в предыдущем случае, несколько полезных советов по эксплуатации масляных насосов от поставщика.

  • При значительном пробеге автомобиля возможен износ насосного механизма. Как правило, это становится заметным по ухудшению подачи масла (падению давления).
  • Как правило, масляные насосы заменяют полностью. Ремонт масляного насоса не предусмотрен.
  • Масляные насосы поставляются с комплектами уплотнений.
  • При монтаже насоса в систему смазки не должны попадать грязь или фрагменты уплотнений.
  • После установки насоса следует в обязательном порядке заменить масло и масляный фильтр и очистить сетку маслозаборника.

В заключение отметим, что масляные насосы от Pierburg применяют все известные производители двигателей для коммерческих автомобилей и других ТС.

Таким образом, Motorservice существенно расширяет ассортимент рынка запасных частей за счет продукции качества OE марки Pierburg. Теперь она доступна и российским автосервисам.

По материалам компании Motorservice International

Иллюстрации Motorservice International

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены