Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Не знаете? Научим!

Не знаете? Научим!

Стало уже прописной истиной, что ремонт современных автомобилей превратился из простой «крутки гаек» в наукоемкий бизнес. Прошли те времена, когда для этого хватало трех гаечных ключей, пары отверток и одного «рукодельного спеца» из соседнего гаража, способного на слух определить поломку. Сегодня в лучшем случае такой «спец» может поменять тормозные колодки и масло в двигателе. А вот ответить на вопрос: «Почему все вроде нормально, но мотор не заводится?» – он не сможет. Электроника на слух не ремонтируется. Для этого нужны сложные приборы, и что самое главное – люди, способные с ними работать. Причем усложнение технологий, применяемых в автомобилестроении, идет так быстро, что сегодня практически не осталось компонентов, для работы с которыми не требовались бы специальные знания и навыки. Поэтому все крупные компании, связанные с производством автокомпонентов, в настоящее время проводят семинары и обучение специалистов авторемонта. Однако компания Bosch в этом направлении является ведущей. Собственно, в этом нет ничего неожиданного – ведь она была основана в Штутгарте в 1886 году Робертом Бошем как «Мастерская точной механики и электротехники». То есть, говоря современным языком, это изначально, еще в XIX веке, был «высоколобый бизнес», требующий основательного, по тем временам, технического образования и подготовки. Причем сложность и наукоемкость продукции Bosch с годами лишь повышалась. И у компании просто не было выхода, кроме создания стройной и эффективной системы подготовки и обучения специалистов, способных правильно использовать продукцию компании. В результате компания Bosch имеет одну из крупнейших в мире сетей учебно-консультационных центров, предоставляющих для специа­листов десятки программ обучения разных уровней. В эту сеть входит и московский центр.

Московский центр Bosch

Стоит отметить, что московский Учебно-консультационный центр Bosch был образован уже достаточно давно, в 1999 году. И он стал 31‑м учебным центром Bosch в мире – и базовым для региона, в который входят Россия, Украина, Беларусь и страны СНГ. В нем (как понятно из названия) проводится обучение специалистов авторемонтного бизнеса, сотрудников сети «Бош Сервис», пользователей гаражного и диагностического оборудования Bosch. Кстати, это уже третье помещение – спрос на специальные знания сразу оказался настолько высоким, что мест для студентов постоянно не хватало. И в 2009 году УКЦ впервые переехал в новое здание на Алтуфьевском шоссе. Но спустя пять лет, в 2014 году, дефицит мест опять привел к тому, что центр Bosch переместился в новый офис компании в г. Химки. Так что потенциал сегодняшнего учебного центра составляет 3060 обучающихся специалистов в год. Так что запас имеется… На новом месте у центра есть все, что необходимо для высококачественной подготовки слушателей: три теоретических класса, практическая аудитория на четыре автомобиля, дизельный зал с четырьмя стендами, дизельная мастерская, преподавательская. Кроме того, он располагает полным спектром гаражного и диагностического оборудования Bosch. Полный список его занимает целую страницу. Достаточно перечислить лишь некоторые позиции: системные тестеры для диагностики легковых автомобилей и грузовиков. Портативный тестер для гибридных и электромобилей, мобильный мотортестер. Различные диагностические комплексы, установка для проверки и обслуживания кондицио­неров. Линия технического контроля ходовой части автомобиля, оборудование для проверки автосвета, подъемники, шиномонтажные и балансировочные стенды. Среди «учебных пособий» – установка для диагностики и промывки бензиновых инжекторов, система анализа эмиссии для бензиновых и дизельных двигателей. Стенд для проверки рядных и распределительных насосов высокого давления. Стенд для проверки насосов и инжекторов Common Rail. Универсальный стенд для проверки топливных насосов высокого давления. Стенд для проверки всех типов дизельных форсунок и инжекторов. Прибор для проверки механических дизельных форсунок. Комплект для ремонта инжекторов Common Rail. А помимо перечисленного оборудования – большое количество разнообразных инструментов и оснастки. В общем, в учебном центре есть все оборудование, необходимое для качественной подготовки специалистов.

Программы обучения

Однако «железо», даже самое современное, это не главное. Прежде всего, важно уметь на нем работать. И в этом направлении у Bosch все хорошо – созданы и «отшлифованы» постоянным совершенствованием множество программ обучения. Учебный центр Bosch предлагает обширную очную программу тренингов по диагностике и ремонту систем бензинового и дизельного впрыска, систем комфорта, тормозных систем, узлов и агрегатов, а также работе с гаражным и диагностическим оборудованием Bosch. А недавно были введены курсы по технологиям альтернативных приводов – гибридов и электромобилей: спрос на такие знания уже появляется. В компании понимают, что Россия страна огромная, и не все желающие учиться могут приехать в Москву. Поэтому, кроме очных программ обучения, для региональных специалистов созданы курсы дистанционного обучения «Регионет» и программа веб-курсов e-learning. Важно, что по завершении обучения авторемонтники не остаются «один на один» с машинами. Для того чтобы они могли получить профессиональную консультацию, создана служба хотлайн технической поддержки клиентов, в рамках которой опытные специалисты компании консультируют сотрудников СТО, столкнувшихся с проблемами в процессе своей работы. Это позволяет автосервисам, применяя накопленный опыт и знания компании Bosch, находить решения любых нестандартных проб­лем. Кстати, многие партнеры Bosch уже успели на практике оценить все преимущества этой услуги.

Центр оснащен современным
диагностическим оборудованием
Центр оснащен современным диагностическим оборудованием

Экономика для руководителей

Отдельное место в программе учебного центра занимают курсы для руководителей станций сети «Бош Сервис», которые включают тренинги по управлению персоналом и экономике СТО. Уже первый курс по управлению экономикой заслужил много положительных отзывов от директоров СТО – и получил продолжение. Сейчас программа обучения по менеджменту станций включает четыре курса: профессиональная приемка автомобиля в «Бош Сервисе», управление экономикой станции «Бош Авто Сервис», дополнительный курс по экономики СТО и «Конфликтология». Отметим, что курсы по экономике затрагивают особо важные аспекты работы СТО – ведь успех станции складывается не только из работы ремонтной зоны. Большое значение в работе СТО имеют навыки профессиональной коммуникации с клиентом, конструктивный диалог с наиболее сложными из них и выстраи­вание партнерских отношений на долгие годы. Причем важнейшую роль в обеспечении загрузки производства и построении эффективных процессов играет мастер-приемщик. Уже ни для кого не секрет, что обязательное условие успешного развития любой сервисной станции – квалифицированный персонал. Новое здание можно построить или арендовать. Оборудование закупить. А вот найти высокопрофессиональных сотрудников гораздо сложнее. Их пока что очень мало… И Учебный центр Bosch готов оказать клиентам компании всестороннюю поддержку в подготовке таких специалистов. Кстати, более подробную информацию о программах обучения можно узнать на сайте www.bosch.ru в разделе «Учебный центр, техподдержка».

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены