Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Новая революция!

Новая революция!

Большинство крупных автомобильных компаний и производителей комплектующих в последние годы переносили производства в Китай, который привлекал иностранцев дешевой рабочей силой. Однако не так давно эксперты заговорили о возможности обратной тенденции. Китайцы больше не хотят трудиться за мизерную плату, перенимают западный образ жизни, и в результате КНР постепенно утрачивает основное конкурентное преимущество. Западные компании же используют при производстве все больше роботов, что позволяет экономить на рабочей силе и не требует переноса заводов.

Специалисты говорят о целой серии неприятностей, с которыми может столкнуться КНР в ближайшей перспективе. Это «пузыри» на рынке недвижимости и проб­лемы с инфраструктурой. Однако эти трудности в конечном счете государство может и преодолеть. Гораздо опаснее другой «пузырь» – производственный.

Как ехидно замечают наблюдатели, долгое время КНР вынуждала американские компании переносить производства из США в Поднебесную, предоставляя субсидии, дешевую рабочую силу и удерживая курс юаня. Все это стоило американцам миллионов рабочих мест. Между тем рост расходов на зарплату и несоблюдение сроков производства уже заставил ряд западных компаний перевести часть мощностей обратно в Америку. Так уже поступили Dow Chemicals, Caterpillar, GE и Ford.

Более того, в среднесрочной перспективе у американцев может появиться повод для злорадства.
Более того, в среднесрочной перспективе у американцев может появиться повод для злорадства.

Более того, в среднесрочной перспективе у американцев может появиться повод для злорадства. Эксперты говорят о грядущей новой технической революции. Все больше производителей используют роботов, уже через несколько лет их применение будет обходиться дешевле труда наемных работников.

Примечательно, что эта тенденция затронет не только автомобилестроение, но и другие отрасли. Так, один из крупнейших игроков на китайском рынке Foxconn Technology Group заявил в прошлом году о готовности установить на своих заводах около миллиона роботов. Эти планы должны быть осуществлены уже через пару лет. Китайские рабочие показались компании слишком дорогими.

Высокопоставленный менеджер Foxconn Терри Гу публично поддержал идею с роботами. Компания не стала уточнять, сколько работников она планирует сократить. «Поскольку человек тоже является животным, управление миллионом животных вызывает у меня головную боль», – цитировали СМИ высказывание топ-менеджера.

Все больше производителей используют роботов, уже через несколько лет их применение будет обходиться дешевле труда наемных работников.
Все больше производителей используют роботов, уже через несколько лет их применение будет обходиться дешевле труда наемных работников.

Модель для сборки

В качестве еще одного примера грядущей революции приводят автозавод Tesla Motors Inc., выпускающий электрокары премиального класса. Это один из самых дорогих автомобилей в мире. Цены на него стартуют от 57 400 долл. Согласно заявленным характеристикам, разгон с 0 до 96 км/ч занимает 5,6 с, заряда батарей хватает на 482 км при скорости около 90 км/ч. Причем в данном вопросе эксперты указывают не столько на характеристики автомобиля, сколько на местоположение самого завода. Он располагается в штате Калифорния, в Кремниевой долине. Это одно из самых дорогих мест для запуска производства в Соединенных Штатах. Тем не менее именно благодаря роботам компания смогла позволить себе начать сборку в долине.

Если даже китайцы все-таки тоже начнут массово роботизировать производство, компаниям не будет смысла отправлять сырье для сборки в Китай, чтобы его превращали в готовый продукт. Так что, скорее всего, в ближайшем будущем производство станет снова локальным и будет сосредоточено вблизи источников ресурсов и рынков сбыта. Специалисты ждут массового возвращения компаний либо уже в этом десятилетии, либо в начале следующего.

В принципе роботы уже давно используются в машиностроении, но грядущую техническую революцию связывают с новым поколением механизмов. Их преимущество заключается в том, что один робот-манипулятор способен выполнять не одну, а сразу четыре функции: сварку, клепку, крепеж и установку. Достигается это за счет различных насадок, которые использует «рука». Завершив выполнение операции, манипулятор сбрасывает ненужную в данный момент насадку, присоединяет необходимую и продолжает выполнение функций.

Работа огромных манипуляторов (около 3 м в высоту) завораживает. Их движения напоминают чем-то боевого робота ED-209 из фильма Robocop. – такие же угловатые и резкие. Для сборки одного автомобиля Tesla задействованы восемь манипуляторов, в день завод может выпустить до 83 машин. Всего мощность предприятия составляет 20 тыс. авто в год. Интересно, что компания планирует наладить выпуск спорткаров. Для этого будет задействована та же линия. Роботов просто перепрограммируют, и они приступят к сборке новой модели.

Особой популярностью пользовались роботы для сварки, окраски и сборки. Здесь рост заказов составил 68, 42 и 19% соответственно.
Особой популярностью пользовались роботы для сварки, окраски и сборки. Здесь рост заказов составил 68, 42 и 19% соответственно.

Хотя по сравнению с традиционными технологиями мощность предприятия невелика, эксперты говорят, что в недалеком будущем производители сделают ставку на многофункциональные механизмы для сборки машин. И опыт Tesla будет использован в качестве модели другими автомобильными компаниями. К примеру, Hyundai и Beijing Motors недавно закончили возведение огромного завода недалеко от Пекина, где также планируется автоматизировать значительную часть процессов и задействовать меньше людей.

Рекордные объемы

О все большей популяризации роботов свидетельствует и статистика по их продажам. Хотя эксперты осторожны в своих прогнозах и указывают на сезонность спроса, цифры говорят сами за себя. Согласно данным компании RIA, во II квартале 2012 года североамериканские производители роботов продали рекордное количество продукции. Прежде такое количество не реализовывалось за квартал никогда. За три месяца компании совокупно продали 5556 единиц продукции на 403,1 млн долл. Это на 14% больше аналогичного показателя 2011 года в натуральном выражении и на 28% в стоимостном. Заказы за первые шесть месяцев достигли 10 652 единиц, что больше прошлогодних значений на 20 и 29% соответственно.

Больше всего заказов пришлось на автомобильную промышленность. Особой популярностью пользовались роботы для сварки, окраски и сборки. Здесь рост заказов составил 68, 42 и 19% соответственно. По подсчетам RIA, сейчас в Соединенных Штатах используются 220 тыс. роботов, по этому показателю США уступают только Японии.

Производители роботов, в свою очередь, готовы предлагать продукцию не только компаниям-гигантам, но и небольшим производствам. Согласно законам рынка, в дальнейшем конечная цена манипуляторов будет только снижаться. Уже сейчас существуют решения для небольших фирм. Недавно датская Universal Robots выпустила две модели роботов UR5 и UR10, предназначенные для тех, кто раньше не мог позволить приобрести подобный механизм. Первый даже завоевал титул самого инновационного робота в мире.

В отличие от других роботов, представленных на рынке, роботы-манипуляторы Universal Robots характеризуются очень низким потреблением энергии.
В отличие от других роботов, представленных на рынке, роботы-манипуляторы Universal Robots характеризуются очень низким потреблением энергии.

В компании не скрывают, что продукты изначально разрабатывались для производителей, которые считают, что роботы являются слишком дорогим удовольствием, их трудно интегрировать в производство и трудно программировать. Более того, UR5 и UR10 не требуют специального ограждения. Они представляют собой гибкие, легкие и простые в эксплуатации 6-осевые промышленные манипуляторы. Данные манипуляторы разработаны специально для малых и средних предприятий, которым требуется гибкое, эффективное и быстро окупаемое средство автоматизации. Манипуляторы легко перемещаются и не требуют прочных оснований благодаря своей легкой конструкции.

Модели могут легко перемещаться в производственных помещениях и использоваться для различных целей. Благодаря понятному программному обеспечению роботов-манипуляторов можно быстро и легко запрограммировать для выполнения новых задач. В отличие от других роботов, представленных на рынке, роботы-манипуляторы Universal Robots характеризуются очень низким потреблением энергии и относительно низким уровнем шума по сравнению с другими более громоздкими и дорогостоящими моделями.

Чтобы снизить стоимость новинки, разработчики решили отказаться от дорогих сенсоров. UR5 использует специальную технологию, благодаря которой робот замеряет напряжение и в зависимости от его значения определяет, с какой силой и скоростью производить операцию. В среднем период окупаемости робота составляет шесть месяцев. Причем разработчики уверяют, что использовать его могут как частные компании, так и крупные автопроизводители. Кстати, среди клиентов Universal Robots значатся BMW и Bosch.

Интересно, что разработчики попытались исключить возможные инциденты при взаимодействии робота и человека. Во всяком случае, в компании уверяют, что если на манипулятор будет оказано воздействие в 150 Н, он автоматически остановит работу. Более того, человек может в прямом смысле слова обучать машину. Для этого нужно взять манипулятор и задать ему нужную траекторию движения.

Скорость, с которой идет развитие робототехники, впечатляет. Universal Robots вывела на рынок первого робота в 2009 году, в 2012-м она уже собирается продать 800–1000 единиц по всему миру.

Глобальная бедность

Как видно, роботов использует все больше компаний. Скорее всего, развитие этой отрасли будет идти по аналогии с производством компьютеров. Если на заре компьютерной эры вычислительные машины были доступны ограниченному кругу пользователей, то спустя небольшой период времени технологии производства стали проще, что привело в итоге к удешевлению компьютеров и их массовой доступности.

Единственное, что остается неясным, — как развитие отрасли отразится на глобальной экономике
Единственное, что остается неясным, — как развитие отрасли отразится на глобальной экономике

Единственное, что остается неясным, – как развитие отрасли отразится на глобальной экономике. Эксперты говорят, что до недавнего времени переход на новые технологии сопровождался появлением новых рабочих мест. Здесь же наблюдается несколько иная картина. Американцы могут, конечно, радоваться возвращению компаний обратно в США, однако создано в Соединенных Штатах рабочих мест будет меньше, чем закрыто в том же Китае. Некоторым производствам хватает пару десятков человек для обслуживания роботизированных линий.

Манипуляторы могут работать 24 часа в день, семь дней в неделю. В результате, по некоторым подсчетам, их использование станет оправдано там, где стоимость оплаты труда превышает 1 долл в час. Поэтому становится не совсем понятно, придутся ли по карману армии безработных продукты новой технологической революции.

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены