Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Новые обязательства

Новые обязательства

Система аварийного торможения в будущем может стать такой же привычной опцией, как и ABS.

Тысячи дорожно-транспортных происшествий можно бы было избежать, если бы по дорогам ездило больше современных автомобилей, оснащенных системой аварийного торможения (AEB). К такому выводу пришли специалисты британской исследовательской организации Thatcham Research, специализирующейся на автостраховании.

В связи с этим участники рынка в Великобритании стремятся найти способы увеличить долю транспортных средств с AEB в автопарке страны. В частности, от правительства требуют стимулировать покупку машин с системой аварийного торможения. Для этого потенциальному автовладельцу предлагается субсидия в размере 500 фунтов. По подсчетам экспертов, за 10 лет такая инициатива способна спасти 1220 жизней и предотвратить 136 тыс. травм.

На данный момент подобной системой в королевстве оборудованы лишь 23% транспортных средств, причем только 10% из этого числа при продаже имели соответствующую информацию об установленной системе.

Обычно под AEB понимается набор технологий, которые помогают автомобилю определить, когда ему необходимо затормозить. Для этого машина использует различные радары, лазеры и оптические датчики. Устройства помогают «видеть» другие транспортные средства и даже пешеходов. Полученная информация позволяет автомобилю избежать столкновения без вмешательства водителя.

Собранная Thatcham статистика говорит о том, что 90% аварий вызваны человеческим фактором. Водитель либо не справлялся с управлением, либо просто отвлекался от дороги.

«Автомобильные технологии были главным фактором, позволившим снизить количество смертей на дорогах Великобритании с более 7000 случаев в 1970-х годах прошлого века до 1754 в 2012 году», – отметил глава Thatcham Питер Шо. Кстати, он и предложил властям субсидировать покупки машин, оборудованных системой аварийного торможения. Правда, по подсчетам организации, стоимость системы в среднем составляет 1000 фунтов, так что покупателю все-таки придется выкладывать половину стоимости из своего кармана.

«AEB позволяет сберечь здоровье не только водителя, но и пешеходов, а также владельцев двухколесного транспорта», – указал Шо. Системы уже спасли жизни более 70 человек за последние три года и помогли предотвратить серьезный вред здоровью в 760 случаях, свидетельствуют специалисты.

Ведущие автопроизводители за последние несколько лет представили целый ряд решений в этой области. Новая система поощрения технологий создания продвинутых систем обеспечения безопасности – Euro NCAP Advanced, дополняющая существующую схему присвоения «звездных» рейтингов комитета Euro NCAP, выделяет несколько таких систем.

FIAT: City Brake Control (2013)

На скорости автомобиля в диапазоне от 5 до 30 км/ч City Brake Control использует датчик лидара (лазерный локатор), расположенный в верхней части ветрового стекла, для мониторинга области в пределах 10-12 м перед автомобилем на предмет наличия других автомобилей, которые могут представлять собой угрозу столкновения. В случае большой вероятности столкновения и отсутствия реакции со стороны водителя City Brake Control выполняет предварительную активизацию гидравлического контура тормозной системы для обеспечения более быстрого и сильного торможения.

В случае когда система определяет, что столкновение неизбежно, гидравлическая система помощи при торможении становится более чувствительной, повышая давление торможения для обеспечения более короткого тормозного пути. Если водитель продолжает бездействовать, City Brake Control самостоятельно включает тормоза, одновременно подавая водителю предупреждающие сигналы (звуковой сигнал и визуальный сигнал на приборной панели) о том, что системе пришлось вмешаться для предотвращения аварии.

Все больше премиальных опций становятся доступными для бюджетных авто
Все больше премиальных опций становятся доступными для бюджетных авто

На скорости от 5 до 20 км/ч тормозная система обеспечивает максимальное замедление величиной 10 м/с2; при скорости 20-30 км/ч величина максимального замедления составляет 6 м/с-2. Если незадолго до столкновения водитель все-таки предпримет попытку торможения, City Brake Control оптимизирует процесс торможения, помогая избежать столкновения.

Mitsubishi: Forward Collision Mitigation (2013)

За передней решеткой радиатора установлен радар 77 ГГц, предназначенный для обнаружения объектов, которые могут представлять собой опасность столкновения, на расстоянии до 200 м. Система функционирует до достижения максимальной скорости 180 км/ч. На первом этапе, когда риск столкновения еще небольшой, FCM подает визуальный и звуковой сигнал для предупреждения водителя об угрозе столкновения.

В это же время активируются гидравлический контур тормозной системы и система помощи при экстренном торможении, повышая тормозное давление на случай реагирования водителя на предупреждение и включения им тормозов. Если водитель не реагирует на предупреждения и риск столкновения возрастает, система продолжает подавать водителю предупреждающие сигналы, одновременно обеспечивая мягкое торможение в автоматическом режиме для смягчения последствий возможного столкновения.

Это торможение является дополнительным предупреждающим сигналом для водителя. Если риск столкновения резко возрастает, система FCM обеспечивает высокое тормозное давление в автономном режиме для предотвращения столкновения или смягчения его последствий. При скорости до 30 км/ч система в состоянии обеспечить максимальное замедление величиной 8 м/с2. При превышении этой скорости величина максимального замедления составляет 6 м/с2.

Audi: Pre Sense Front (2012)

Система Audi Pre Sense Front схожа с системой Pre Sense Front Plus, которая уже получила награду за установку на Audi A6. Расположенный в передней части автомобиля радар дальнего действия может обнаружить автомобили, с которыми возможно столкновение, если не предпринять каких-либо действий, на расстоянии до 80 м. Для расчета вероятности столкновения система обрабатывает информацию, получаемую с переднего радара, и дополнительные данные, полученные от камеры, установленной на ветровом стекле.

Система использует расширенный режим действий в определенных критических точках, чтобы помочь водителю избежать аварии. Вначале, если расчеты системы показывают определенную вероятность столкновения, она подает сигналы оптического и звукового предупреждения и выполняет предварительную активизацию гидравлического контура тормозной системы для подготовки к маневру уклонения, который будет выполнять водителем.

Можно ожидать, что в недалеком будущем системы аварийного торможения станут
обязательными
Можно ожидать, что в недалеком будущем системы аварийного торможения станут обязательными

Если водитель не реагирует и степень критичности увеличивается, подается следующее предупреждение: небольшой тормозной толчок служит «тактильным» предупреждением, призывающим водителя отреагировать на ситуацию. Одновременно тормозная система подготавливается таким образом, что система Pre Sense Front автоматически обеспечивает достаточное тормозное усилие, необходимое для предотвращения или смягчения последствий от столкновения, независимо от величины прилагаемого водителем усилия на педаль тормоза. Если водитель продолжает не реагировать, система самостоятельно включает тормоза для смягчения последствий от столкновения.

На скорости до 30 км/ч система Pre Sense Front активирует полное торможение и может определять движущиеся или неподвижные объекты. На скорости 30-80 км/ч автоматическое торможение не осуществляется, но при обнаружении неподвижного объекта система предупреждает водителя. В движущемся потоке транспорта на скорости 30-200 км/ч Pre Sense Front полностью задействует всю систему предупреждений для водителя, обеспечивает частичное торможение и включает усилитель тормозов.

VW: Front Assist (2012)

Предназначена для предотвращения или смягчения последствий от столкновений с впереди идущим транспортом. Расположенный в передней части автомобиля радар дальнего действия может обнаружить автомобили, с которыми возможно столкновение, если не предпринять каких-либо действий, на расстоянии до 80 м. Для расчета вероятности столкновения система обрабатывает информацию, получаемую с переднего радара, и дополнительные данные, полученные от камеры, установленной на ветровом стекле.

Система использует расширенный режим действий в определенных критических точках, чтобы помочь водителю избежать аварии. Вначале, если расчеты системы показывают определенную вероятность столкновения, она подает сигналы оптического и звукового предупреждения и выполняет предварительную активизацию гидравлического контура тормозной системы для подготовки к маневру уклонения, который будет выполняться водителем. Если водитель не реагирует и степень критичности увеличивается, подается следующий сигнал: небольшой тормозной толчок служит «тактильным» предупреждением, призывающим водителя отреагировать на ситуацию. Одновременно тормозная система подготавливается таким образом, что система Front Assist автоматически обеспечивает достаточное тормозное усилие, необходимое для предотвращения или смягчения последствий от столкновения, независимо от величины прилагаемого водителем усилия на педаль тормоза. Если водитель продолжает не реагировать, система самостоятельно включает тормоза для смягчения последствий от столкновения.

Способ вмешательства системы не слишком комфортабелен,
и водители не полагаются на него
Способ вмешательства системы не слишком комфортабелен, и водители не полагаются на него

На скорости до 30 км/ч система Front Assist активирует полное торможение и может определить движущиеся или неподвижные объекты. На скорости 30-80 км/ч автоматическое торможение не осуществляется, но при обнаружении неподвижного объекта система предупреждает водителя. В движущемся потоке транспорта на скорости 30-200 км/ч система полностью задействует все предупреждения водителя, предпринимает частичное торможение и осуществляет вспомогательное торможение.

Ford: Active City Stop (2011)

На скорости до 30 км/ч датчик лидара (лазерного локатора), располагающийся в верхней части ветрового стекла, сканирует зону размером около 7,6 м, находящуюся непо средственно перед автомобилем, на наличие возможных препятствий. Если автомобиль обнаруживает перед собой другой тормозящий, замедляющийся или неподвижный автомобиль и определяет, что столкновение вероятно, происходит предварительная подкачка тормозов. Если водитель остается пассивным (т.е. не применяет рулевое управление или торможение), автомобиль включает тормоза автоматически и снижает крутящий момент двигателя.

При относительной скорости менее 15 км/ч система Active City Stop способна помочь водителю полностью избежать столкновения с находящимся перед ним препятствием. Если относительная скорость двух автомобилей находится в пределах от 15 до 30 км/ч, удара нельзя избежать только при помощи одного торможения, но Active City Stop будет стремиться снизить скорость до удара. Если водитель вмешивается в ситуацию, пытаясь избежать аварии, либо посредством резкого ускорения, либо используя рулевое управление, система Active City Stop отключается.

Система необычна для автономной системы экстренного торможения тем, что не предупреждает водителя о надвигающемся столкновении и тормозит очень резко и очень поздно. Это сделано намеренно: способ вмешательства системы не слишком комфортабелен, и водители не полагаются на него, стремясь избежать аварий при езде в городе.

Collision Prevention Assist (2011)

Предназначена для помощи водителям в предотвращении аварий, происходящих в продольном направлении, или их смягчении. Она включает две функции: предупреждение о лобовом столкновении и адаптивное усиление торможения. Одиночный радар среднего волнового диапазона следит за зоной перед автомобилем глубиной около 80 м на наличие потенциальных объектов столкновения. Информация, поступающая от радара, в комбинации с такими показателями, как скорость движения и траектория автомобиля, используется для вычисления вероятности столкновения.

Производителей обязали устанавливать датчики давления
в шинах
Производителей обязали устанавливать датчики давления в шинах

При скорости автомобиля в диапазоне от 30 до 250 км/ч, если вероятность столкновения с другим движущимся объектом превышает критическое значение, система выдает водителю соответствующее предупреждение. В этот момент Collision Prevention Assist также включает функции системы PRE-SAFE® компании Mercedes-Benz, если таковая установлена в качестве опции.

Система PRE-SAFE® поощрялась комитетом Euro NCAP в 2010 году, она подготавливает к столкновению систему устройств пассивной безопасности автомобиля. Если водитель реагирует на предупреждение о лобовом столкновении нажатием на тормоз, адаптивное усиление торможения гарантирует приложение оптимального тормозного усилия: достаточно убедиться, что автомобиль остановится до столкновения с объектом, если это возможно, но желательно так, чтобы автомобили, едущие сзади, также имели возможность безопасно остановиться, не ударившись в заднюю часть едущего впереди автомобиля.

Электроника VS надежность

Как видно, технология получила достаточно широкое распространение, в принципе можно ожидать, что в недалеком будущем системы аварийного торможения станут обязательными.

Стоит в то же время отметить, что желание передать некоторые функции водителя электронике приводят к усложнению начинки современного автомобиля. Это в свою очередь несет новые проблемы автопроизводителям. Как отмечает «The Chicago Tribune», отзывы автомобилей уже стали обыденной вещью в индустрии.

По данным газеты, в прошлом году только в США отозвано было почти на 45% больше машин, чем продано. И похоже, что в 2014 году этот показатель превысит рекорд 2004 года, составив 30 млн транспортных средств. К примеру, GM отозвала более 6,3 млн авто, Fiat Chrysler Automobiles, Nissan, Toyota и Honda – почти по миллиону каждая.

С одной стороны, частные отзывы могут подорвать продажи модели. С другой – на фоне того, что автомобиль постепенно превращается в гаджет на колесах, отзыв транспортных средств можно использовать для роста лояльности клиентов. И даже отзыв из-за неисправности тормозной системы будет воспринят владельцем авто как проявление заботы.

  • Андрей Филатов

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены