Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

"Ответственность заставляет нас не делать плохого, не говорить неправильного, а то, что обещали, - делать"

Рубрика «Свой стиль» в нашем журнале совсем молода – ей чуть больше двух лет. Ее героями были интересные люди, которые делились с читателем своими мыслями и опытом. Нашим сегодняшним гостем будет Дмитрий Каверин. Кто он, чего достиг и к чему стремится – читатели узнают из его очень насыщенной и по-хорошему эмоциональной беседы с редакцией журнала. Нам было интересно. Надеемся, вам понравится тоже. Приятного чтения.

– Расскажите немного о себе: где учились, как попали в компанию OSRAM?

– После окончания самой обычной подмосковной общеобразовательной школы я поступил в Российский университет дружбы народов, на физико-математический факультет. Успешно его закончил в 2006 году, получив степень бакалавра, а затем и магистра по специальности «Общая физика». Если конкретнее о теме, которой занимался, то это экспериментальная физика – физика плазмы.

Мне было очень интересно изучать различные физические явления, особенно – плазму и ее состояния. Ведь на самом деле плазма нас окружает везде – мы в ней живем – на нас ежесекундно влияет солнечная плазма, плазма рождается и в газоразрядной лампе при ее включении, и т. д. Но вернемся к вашим вопросам.

Еще студентом я все свободное время посвящал науке, но иногда, хотя бы эпизодически, старался погружаться в практическую деятельность, чтобы не отрываться от представлений о рынке труда. И вышло так, что с 2002 года я, будучи еще студентом, получил возможность работать в качестве студента-помощника на специализированных выставках, в которых принимала участие компания OSRAM.

Затем были выставки 2003, 2004, 2005 и 2006 годов. До окончания вуза у меня уже сложились хорошие отношения с компанией. Защита диплома совпала с открывшейся на предприятии вакансией технического специалиста по автомобильному освещению. Компания объявила конкурс на замещение вакансии – претендентов на место было пять. Я победил в конкурсе и в 2007 году был принят в московское представительство компании OSRAM GmbH в качестве технического специалиста. В этом году, в октябре, будет 10-летний юбилей моей деятельности в компании.

– Что было дальше?

– Три года я проработал в качестве технического специалиста. За это время глубоко изучил продукцию компании OSRAM в области автомобильных источников света и ламп специального назначения. По определенной стратегии предприятие уже реорганизовалось в юридическое лицо, которое физически находилось на территории РФ. Компания к тому моменту приобрела завод в городе Смоленске, и мы обосновались там вместе со складом, который используем до сих пор.

Нельзя сказать: «по воле случая», но вскоре произошло событие, которое существенно повлияло на мою карьеру, – иногда люди по разным причинам покидают свои компании. Так случилось и у нас – в результате освободилось место руководителя направления «Автомобильное освещение».

Моя квалификация в продажах и в управлении на тот момент была в зачаточном состоянии. Но я решил побороться за это место. И на то были основания. Мои контакты с партнерами на протяжении трех лет оформились в позитивные деловые отношения. Кстати, с этими же людьми мы до сих пор продолжаем развивать наш бизнес. Я активно участвовал в семинарах, которые мы проводили для наших партнеров и их клиентов. Я также был техническим специалистом, который от компании OSRAM сопровождал партнеров в поездках на заводы концерна.

Эта деятельность позволяла показывать не только одну сторону компании, базирующуюся на презентациях, но и демонстрировать партнерам и клиентам весь цикл производства, а это очень интересный процесс даже для технически неподготовленного человека. Таких поездок было предостаточно. Не могу сказать, что с помощью этой активности я добился для себя каких-то личностных преференций, скорее мой клиенто­ориентированный подход позволил заручиться серьезной поддержкой наших партнеров. И когда принималось решение о том, чтобы предоставить мне возможность проявить себя в направлении «Автомобильное освещение», в том числе и наши клиенты – мои клиенты – каким-то образом поддержали мою кандидатуру.

Поддержало ее и наше европейское руководство, с которым мне приходилось общаться в тех или иных условиях. Оно убедило местных руководителей в целесообразности предоставления шанса молодому специалисту попробовать себя в новом качестве. И мое назначение состоялось.

– Как Вы себя ощущали в этом новом качестве?

– Не стану лукавить: конечно, мне это понравилось. Но только с одной стороны. И вот почему. На мне оказалась большая ответственность. На момент принятия решения в отношении меня доля направления «Автомобильные источники света» составляла в компании OSRAM 28% рынка – это была весьма существенная часть бизнеса, и руководители прекрасно понимали, чем они рискуют. Но они пошли на это.

Сейчас, оценивая результаты своей работы, могу сказать, что они превзошли ожидания не только компании, но и мои собственные. Это здорово, но за этим стоит кропотливый труд. Могу сказать, что какое-то время я даже работал один. Почему? В то время наша команда была весьма небольшой, а кто-то из сотрудников мог уйти в отпуск; объемы продаж существенно отличались от сегодняшних. Были и другие обстоятельства. В 2010–2011 годах в компании OSRAM на глобальном уровне произошла реорганизация двух направлений: «Автомобильное освещение» и «Источники света специального назначения», с образованием большого бизнес-юнита «Специальное освещение». Реорганизация произошла и московском офисе, в результате чего образовался отдел «Специальное освещение» со мною во главе. И в этом качестве я проработал до 2016 года. Но далее предлагаю вести речь о той части рынка, которая ближе читателю, – автомобильное освещение.

Если коротко остановиться на том периоде моей карьеры, должен сказать, что наши дистрибьюторы тогда являлись локомотивами продвижения продукции и бренда. Они рекламировали продукты и бренд, держали на собственных складах значительные объемы наших изделий и активно ими торговали. Что говорить, тогда были еще и хорошие времена для бизнеса.

К слову, бизнес, связанный с автомобильными источниками света, – это очень интересная сфера деятельности. Он существенно отличается от бизнеса остальных автомобильных запчастей в общем. Дело в том, что 15 типов автомобильных ламп в основном подходят для 95% автопарка. А что такое 15 типов автомобильных ламп? Это коробочка, которая умещается на обычном столе. Об этом направлении, как и о многих других, связанных с деятельностью и брендом нашей компании, говорить можно очень много и долго. Поэтому возвращаюсь к вашим вопросам.

– А когда стали генеральным директором?

– Эту должность я занял в январе 2016 года.

– Как это было?

– Для того чтобы ответить на ваш вопрос, придется сделать небольшое отступление.

ООО «ОСРАМ», которым я сейчас руковожу, – дочернее предприятие компании OSRAM GmbH. История головного предприятия составляет более 110 лет. Центральный офис находится в городе Мюнхен (Германия). Наша компания (ООО «ОСРАМ») достаточно молода. Дело в том, что два года назад руководством OSRAM GmbH было принято решение о выделении на глобальном уровне части бизнеса в самостоятельную компанию, названную Ledvance. Это предприятие занимается традиционным бизнесом – традиционными источниками света. А компания OSRAM с прошлого года сконцентрировалась в основном на инновациях в различных сферах светотехнического бизнеса.

Поскольку OSRAM GmbH является мировой компанией, названное выделение бизнеса произошло во всех подразделениях, представляющих интересы концерна во всех регионах мира, включая Российскую Федерацию и страны СНГ. Следует заметить, что под СНГ мы подразумеваем группу государств, входящих ранее в СССР, исключая страны Балтии, Украину и Грузию. В России в 2016 году было образовано новое юридическое лицо ООО «ОСРАМ», которым чуть больше года управляю я в должности генерального директора. В зону моей ответственности входят и названные республики бывшего СССР.

Структуру ООО «ОСРАМ» составляют три направления бизнеса.

1. Полупроводниковая оптика, полупроводниковые компоненты, единичные светодиоды, сенсоры, датчики, лазеры и др.

2. Лампы специального назначения (спецлампы). В эту группу входят как автомобильные лампы, так и целая группа ламп специального назначения (более 300 приложений): для кинотеатров, дезинфекции окружающей среды, медицинских приборов, взлетно-посадочных полос и др. Все они имеют свою специ­фику и значительное разнообразие в применении, поэтому мы этот бизнес не можем отнести к общему освещению, а относим к лампам специального назначения.

3. Электроника и проектные решения по освещению. Проекты могут быть любыми – от внутреннего освещения помещений до проектов Smart City, когда энергетическими ресурсами целого города управляет единая «умная» система. В таких интегральных решениях участвуют значительное количество различных вспомогательных систем, созданных на основе IT-решений, датчиков, сенсоров, низковольтных систем управления. К таким относятся: системы освещения, видеонаблюдения, управления инфраструктурами и т. д.

Эти три направления в России развиваются ускоренными темпами, а мы представлены в этом процессе во всех трех направлениях. По существу, в определенной степени мы в микромасштабе копируем деятельность нашего главного офиса в формате сбытовой организации.

После разделения бизнесов и продажи компании Ledvance направление специальных источников света, к которым относим и автомобильные лампы, стало для нас основным. Достаточно серьезной долей в продуктовой линейке является компонентный бизнес. Если мы говорим о компании ООО «ОСРАМ» в целом, то автомобильные источники света и решения, связанные с автомобильным освещением, являются сегодня основным направлением деятельности компании. Однако перспективы роста направлений проектов и решений тоже являются значительными.

Ну вот – в двух словах – о том, чем мы занимаемся и чем я управляю в России.

– Расскажите о рынке автомобильных ламп сегодня.

– Говоря сегодня об автомобильном свете, следует обращаться к нему не только как к источнику света, но и как к комплексу электронных устройств и программ, интегрированных в современный автомобиль. Ведь в ближайшем будущем основным транспортным средством станет автономно управляемый автомобиль, который невозможно представить без сенсоров, датчиков, лазеров и других электронных устройств.

Но если вести речь об автомобильной лампе как запасной части, то могу сказать, что компания OSRAM является мировым лидером по поставкам традиционных источников света – галогенных, газоразрядных ламп, а также ламп накаливания – на автомобильные сборочные производства. Конечно, не на сам конвейер по сборке конкретного автомобиля, а на конвейер производителя светотехники с последующей установкой на автомобиль. Это позволяет нашей компании во многих странах быть лидером по этой продукции и на вторичном рынке. Почему?

Всем известно, что рано или поздно все в мире в конце концов стареет и ломается, не исключая и автомобильные лампы. Автовладелец, купивший когда-то новый автомобиль, оснащенный лампами OSRAM, которые добросовестно отслужили положенное время, не станет экспериментировать с установкой на транспортное средство лампы от неизвестного производителя и, скорее всего, сделает выбор в пользу проверенного бренда. Поскольку OSRAM изготавливает всю свою продукцию и для конвейерной сборки, и для вторичного рынка на одних и тех же мощностях – высокое качество автомобильных ламп сохраняется для любого потребителя.

Для нас, как я это вижу, рынок делится на две части. С одной стороны, автомобильная лампа – это оригинальная запасная часть. С другой – это аксессуар, если мы говорим о лампах с добавленными характеристиками. Если сегодня мы зайдем в магазин автозапчастей, то найдем лампы H7 и H4 (самые распространенные на рынке) не одного, не двух и не трех видов. Мы можем увидеть лампы в исполнении +30, +60, +90, +110, +130 и т. д.

Когда мы говорим об оригинальной запчасти, то имеем в виду лампу без каких-то заявленных улучшенных характеристик. А вот если речь идет об изделиях с улучшенными характеристиками, то можно говорить, в том числе, и о лампах серии «а ля ксенон». Это и лампы с интерференционным покрытием более теплого спектра – они предназначены для всепогодного использования. Я считаю такие изделия аксессуаром, который автовладелец может приобрести не тогда, когда у него в автомобиле перегорела лампа, а тогда, когда он захочет улучшить качество света, генерируемого световыми устройствами автомобиля. Например, для того чтобы получить больше света на дороге, увидеть свой автомобиль в новом свете и выделить его на дороге, продемонстрировать это прия­телю или коллегам.

Эта специфика рынка настраивает и нас на специфичный подход к продвижению этой детали на рынке. Поэтому сказать, что автомобильный источник света – это только запасная часть, не могу, хотя без нее нельзя обойтись на дорогах общего пользования.

Если мы говорим о продукции автомобильных источников света, то ее можно разделить на несколько типов, таких как основной свет, вспомогательный и др. Основной среди них – это тот, который нам жизненно необходим, – он освещает дорогу, помогает замечать и объезжать препятствия, реагировать на дорожную обстановку и т. д. Вспомогательный источник – это габаритные огни, салонный свет и др.

Конечно же, есть и аксессуары, которые мы можем отнести к вспомогательным источникам света, таким как дневные ходовые огни, но которые активно защищают нас на дороге. И таких аксессуаров в наших продуктовых линейках не один десяток. Так, совсем недавно, мы выпустили новую линейку противотуманных фар. Мы постоянно находимся в поиске идей: что мы еще в состоянии предложить автовладельцам такого, что может помочь им на дороге.

Об этом также можно говорить бесконечно, поэтому предлагаю перейти к следующему вопросу.

– Очень кратко: куда движется российский рынок автомобильных источников света?

– Королевой нашего сегодняшнего рын­ка автомобильных источников света по-прежнему является эта самая галогенная лампа. Почему? Давайте смотреть. Самая старая технология производства ламп головного света – это галогенная лампа, она обеспечивает автомобиль самым дешевым светом.

Стоимость источника, например, лампы типа H4, составляет примерно 1 евро. В результате за эти небольшие деньги мы получаем два источника света и два световых потока: ближний свет и дальний свет. Ни одна другая технология не сможет и близко подойти к такой стоимости автомобильного света. Ксеноновая лампа – значительно дороже. А светодиодный модуль – дороже во много раз. Да, эффективность их выше, свет лучше, световой поток мощнее, но цена имеет существенное значение. Но не только.

Всем известно, что бюджетные автомобили по-прежнему сходят с конвейера. Они в основном также укомплектовываются галогенными источниками света. И этот процесс будет продолжаться еще достаточно долго, особенно в странах с развивающимися экономиками. Россию вполне можно отнести к таким. Хотя даже национальный авторынок от региона к региону имеет свои отличия.

Так, например, в Приморье на вторичном рынке более востребована галогенная лампа Н4, а в центральной России – Н7. Хотя поступательный процесс ледизации (LED) авто­света, безусловно, присутствует и у нас. Он, конечно же, мог идти гораздо быстрее, но из-за особенностей российского автопарка и событий последних лет, в первую очередь связанных со значительной девальвацией рубля и падением продаж новых авто, идет гораздо медленнее, чем на западе.

Тем не менее мы отмечаем рост продаж ксеноновых ламп. Почему? Такие лампы служат гораздо дольше – до 2–3 тыс. часов. Доля автомобилей, оснащенных ксеноновым светом в 2000-е годы, неуклонно росла. Сейчас на этих автомобилях подошли сроки замены ксеноновых ламп. При том что они работают даже значительно дольше, чем 3000 часов, их ресурс, к сожалению, подходит к концу. Результат этого процесса мы видим в увеличении продаж ксеноновых источников света.

Короче говоря, наш российский авторынок, несмотря ни на что, развивается и запрашивает все больше и больше современных световых решений.

– Вы как менеджер, работник, специалист сформировались в OSRAM. Какие качества, на Ваш взгляд, компания старается прививать сотрудникам? Работает ли это? Используете ли Вы этот опыт в управлении предприятием?

– Конечно, успешные компании с длительной историей всегда обладают достойным опытом формирования успешных коллективов, команд. Компания OSRAM в этом не является исключением. Конечно, есть общие слова о клиентоориентированности, настроенности на цель и т. д., но я считаю, что главная ценность, которую успешно прививает наша компания своим сотрудникам, состоит в ответственности и компетентности. Это ответственность за все, что мы делаем.

Она (ответственность) присутствует не только в кабинетах, но и в каждом шаге предприятия – от производства до реализации, при последующем техническом и информационном сопровождении своих клиентов – конечных потребителей. В наших слоганах, маркетинговой активности, рекламных реализациях, пиар-акциях мы подписываемся под каждым своим словом.

Эта ответственность заставляет нас не делать плохого, не говорить неправильного, а то, что обещали – делать. Это мое видение и я такой человек, и пытаюсь добиться и воспитать в своем коллективе такой подход к делу. И этого же от нас ожидает штаб-квартира в нашей ежедневной работе.

Безусловно, мы придерживаемся таких традиций, как соответствие этике ведения бизнеса, или комплаенс (compliance). Одним из родоначальников этого понятия была компания Siemens, которой когда-то мы принадлежали в определенной степени, в определенное время. В дальнейшем, после разделения, мы сохранили эту культуру и до сих пор скрупулезно соблюдаем этику в бизнесе. Если коротко, основополагающими принципами этого кодекса являются следующие установки: никаких взяток! никаких привилегий! никакой нечестной конкуренции! никакого жульничества! Эту культуру мы прививаем новым сотрудникам и бережно сохраняем ее дух и принципы в компании.

– Вы отработали в OSRAM 10 лет. Вас никогда не посещала мысль уйти из компании?

– Знаете, я не раз сам себе задавал вопрос о собственной карьере. У нас на трудовом рынке существует определенная культура: раз в три года менять место работы для того, чтобы достичь быстрого карьерного роста по диагональному движению, или для того, чтобы показывать в компании, в которой ты мечтал работать, резюме со звучными именами. Я считаю, что всего можно достичь в стенах одной компании. Я заработал определенный уровень доверия головного офиса. Он мне позволяет реализовывать мои идеи.

Мои идеи – это не монотонное производство, а постоянное экспериментирование, например, изменения в системе дистрибуции: я смотрю, какие продукты интересны в нашем регионе, а какие нет, и т. д. У меня есть определенная свобода в отношении запуска или незапуска определенных продуктов, которые могут мне мешать или, наоборот, повышать возможности продаж на российском рынке. Что мне еще нравится – это то, что вера в меня и достаточная свобода позволили собрать свою команду, которая позволяет мне развивать рынок. Это команда небезразличных людей, которые достаточно давно трудятся в OSRAM.

Мне также нравится, что мы люди, которые в определенной степени создают свою культуру. Внутри нашей организации мы называем ее OSRAM Family. Это не значит, что мы формально приходим на работу, отсиживаем там часов 8–9 и разбегаемся, забывая о ней до следующего дня. Мы ходим вместе в спортзал, организовываем спортивные мероприятия, любим веселиться, ходить в кино, на каток и т. д.

Все это создает в компании позитивную рабочую атмосферу. Ты приходишь на работу как к себе домой, но только с немного другой обстановкой.

Я понимаю – есть определенная сложность в том, что эти «тепличные» условия могут расслаблять человека, не давать ему стремиться к чему-то новому, реагировать на вызов: посмотри за окно – может быть, там очень интересно. Этот вызов – challenge – мы создаем сами. Если мы все это совмещаем, а не замещаем – то это и удерживает в компании. Это мне подсказывает: посмотри, что там? А я знаю, что там. Это у меня есть и здесь.

Примерно это я слышал от многих людей. Я принимал людей на работу, интервьюировал их, проводил собеседование на ту или иную позицию, я понимаю, что все везде почти одинаково – так зачем менять? Возможно, не пришло время. Возможно, оно не придет никогда. Я карьерно родился в этой компании, и мне не хочется из нее уходить. Я не думаю о том, что когда-нибудь ее покину. И при этом не считаю, что в чем-то себя ограничиваю.

Я очень благодарен нашему немецкому руководству за то, что оно в трудные времена не свернуло бизнес, не остановилось, ни на секунду не засомневалось в том, какие прогнозы мы им выдаем и как мы этого достигаем.

– В заключение хотелось бы узнать: было ли Вам когда-нибудь скучно, работая в OSRAM?

– Никогда!

  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены