Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Пионеры беспилотных технологий

Пионеры беспилотных  технологий

Справка.

Автомобиль Mercedes-Benz S-класса – пионер беспилотной эксплуатации – будет принят в музей Mercedes-Benz после того, как выйдет срок его эксплуатации и закончатся все тесты на дороге из Мангейма в Пфорцхайм. В 1886 году фрау Берта Бенц проехала по этому пути на первом в мире автомобиле, созданным ее талантливым мужем Карлом Бенцом. Центральный офис компании Daimler AG, расположен на заводе в одном из районов города Штутгарт с историческим названием Унтертюркхайм.

О том, как все начиналось, рассказывает профессор Ральф Гидо Хертвиг, руководитель проектов автомобильной производственной автоматизации компании Daimler AG.

– Мы задумались над автоматизацией мобильности людей и решили сделать управление нашим автомобилем более безопасным. Пришло понимание, что это может быть обеспечено с помощью создания технологии и конструкций автономного управления автомобиля. Родился проект, который мне поручило возглавить руководство Daimler AG. Мы решили сделать наш автомобиль S-класса автономным и беспилотным.

Проект назвали S‑500 INTELLEGEN DRIVE (С 500 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ­НОЕ ВОЖДЕНИЕ). Он начался с организации проектной команды, которая несколько лет изучала, разрабатывала и испытывала свои наработки. Многие из них впоследствии были использованы на автомобилях Mercedes-Benz Е-класса. Мы развернули целый ряд научно-исследовательских проектов узкой направленности, такие как, например, сенсорная техника и технология в применении к автомобилю; радарные системы и технологии; техника и технология ассистирования действиям водителя в обычных условиях и в критических ситуациях.

Когда все системы для такого ТС были разработаны, оборудование и приборы созданы и протестированы в лабораторных условиях, завершены узконаправленные проекты, наступило время мультипроектного менеджмента. Суть его заключалась в сведении всех результатов различных более мелких проектов в единый большой мультифункциональный проект для создания беспилотного автономного автомобиля премиум-класса.

Далее последовали монтаж разработанного комплекса на автомобиль S-класса и тестирование его уже в условиях реальной эксплуатации на автомагистралях, на городских улицах и, возможно, даже на пересеченной местности.

Несколько коротких поездок с водителем за рулем показали, что системы работают. Это стало понятно сразу, хотя и руки водителя всегда были наготове, чтобы в нештатной ситуации исправить положение. Автономная система вела себя безупречно и на крутых виражах, например, при повороте на 90° и на подруливании при обгонах грузовиков и на скоростных отрезках трасс. После того как системы сенсоров, видеокамеры и ассистирования прошли тестирование, появилась идея закрепить испытание наших систем большим многочасовым тестом в реальных условиях эксплуатации.

Тогда вспомнилась история о том, как супруга Карла Бенца Берта отважилась протестировать первый автомобиль мужа на дороге в Пфорцхайм. Было принято решение повторить этот пробег теперь уже в беспилотном режиме, когда автомобиль будет «самостоятельно» в автономном режиме под контролем специалистов и компьютерных сенсорных и радарных систем двигаться по дорогам и городам швабских земель.

Вначале мы имели слабое представление, как это можно будет сделать, ведь задача заключалась в том, чтобы удержаться от соблазна схватиться за руль, нажать на педаль тормоза или газа на всем протяжении 66-километрового маршрута, проходящего через города и поселки, мосты и автобаны. Задача по риску и сложности была сопоставима с той, которую в свое время впервые в мире выполнила отважная Берта Бенц.

Правда, условия, в которых работали мы, были на порядок более комфортными: за дорогой следил большой компьютер, на экране которого отображались сигналы работы автономной системы управления и эксплуатации автомобиля. Берта Бенц выполняла всю работу под открытым небом при помощи двух рычагов: в правой руке рычаг управления, в левой – поворота. У нас же управлением «заведовала» система ассистирования водителю, которая совмещала и движение по прямой, и управление маневрами на дороге. При этом, в отличие от Берты Бенц, мы были в комфортной закрытой безопасной среде и все наше внимание было сосредоточено лишь на работе автономных систем комплекса.

Правда, отправляясь в путь по маршруту Берты Бенц, мы себе слабо представляли, что для нас будет просто, а что сложно, где, возможно, потребуется дополнительное программирование и настройка систем, а где, как в случае с Бертой Бенц, понадобятся находчивость и изобретательность. И тогда мы соединили все это вместе. Очень большие деньги, инвестированные в наш проект, вполне себя оправдали. Все шло по нашему сценарию.

К тому же нам помогала история. Из нее мы знали, что Карл Бенц, после того как сделал свой первый трехколесный автомобиль, впал в депрессию. Такое часто случается с очень талантливыми людьми, поглощенными своей идеей. Из подобного состояния их может вывести лишь экстремальная ситуация. Инициатором такой ситуации стала Берта Бенц, которая как любящая жена решила доказать мужу его гениальность. И сделала это. Она отважилась проехать на его автомобиле 66 км из Мангейма в Пфорцхайм. Теперь в народе этот маршрут называют маршрутом Берты Бенц.

Мы решили, что на этом маршруте испытаем автомобиль Mercedes-Benz S‑500 в полном объеме, как будто он едет по дороге полностью автономно и выполняет все водительские операции «интеллектуально» и уверенно как опытный водитель. Поэтому назвали наш проект «INTELLIGENID DRIVE».

Профессор Ральф Гидо Хартвиг с ностальгией вспоминает проделанную работу, подчеркивая, что это было, наверное, самое лучшее его время работы в проектной команде.

– Здесь сошлись вместе и история, и наши технические будни. Мы проехали мимо водонапорной башни, недалеко от которой на кольце маршрута Берты Бенц благодарные потомки поставили памятник первому в мире автомобилю Карла Бенца и его супруге, проложившей маршрут тестирования всех систем автомобиля в условиях реальной эксплуатации.

По всему маршруту следования нас сопровождала съемочная группа, которой удалось снять исторические кадры на кольце у памятника трехколесному шедевру Карла Бенца, где на миг совместились и история, и современность, и будущее немецкого автомобилестроения.

Мы увидели, что технология автономного компьютерного управления автомобилем работает. Отследили отдельные этапы этого маршрута с использованием сенсорных, радарных и ассистирующих систем и, как мы уже говорили, нам удалось проехать по этому маршруту автономно. Хотя за рулем Mercedes S-класса сидел водитель, и был велик соблазн схватиться за руль во время автономного движения, нам все же удалось проехать весь маршрут в автономном режиме. Оборудование, которое мы изобрели и теперь тестировали, позволяло нам это делать и особенно не напрягаться.

В различных дорожных ситуациях, в различных вариантах развития событий на дороге автомобиль вел себя безупречно и плавно двигался по маршруту. Он регистрировал все необходимые дорожные параметры, которые позволяли нам еще и планировать время нахождения в дороге и свои реакции на дорожные ситуации. Он набирал скорость так же уверенно, как тормозил и замедлял движение. Выполнял непростые и подвластные только опытному водителю перестроения с замедлением и набором скорости с одновременным подруливанием. Все было в пределах тестируемых условий.

Автомобиль вовремя останавливался на светофорах и своевременно трогался с места, когда загорался зеленый свет. Во время этой тестовой поездки по маршруту Берты Бенц у нас появился настоящий проектный дух команды. Мы не только почувствовали себя единым слаженным производственным коллективом, но и ощутили присутствие некоторого единого командного духа. Ведь каждый из нас в проекте имел свой набор – пакет задач и соответственно отвечал за необходимость тестирования именно их. А это требовало, как в футболе, полной автономности в принятии решения и в то же время – работы на результат всей команды.

Мы горды не только тем, что создали и протестировали все системы автономного управления автомобилем, но и тем, что руководство компании решило увековечить этот проект, передав наше детище в музей автомобилей Mercedes-Benz. В свое время Карл Бенц в присутствии жены годами работал над усовершенствованием своего автомобиля. Мы переняли эту практику, как эстафету, и так же годами трудились над сложными проектами, работа над которыми завершилась и этим уникальным тестом, и таким успешным результатом.

Мировая премьера концепта ближайшего будущего состоялась в 2013 году на выставке ИАА 2013. Тогда Дитер Цетше – президент компании, сидя на заднем сиденье нашего автомобиля, выехал на подиум под музыку при шикарном освещении. Это действительно было достижением компании Daimler AG и нашего проектного офиса, состоявшего из нескольких проектных команд.

Все наши наработки легли в основу проекта, который мы сегодня называем проектом «Car2Go». Это технология, которая легла в основу разработок автомобилей без водителей. Сегодня такие колесят по городу Штутгарт – это автомобили Mercedes-Benz Е-класса. Компания Daimler AG и ее заводы Mercedes работают над созданием продвинутых технологий автономного вождения. Разработки идут по двум направлениям, с одной стороны, это системы автономного пилотирования в присутствии водителя, с другой – полностью безводительские системы автоматического компьютерного управления и навигации автомобиля.

С одной стороны, системы ассистирования работе водителя кардинально облегчают его труд. С другой – они же вообще не предусматривают присутствие водителя за рулем. Это заслуга проектной команды. Она всегда руководствовалась принципом, которому следовал Готлиб Даймлер: «Лучшее или ничего».

  • Владимир Смольников, редактор, издатель
  • Александр Леонидович Шмайлов, подборка и перевод

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены