Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Письмо от неученого соседа

Здравствуйте, Леонид!

Почитал я ваше письмо (см. «АБС-авто», № 1/2011). Сочувствую по поводу негативной ситуации прогрева соседом автомобиля под вашими окнами. Потасовку между людьми как аргумент в споре за экологию я, так же как и вы, не рассматриваю. К сожалению, я не могу поддержать вас в споре с соседом, когда он ссылается на оптимальный тепловой режим. Ибо с этим терморежимом в народных массах полное разногласие и диаметрально противоположные взгляды. Одной из типичных ошибок подобных споров является то, что правильное утверждение, характерное только для незначительного отрезка, распространяется на весь процесс в целом, где это правило уже не действует. Посему привожу свою классификацию периодов терморежима двигателя внутреннего сгорания (см. график 1). На нее и буду опираться при повествовании.

Физика прогрева ДВС от наших представлений не зависит! Ваше утверждение об увеличенной скорости прогрева при движении характерно только для небольшого отрезка в периоде Н4 и только примерно от +40° С, но никак эта скорость не увеличивается в периодах Н2, Н3, т.е. до +40° С. Если говорить о периоде нерегулируемого прогрева (Н3), то от минусовой температуры до +40° С скорость прогрева как на холостом ходу, так и при движении одинакова!

График 1
График 1

Как аргумент в споре привожу график 2 экспериментального прогрева автомобиля Chevrolet Lacetti 1,6 при разных режимах: 1) старт без прогрева (синий); 2) запуск и работа ДВС только на холостом ходу (красный). На отрезке от –20° С (точка 1) до +40° С (точка 2) оба графика совпадают! Если же говорить о скорости достижения рабочей температуры, то действительно на холостом ходу (ХХ) она была достигнута на 8 минут позже, но ведь редко кто прогревает двигатель до +80° С на ХХ. Поэтому считаю: прогрел двигатель до +30° С или до 1000 об/мин – и стартуй себе на здоровье.

Говоря о высоком качестве современных масел, вы называете причиной прогрева двигателя имевшиеся в историческом прошлом вязкие моторные масла. Но вы предлагаете не учитывать подделки, а также не обращать внимание на несоответствие вязкости заявленной температуре. Даже на новых автомобилях с синтетическим маслом 5W30 бывает, что при –20° С двигатель стартером не проворачивается. К тому же морозостойкость любого масла падает с увеличением пробега. Ваша фраза «современные синтетические масла сохраняют требуемую вязкость при любой температуре» вызывает удивление. Позвольте вас спросить, а почему многие автолюбители уже при –20° С обнаруживают выдавленное густое масло из-под масляного фильтра и, собственно, чем можно объяснить многие стуки на холодном двигателе, которые после прогрева исчезают совсем?

График 2
График 2

Мне известно, что чем сильнее давишь на педаль газа, тем большее количество бензина распыляется (см. график 3). На холодном движке до +30° С этот бензин хорошо смывает масляную пленку с цилиндра. Например, при –10° С форсунка распыляет 8,0 л/ч топлива, тогда как при +30° С только 1,1 л/ч! Почувствуйте почти восьмикратную разницу! Определить +30° С на термометре панели приборов трудно, но вот по тахометру 1000 об/мин показывается довольно точно.

Теперь о технологиях изготовления. Какие допуски были при изготовлении двигателя описываемого вами ГАЗ-51 и какие сейчас? Стрежни клапанов современных авто делают с таким минимальным зазором между направляющей втулкой, что даже на солидных автомобилях случается подвисание клапанов при низких температурах. Возникает проблема пропусков зажигания (ошибка 0300). А подождал бы владелец авто выхода двигателя на оптимальные тепловые зазоры, глядишь, зависания и не случилось бы. К тому же это требует всего 5 минут при 20-градусном морозе, так как скорость прогрева большинства ДВС 10° С в минуту.

Говоря о евро-нормах выхлопа, я бы не стал ссылаться на Россию, ибо евро-нормы токсических веществ определяются прежде всего плотностью населения. У нас в России плотность в 50 раз меньше, поэтому переносить на нашу практику западный стандарт нужно с очень большой осторожностью. Да и нужно ли?!

График 3
График 3

Прогрев автомобиля под окнами жильцов – это, конечно, безобразие. Но если вам действительно хочется дышать свежим воздухом, обратитесь к производителям автомобилей с предложением утеплять моторный отсек так, чтобы автомобиль по своей подготовке соответствовал холодному российскому климату. Тогда выключенный накануне двигатель на стоянке в морозную ночь не будет остывать до температуры окружающего воздуха. Только тогда утром сосед сможет запускать еще теплый двигатель, находящийся в экологическом периоде Н5.1, и при этом нам всем не придется дышать токсическими веществами. Да и шума запущенного двигателя никто не услышит, ибо современная теплоизоляция моторного отсека делает работающий автомобиль для окружающих практически бесшумным!

Козьма Прутков когда-то сказал великолепную фразу – «зри в корень», чего и вам желаю!

  • Юрий Богданов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены