Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Плоды экономии

Плоды экономии

После нескольких лет сокращений и экономии мировая автомобильная промышленность начала оживать. Производители снова взялись за отложенные до лучших времен проекты, стали нанимать новых сотрудников и готовить новые премьеры. Однако вскоре выяснилось, что реализация планов находится под угрозой. Автомобильные компании столкнулись с острой нехваткой высококвалифицированных кадров.

Оказалось, что пережившая острую фазу кризиса отрасль не может привлечь достаточно инженеров и других высококлассных профессионалов. В 2009 году в самый разгар кризиса производители сократили от 20% до 30% штата, уменьшили количество стажеров, а также свернули ряд программ, нацеленных на поиск юных талантов в профильных учебных заведениях.

Проблема усугубляется тем, что каждая последующая модель авто становится все более продвинутой в техническом плане. В частности, все больше внимания уделяется электронной начинке ТС. Естественно, данная тенденция требует от предприятия наличия большего количества инженеров по электрооборудованию автомобиля и разработчиков программного обеспечения. При этом такие специалисты востребованы и в других отраслях промышленности, которые также испытывают кадровый голод.

Хотя общий уровень безработицы в развитых странах, таких как США, остается высоким, компании как большие, так и маленькие подолгу не могут заполнить вакансии на инженерные специальности. Причем даже в центре автомобилестроения – штате Мичиган. Как сообщают местные СМИ со ссылкой на представителей кадровых агентств, ситуация настолько плачевная, что специалистов приходится нанимать в других странах.

Мы ищем таланты

Сейчас компании снова активно развивают программы по привлечению молодых кадров на производство и популяризации профессии. Между тем в одночасье решить проблему они не помогут. Ведь инженеры нужны, что называется, здесь и сейчас. Как отмечают в американской Ассоциации поставщиков оригинального оборудования, если в 2010 году 42% участников организации жаловались на нехватку высококвалифицированных кадров, то к концу 2011 – уже 70%. Похожую ситуацию рисуют и в Обществе инженеров Детройта, которое раз в два года проводит ярмарку вакансий. По данным этой организации, с весны 2009 по весну 2012 количество компаний, ищущих инженеров выросло с 31 до 51. За тот же период количество соискателей на вакансии снизилось с 1385 до 613 человек.

Как указывает издание Wardsauto, ряд аналитиков связывают проблему с уменьшением количества выпускников по профильным специальностям. В то же время часть экспертов полагает, что ситуация гораздо сложнее и обусловлена несколькими факторами.

Прежде всего, тысячи специалистов с началом кризиса вышли на пенсию, значительная часть попала под сокращения, переехала в другие штаты, где нашла себе новую работу. Возвращаться обратно на предприятие, которое однажды уже отказалось от них, сотрудники не намерены.

Кроме того, большой процент молодых инженеров по электрооборудованию автомобиля и разработчиков программного обеспечения связывают карьерный рост с работой в областях, не связанных с автомобилестроением. В результате наряду с автокомпаниями за специалистов бьются такие гиганты, как Intel и Google.

«Не удивительно, что инженеры подыскивают место работы в других отраслях, – считает Брюс Белзовский из Института транспортных исследований при Мичиганском университете (University of Michigan Transportation Research Institute). – Все дело в корпоративной культуре автомобилестроителей. Разработчики и электронщики никогда не выходили на первые роли в этих компаниях. А главами департаментов обычно становятся инженеры-машиностроители.»

В результате, считает Белзовский, электронщикам и инженерам-программистам легче выстроить карьеру в Google и сотне других компаний, не связанных напрямую с выпуском транспортных средств. Сегодня производителям необходимо четко объяснить, какие выгоды для начинающего специалиста сулит работа в автомобильной компании, полагает эксперт.

Не так страшен черт

Между тем есть наблюдатели, которые не склонны совсем уж сгущать краски. Нынешняя ситуация связывается больше с нехваткой молодых кадров, уже имеющих опыт работы на производстве. «Несомненно существуют области промышленности, где подобрать кандидатов крайне трудно, – говорит специалист исследовательской компании Center for Automotive Research Кристин Дзичек. – Однако нехватка инженеров не такая уж страшная проблема, как ее представляют. К примеру, автомобильная отрасль недавно увеличила штат инженеров почти в два раза в штате Мичиган, где общий уровень безработицы оценивается в 9%. Некоторые ветераны отрасли ушли на пенсию, кто-то умер, кому-то не хватает квалификации. Речь идет, скорее, о том, что компании не могут позволить себе тратить время на обучение или переобучение сотрудников».

За океаном

Похожие проблемы, причем уже достаточно продолжительный срок, наблюдаются и в европейских странах. В Германии тревогу забили еще в 2011 году. Тогда заговорили о том, что ведущие концерны могут столкнуться с нехваткой инженеров при разработке новых моделей, особенно гибридов и электрокаров. Как и в США, страна столкнулась со старением населения и потерей интереса к специальности у молодежи. В качестве выхода здесь видят импорт рабочей силы из Индии и Китая. Так, в Porsche посчитали, что это позволит помимо прочего лучше понять потенциальные рынки сбыта.

Ситуацию наглядно характеризуют последние данные Ассоциации инженеров Германии (VDI). По состоянию на сентябрь 2012 года, на рынке насчитывалось 80,5 тыс. вакансий инженеров. На позицию инженеров-механиков требовалось 25,5 тыс. человек, на позицию инженеров-электротехников – 18,7 тыс. При этом работу искали 23,3 тыс. сотрудников, большая часть из них в областях, не связанных с автомобилестроением.

В стране незанятыми остаются менее 3% инженеров, в среднем немецкая компания тратит 114 дней на поиск специалиста в области электротехники и 113 дней – на поиск механика. По сравнению с другими странами Евросоюза Германия лидирует по количеству пожилых инженеров и, несмотря на растущее количество выпускников профильных учебных заведений, все еще зависит от иностранной рабочей силы. Такая ситуация, по данным VDI, сохранится в ближайшие несколько лет.

Открыть границы

О том, что нехватка инженеров может затормозить восстановление автомобильной промышленности в Соединенном Королевстве, заявили и в Британским обществе автопроизводителей и автодилеров.

Глава организации Пол Эверитт даже призвал правительство упростить визовый режим, чтобы дать возможность специалистам из других стран заполнить пустые места. При этом Эверитт считает, что отрасль будет нуждаться в тысячах новых инженеров в ближайшие десять лет. Как и в других странах, покупатели все больше интересуются высокотехнологичными транспортными средствами с кучей электроники.

Наблюдатели и гуру автобизнеса по всему миру в один голос говорят о необходимости разработок различных программ по популяризации профессии, о необходимости заинтересовать молодежь захватывающей работой еще в процессе обучения. Однако рецепт может оказаться куда как проще. В большинстве комментариев к новостям о нехватке инженеров пользователи предлагают простую, но действенную меру – повысить зарплату специалистам.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены