Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Покажи мне свой словарь, и я скажу, кто ты. Часть 5

Покажи мне свой словарь, и я скажу, кто ты. Часть 5

Мантры сибирских леДорубов в автосервисе. Встречайте в любом бизнесе!

Я отдаю себе отчет, что мое мнение на разные темы может не совпадать с мнениями других людей. Кто-то может спросить, зачем столько далеких аналогий, когда речь идет о зарабатывании денег. Кто-то ожидает увидеть структурированную блок-схему управления автосервисом, сотрудниками и бизнесом. Допускаю, что то, что я пишу, и примеры, которые я привожу, кому-то могут вообще не понравиться.

Я также слышал возражения, что все, о чем я говорю, – это теория. А практика – она другая.

Не буду отрицать. Цель серии статей «Покажи мне свой словарь» дать только одно из возможных представлений окружающей нас действительности. Одно из возможных пространств вариантов. Выбор пространства, в котором работать и жить, – за каждым из нас.

Вот недавний пример из моей теории. Думаете, мы подрались?

Разговариваю на прошлой неделе с одним предпринимателем из Магнитогорска. Он объясняет мне, что Магнитогорск – это тупиковый город с точки зрения автомагистралей. Магнитогорск – это не Челябинск.

С тем, что Магнитогорск не Челябинск, не поспоришь.

В Магнитогорске, по словам моего собеседника, ремонт форсунок Common Rail происходит «на коленке». При нашем разговоре он несколько раз повторяет, что система MAKTEST КО4000 для восстановления форсунок – это шикарная вещь. Я начинаю чувствовать беспокойство. Шикарным может быть автомобиль. Средство производства должно решать другие проблемы, но никак не тешить самолюбие. Средство для зарабатывания денег не может называться шикарным.

Собеседник продолжает: «Мне очень нравится ваше оборудование. Но у меня не хватает денег его купить. Я куплю другое. Я знаю, что другое оборудование не может делать то, что необходимо. Но я сначала поработаю так, а потом куплю то, что нужно».

Понятно, говорю я. Мы еще немного обсуждаем вопросы финансирования – как окупить проект с привлечением банков, кредита, лизинга. Смеемся над людьми, которые берут кредиты на отпуск и потом удивляются, что после отпуска к ним приходят с паяльником.

Однако речь сейчас идет не об отпуске, а о привлечении средств для организации дизельного цеха. Причем цеха, который прекратит (или затруднит) практику работы с Common Rail по технологии на коленке, о чем мы говорили в начале разговора.

Я прошу моего собеседника разрешить мне задать вопрос. Он не против. Я спрашиваю: «Зубы в Магнитогорске лечат так же, как в Челябинске, или по факту того, на что хватило денег?».

Думаете мы подрались? Нет, этого не произошло. Тем более, что мы говорили по телефону. Но мой собеседник после моих слов честно сказал: «А вот это мне уже не нравится».

Я ценю его откровенность. Кому понравится правда от практически незнакомого человека? Но что мне было делать? Поддакивать? Соглашаться, что если есть только часть суммы, то для Магнитогорска и так сойдет?

Я специально заменил слово в названии этой статьи с «леСорубов» на «леДорубов».

Приведу здесь еще раз анекдот про сибирских леСорубов (из июньского номера «АБС-авто»):

Купили сибирским лесорубам американскую пилу.

Взяли лесорубы дерево.

«Вжик» – сказала американская пила.

«Ни фига себе» – сказали сибирские лесорубы.

Пошли лесорубы к толстому дереву.

«Вжик» – сказала американская пила.

«Ну-ну» – сказали сибирские лесорубы.

Принесли лесорубы рельс с железной дороги.

«Крры-к» – сказала американская пила.

«То-то же» – сказали сибирские лесорубы.

Случается видеть, как руководители и собственники автосервисов не просто неторопливо «пилят сук», а самым активным образом «рубят вокруг себя лед», на котором сидят.

Случается видеть и обратное.

«И видел я, как паденьем становится взлет. И видел я, как становится взлетом паденье». «Машина Времени».

Пример того, как директор должен противостоять попыткам рубить лед под ногами в собственном автосервисе.

Напомню историю директора автосервиса Максима Блынского из Новосибирска, о которой я рассказывал в мартовском номере «АБС-авто».

Максим обратился в «Барклай Холдинг» для покупки диагностического оборудования M-Tronic. Первая миссия (цель) этого решения была в покупке «новинки» и получении преимущества перед конкурентами. Прибор был куплен и передан мастерам в автосервисе Максима.

Миссия (точно как из анекдота про лесорубов) команды автомехаников оказалась другой. Прибор стали испытывать по принципу «Что скажет американская пила?». В автосервис загнали кроссовер, отсоединили один из задних амортизаторов и выполнили тест. Что показал прибор? Прибор показал 70% демпфирования на колесе без амортизатора (на стороне, где амортизатор остался на месте, очевидно, было 100%).

Можете себе представить, что было дальше? Дальше было видео и дружный гогот мастеров на заднем плане. Самое обидное, что гоготали они не над собой, а над своим директором, купившим им такую «хрень»!

Я рад, что Максим не ударился в панику и не выбрал миссию «защиты мундира». Он проявил антихрупкость и решил разобраться в проблеме. Миссия Максима была простой – выяснить, почему прибор показывает наличие демпфирования на колесе без амортизатора?

Наши читатели-профессионалы уже поняли, в чем дело. Подвеска – это единая система. При выходе из строя одного амортизатора (в данном случае, при отсоединении) его функции берет на себя второй амортизатор. В демпфировании, кроме амортизаторов, также участвуют сайлент-блоки продольных и поперечных реактивных тяг, пружины и шины. Еще одним фактором высокого показателя демпфирования на стороне без амортизатора было то, что автомобиль заехал в автосервис с мороза, когда все сайлент-блоки имеют высокую жесткость.

Что будем говорить клиенту, правду или ложь – выбор каждого автосервиса. И прежде всего, руководителя. А в любой рыбе, как известно, главное – голова.

Полученные показатели были истинными данными о поведении подвески в зимних условиях эксплуатации, как если бы один из амортизаторов отказал полностью.

Данный пример отлично показывает, что главная опасность при движении автомобиля по дороге заключается не в ухудшении работы одновременно двух амортизаторов, а именно в появлении дисбаланса в демпфировании справа и слева.

Просто покачать автомобиль за крыло руками и выявить проблемы – это иллюзия. Неравномерная работа амортизаторов справа и слева – предпосылка для аварийной ситуации в гололед, снег и дождь.

«Смеется тот, кто смеется последним».

Разобравшись сам, Максим, как директор, получил еще одну миссию: проверить квалификацию мастеров. Что и было сделано.

Следующей миссией директора стало введение упреждающего контроля за состоянием 100% амортизаторов автомобилей, заезжающих в его автосервис.

Есть ли «сибирские ледорубы» у нас в «Барклай Холдинге»?

Да, есть. И я, Дмитрий Буянов, первый из них

Не стоит думать, что я, разбирая соринки в чужом глазу, не вижу бревна в своем собственном. Ошибки и провалы неизбежны. Более того, они необходимы. Не стоит записываться в мазохисты, но и не стоит делать из ошибок трагедию.

На разных этапах работы «Барклай Холдинга» у нас были разные миссии. Не исключаю, что эти истории покажутся кому-то сказками из сундука. Возможно, фирмы, которые пока не задумывались о своей миссии, думают, что я, рассказывая о миссиях «Барклай Холдинга», просто гну пальцы и занимаюсь саморекламой.

Отвечу: многие мои миссии провалились. Либо были несвоевременны, либо ошибочны. При этом многие сработали. И даже лучше, чем я ожидал. Миссии рождаются, работают и умирают. «Это естественный порядок вещей» (кто любит фильмы Ридли Скотта, уже догадался, из какого фильма эта фраза).

Миссия «Барклай Холдинга» сегодня написана у нас на сайте.

«Готовим автосервисы к будущему. Качество команды. Качество клиентов. Качество денег. Репутация. Качество жизни».

Поясню, о чем речь.

1. Фраза «готовим автосервисы к будущему» совсем не то же самое, что «готовить будущее для автосервисов». Это первый важный шаг в реализации проекта, который мы обсуждаем с нашими клиентами.

2. Бытует также мнение, что деньги могут определить качество жизни. В определенной степени с этим можно согласиться. При этом очевидно, что превозносение бедности как гарантия высоких человеческих качеств – это еще бОльшая мистификация. Важны не только деньги – важно их качество. Это – одна из целей нашей работы с клиентами.

3. Миссию «Барклай Холдинга» надо читать справа налево: Понимание своей компании, компании, где я работаю, самого себя в окружающем мире рождает важные качества – команды, клиентов, репутацию.

4. А деньги – это еще один побочный (нужный, но не самый главный) продукт правильной миссии.

Смеетесь над моим определением денег? Смейтесь!

Откуда появляются миссии – стратегические цели компаний?

Это хороший вопрос. Все мы задаемся им. Иногда не только в бизнесе, но и в жизни.

Интересно, как ведущие бизнесмены смогли проглядеть миссию Стива Джобса?

В свое время мне попалась серия книг, которые читали руководители, добившиеся успеха в современном мире. Стив Джобс, по мнению этого издательства, держал на своем столе среди других и книгу «Автобиография йога» Парамахансы Йогананы. Стив Джобс, успешный бизнесмен, очевидно, понимал, что осознание «качеств и смысла» жизни и понимание места человека на своем пути, а не только деньги, является фундаментом больших возможностей. И большой ответственности.

Не могу не привести еще раз цитаты людей, которые не разглядели тенденцию из будущего, которую увидел Стив Джобс:

Нет ни единого шанса, что iPhone займет хоть какую-то долю рынка. Вообще без шансов. 0%. Кому нужен телефон без кнопок, к тому же за $500? Определенно нет.

Сергей Брин, компания Google

Еще одна новинка на рынке телефонов. На рынке, который занят игроками с огромным ассортиментом, потребителю есть из чего выбрать. Не совсем понятно, для чего и кому это нужно.

Джим Бэлсилли, глава компании Blackberry

Развитие мобильных телефонов похоже на развитие ПК. Даже с Mac Apple привлекли к себе внимание, но так и остались позади рынка. То же самое их ждет и на рынке телефонов.

Ансип Ваньеки, Nokia

Мы потратили много лет, чтобы понять, как создать приличный ПК. Парни вроде Apple, которые создают компьютеры, понятия не имеют, как это делается, они даже не позаботились о том, чтобы это понять. Они не просто не пошли вперед, а сделали огромный шаг назад.

Билл Гейтс, Microsoft

Я думаю, что миссии – это сплав нашей глубинной сущности, полученной нами в самом начале жизни, и информации, которую мы получаем с потоком времени. Об этом сходятся во мнении современные ученые, работающие в самых разных областях науки.

Об этом говорят мировые религии. Вспомните: «В начале было слово». Сейчас мы называем это информацией.

Самый главный вывод здесь – выбор все равно остается за каждым человеком. И за этот выбор отвечает каждый из нас.

Капитан Петрович и «Активная приемка» в автосервисе. «Результат должен быть».

Вы не поверите, но все это правда.

Когда я служил после окончания МАДИ двухгодичником-лейтенантом – командиром автомобильного взвода войсковой части 1417 в Мукачево, время от времени я назначался в суточный наряд инспектором ВАИ. Начальником ВАИ в Мукачево был капитан по фамилии Петрович.

(не путать с магазином стройматериалов «Петрович»:).

Утром на разводе наряда капитан Петрович говорил: «Результат должен быть». Имелось в виду, что если за сутки мы, инспекторы ВАИ, не заполним штрафплощадку неисправными военными автомобилями, пойманными на дороге, то нам несдобровать. Проблема была в том, что 99% инспекторов наряда ВАИ были прапорщики, которые не просто служили, а жили в Мукачево. И все «неисправные автомобили» на дороге были из частей, где служили их друзья и куда они сами нередко наведовались за дефицитными запчастями.

Короче, штрафплощадку пришлось наполнять мне – лейтенанту из Москвы. Я выступал тогда в качестве заезжего «лесоруба».

Какое отношение это имеет к автосервису и активной приемке (бесплатной диагностике) в автосервисе?

Да самое прямое!

Автосервис – это не наряд по ВАИ. План по неисправностям никто в автосервисе не устанавливает. А иногда создается впечатление, что многие автосервисы работают под командованием капитана Петровича.

На днях у нас на практике в учебном центре была группа руководителей автосервисов. Один директор подмосковного грузового дилерского автосервиса Volvo при обсуждении технологии приемки автомобиля в ремонт сказал: «Нам приходится делать входную диагностику бесплатно. Потому что все так делают. Диагностика бесплатная, но мастер должен найти неисправности».

Я предложил остановиться и осознать, что происходит. Бесплатная диагностика и бесплатный входной контроль с применением стендов – это совсем не одно и то же. Бесплатная диагностика – это удел автосервисов, где диагностика представлена монтировкой. Играть на их поле – это самоубийство для профессионалов.

Кошмарить автовладельцев бесплатной диагностикой и мастером, который должен найти неисправности, – совсем не лучшая идея для автосервиса.

Что делать?

Барклай Холдинг проводит специальные курсы для руководителей при покупке оборудования для организации активной приемки без необходимости накопать неисправности любой ценой. Результат работы будет виден сразу и принесет долговременные повторяемые доходы (в отличие от моих нарядов в Мукачево:).

Суп из топора. Фарш из души.

Сказки и мифы популярны у многих народов. Как правило, в них действуют злые и добрые силы, где добро проявляет находчивость и отвагу и одолевает зло. При этом нередко добрые силы применяют хитрости, в которые не «въезжают» злые – и, соответственно, проигрывают добрым.

А как быть с отмычками для замков? Это добрые или злые силы? Или это зависит от степени жадности владельца квартиры? Или от степени его обеспеченности по сравнению с соседями?

А ломанное ПО? Или фильмы с торрентов?

Я не налоговый инспектор. Я просто задаюсь вопросами. К себе прежде всего.

Есть у нас один знакомый директор грузового автосервиса. Несколько лет назад он хотел купить у нас немецкий грузовой сход-развал KOCH HD-30 – приезжал на практику в учебный центр, разговаривал с пользователями. В итоге он заявил, что ему для этих целей подойдет теодолит.

Вот определение этого прибора из Википедии:

«Теодоли́т — измерительный прибор для определения горизонтальных и вертикальных углов при топографических съемках, геодезических и маркшейдерских работах, в строительстве и т.п. Основной рабочей мерой в теодолите являются лимбы с градусными и минутными делениями (горизонтальный и вертикальный). Теодолит может быть использован для измерения расстояний нитяным дальномером … и для определения магнитных азимутов с помощью буссоли.

Альтернативным развитием конструкции теодолита является гиротеодолит, кинотеодолит и тахеометр».

Однако через пару лет мы получили еще один запрос – опять на KOCH HD-30. Видимо, теодолит не заработал. И опять директор отказался покупать. В этот раз он решил сделать стенд силами своего «токаря» – разумеется, «дешевле». Скопировать.

Украсть чужое, наверное?

Для меня это странно. Это непонятно. Это смешно. Это грустно до слез. Это страшно, как ночной кошмар.

Для меня вся эта история – это воровство и убийство, совершаемое этим директором. Убийство самого себя. Своих людей. Своей души.

Для меня – это неуважение человека к самому себе. Нежелание и неспособность оплатить и уважать чужой труд. Неуважение к окружающему миру. К Богу.

Я думаю, что начинать надо с себя.

Я думаю, нам, профессионалам, для начала стоит научиться уважать и платить друг другу за сделанный труд. А не пытаться украсть его, превращая свою душу в фарш.

Дмитрий Буянов, координатор группы компаний «Барклай Холдинг»

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены