Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Право на ремонт

Право на ремонт

Автопроизводители стремятся «застолбить» новый сегмент рынка, потенциально сулящий большие доходы. Ведущие компании добиваются запрета на вмешательство в заводские настройки электронных систем. Соответственно многие виды работ, предлагаемых небольшими мастерскими, рискуют оказаться вне закона. Первыми под удар в таком случае попадет чип-тюнинг и диагностическое оборудование.

General Motors, John Deere и ряд других производителей автомобилей и оборудования выступили с инициативой запретить вмешательство в работу систем транспортных средств в соответствии с Законом об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA). Этот же закон запрещает скачивать песни и видео без разрешения правообладателя.

Кто машине хозяин?

Компании утверждают, что они являются правообладателями программного обеспечения, используемого компьютерами в современных машинах. Соответственно владельцу автомобиля может принадлежать шасси транспортного средства, но никак не программы. Таким образом производители хотят обезопасить себя от действий механиков-самоучек, которые теоретически могут запутаться в программах управления и повлиять на безопасность машины. Оно и понятно – поскольку автомобили все больше зависят от компьютеров, никто не хочет неполадок в работе систем управления транспортным средством.

Американские СМИ задаются вопросом, что будет, если инициатива автопроизводителей будет поддержана. Станут ли преследовать автовладельца за чип-тюнинг двигателя? Смогут ли работать дальше автотюнинговые компании?

Ответов на эти вопросы пока нет. Как пишет издание GAZ2.org, представители ведущих автокомпаний выступают резко против вмешательства в работу систем. Отраслевая организация Auto Alliance (в нее входят: BMW Group, FCA US LLC, Ford Motor Company, General Motors Company, Jaguar Land Rover, Mazda, Mercedes- Benz USA, Mitsubishi Motors, Porsche, Toyota, Volkswagen Group of America и Volvo Cars North America) отметили, что современные автомобили оснащаются оборудованием, которое обычно рассматривается как вычислительные устройства. Многие ЭБУ на сегодняшних автомобилях тщательно настраиваются, чтобы транспортное средство отвечало всем требованиям федерального или местного законодательства в вопросах защиты окружающей среды, экономии топлива и стандартах безопасности. Если позволить автовладельцам запросто добавлять или удалять программы, это может привести к тому, что машины перестанут отвечать перечисленным выше требованиям, указывают в организации.

Автопроизводители не всегда могут
гарантировать полную безопасность
транспортного средства
Автопроизводители не всегда могут гарантировать полную безопасность транспортного средства

Поняли друг друга

Представитель Auto Alliance также сообщил о том, что между организацией и поставщиками запчастей для рынка постгарантийного обслуживания подписан меморандум о взаимопонимании, который исключает возможность судебного преследования последних. Между тем о защите от преследования мелких мастерских и самих владельцев авто ничего не сообщается. Кроме того, по словам представителя Auto Alliance, на данный момент защитники автомобилистов так и не смогли доказать тот факт, что владелец транспортного средства является также и владельцем программ, используемых ЭБУ.

Такое развитие событий уже рисует мрачное будущее для любителей доработки автомобиля. В частности, американцам напоминают о том, что все больше машин имеют доступ к Интернету. Не исключено, что автомобиль сможет без ведома владельца проинформировать производителя о внесенных изменениях. Это, в свою очередь, даст потенциальную возможность отказать в гарантийном обслуживании, а то и вовсе удаленно обездвижить транспортное средство до восстановления заводских настроек.

Правозащитники не исключают, что машины начнут закладывать своих владельцев
Правозащитники не исключают, что машины начнут закладывать своих владельцев

Защитники автомобилистов

В защиту автомобилистов выступает некоммерческая организация Electronic Frontier Foundation. Она добивается от властей того, чтобы американцы имели право самостоятельно проводить необходимые работы с машинами без боязни быть привлеченными к ответственности. Также у них должно быть право доступа к любым компонентам и узлам транспортного средства. Сейчас заинтересованные стороны собирают доводы в защиту своих позиций. Они будут представлены на рассмотрение властей. Окончательное решение по вопросу будет принято в середине года.

«То, что люди хотят самостоятельно чинить и улучшать машины, не удивляет, – говорит Кит Уолш из Electronic Frontier Foundation. – Удивляет то, что им хотят запретить заниматься этим». По его словам, есть куча государственных организаций, которые следят за безопасностью используемых транспортных средств, и эти организации пока не нашли причин, чтобы запретить самостоятельный ремонт.

Один из последних отзывов автомобилей был связан с подушками безопасности
Один из последних отзывов автомобилей был связан с подушками безопасности

Стоит отметить, что в Америке сложилась целая «культура улучшательств» для авто. Компании, работающие на рынке постгарантийного обслуживания, и умельцы уже долгие годы занимаются перепрошивками ЭБУ для увеличения мощности мотора, улучшения показателей экономии топлива и других эксплуатационных характеристик. За последние десятилетия появилась куча любознательных механиков и людей, рассчитывающих только на себя, подчеркивают в Electronic Frontier Foundation.

Монополия на кастомизацию

Данная практика оказывается под угрозой именно в то время, когда, по мнению самих же автопроизводителей, основным трендом на рынке становится персонализация автомобилей. Ведущую роль здесь как раз и играет программное обеспеченье, позволяющее, к примеру, оборудовать транспортное средство технологией 4G. В то же время автопроизводители хотят, по всей видимости, монополизировать рынок услуг по кастомизации продукта.

Защитники прав автомобилистов полагают, что инициатива автогигантов связана в основном с желанием заработать побольше денег, а не с безопасностью. Обновлять программное обеспечение становится все проще, соответственно каждое последующее обновление, связанное с улучшением производительности, можно продавать по отдельности. Если инициатива будет все-таки поддержана, компании теоретически смогут заставить потребителей чиниться только у дилеров или в сервисах-партнерах.

Американцы боятся, что им запретят улучшать машины
Американцы боятся, что им запретят улучшать машины

Кстати, автомобильные компании уже пробуют усилить контроль за доступом к электронным системам. В сентябре прошлого года, сообщает издание Autoblog, Ford подала в суд на производителя диагностического оборудования Autel US Inc. из штата Нью-Йорк. Представители Ford утверждают, что компания в нарушение законодательства скопировала информацию, представляющую коммерческую тайну, а также получила доступ к бортовым компьютерным системам, передающим техническую информацию по диагностическим кодам и ремонту.

Усилить защиту

Есть и еще одна причина, по которой автокомпании хотят большего контроля, говорят юристы. В последнее время суды вынесли ряд решений, которые ослабили защиту патентов производителей автомобилей. Поэтому автогиганты ищут альтернативные способы защиты инвестиций в исследования.

Производители со своей стороны заявляют, что они больше обеспокоены потенциальными потерями, нежели созданием нового источника доходов. Вмешательство в работу ЭБУ может привести к потере гарантии, однако автокомпании больше заботит вопрос о том, кто будет возмещать ущерб и нести ответственность в случае ДТП, если в работу электронных систем вносила изменения третья сторона. Кроме того, доступ к электронным системам развязывает руки различным мошенникам. Так, недобросовестный мастер способен изменить показатели одометра и ввести в заблуждение покупателя подержанного авто.

Если дать механикам-любителям доступ к системам транспортного средства, это существенно ослабит защиту, установленную для того, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию автомобиля и соответствие всем необходимым требованиям, подчеркнули в General Motors. В случае отклонения инициативы GM пригрозила пересмотреть всю архитектуру электронных систем. Компания в крайнем случае вообще может отказаться от установки в своих автомобилях телематических блоков, которые управляют различными системами безопасности и развлечений в реальном времени.

Изготовители авто считают, что ПО принадлежит им, а не владельцам ТС
Изготовители авто считают, что ПО принадлежит им, а не владельцам ТС

Открытый доступ к электронным системам нанесет серьезный, а возможно, и фатальный удар по будущему автомобильной телематики, указывают в General Motors. Без необходимых гарантий производители машин, включая GM, скорее всего, будут вынуждены сократить предложение или же совсем отказаться от выведения подобных систем на рынок.

Есть несколько компонентов, доступ к которым автогиганты хотят запретить. В частности, предлагается защитить от вмешательства устройства, обеспечивающие связь со Всемирной паутиной, универсальные мобильные устройства, закрыть доступ к программному обеспечению, необходимому для диагностики и модификаций, а также к программам, ответственным за безопасность транспортного средства.

Дедушка лучше знает

Сами автопроизводители мотивируют свое желание защититься от вмешательства в компоненты тем, что компании лучше других разбираются в нюансах работы электронных систем, поскольку и выпускают их сами. Примечательно, что автогигантов поддерживает и John Deere – машиностроительная компания, выпускающая сельскохозяйственную, строительную и лесозаготовительную технику.

Ее представители заявили о том, что вмешательство в защищенные технологии не должно превратиться в обычную практику, поскольку у владельцев транспортных средств нет необходимых технологических ресурсов для получения безопасного, надежного программного обеспечения для проведения диагностики или ремонта.

Хотя доводы автопроизводителей выглядят относительно логично, стоит отметить, что выпущенные ими системы часто дают сбой. Не проходит и пары месяцев, чтобы очередная компания не заявила об отзыве продукции в связи с выявлением нового дефекта. Издание Autoblog в связи с этим напоминает, что сама GM стала объектом расследования. Власти хотели выяснить, почему General Motors 10 лет не предпринимала мер по устранению дефекта замка зажигания, который мог вызвать серьезные последствия при аварии. Законодатели отметили, что компания не смогла установить связь между положением ключа в замке зажигания и несрабатыванием подушки безопасности. По информации издания, неисправность привела к гибели по меньшей мере 84 человек.

Наблюдатели также отмечают тот факт, что автопроизводители не уделяли должного внимания вопросам кибербезопасности. Изменилась ситуация после того, как сторонние эксперты провели масштабное исследование вопроса и обнародовали полученные результаты. Если бы инициатива автокомпаний была одобрена, подобные исследования оказались бы вне закона.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены