Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Предупредить – легче, чем лечить! Проведение профилактического сервиса на автомобиле Nissan Qashqai

Предупредить – легче, чем лечить!  Проведение профилактического сервиса на автомобиле  Nissan Qashqai

В прошлой статье (декабрь 2016 года) мы рассказывали, как промывка двигателя со значительным пробегом может решить проблемы, связанные с химическими отложениями. Сегодня мы попытаемся исследовать, насколько эта методика применима для автомобилей с небольшим пробегом. Как правило, владельцы новых автомобилей не сильно задумываются по поводу технического обслуживания двигателя и профилактики его болезней. Они считают, что во время гарантийного срока с двигателем мало что может произойти, а если поломка все же состоится, то ее исправление будет произведено бесплатно.

Однако болезнь может не проявиться в течение гарантийного срока, но даст о себе знать уже после его окончания, когда время будет упущено и лечение выльется в кругленькую сумму. Конечно, производитель рассчитывает периодичность обслуживания ТС таким образом, чтобы при условии ее соблюдения здоровье машины поддерживалось бы на должном уровне. Однако такие негативные условия эксплуатации автомобиля, как короткие поездки, температурные перепады, низкое качество топлива и другие, могут привести к накоплению «вредных бактерий и вирусов», которые проявляют себя тогда, когда заканчивается гарантийный срок на ТС, а иногда и раньше.

Фото 2. Автомобиль Nissan Qashqai
Фото 2. Автомобиль Nissan Qashqai

Каждый взрослый человек слышал о системе мероприятий, направленных на предупреждение развития кариеса, – врачи называют ее первичной профилактикой. В нее входят регулярная чистка зубов и ежегодное посещение кабинета стоматолога. Эти мероприятия позволяют сохранить зубы человека здоровыми и крепкими до глубокой старости. Подобную роль в жизни автомобиля играет и регулярная профилактика двигателя. Помимо всего прочего, она заключается в очистке его систем от накопившихся фракционных отложений масел и технологических жидкостей в каналах агрегата. В США такой сервис становится неотъемлемой частью регулярного технического обслуживания и позволяет дилеру смело продлевать гарантийные обязательства на двигатель вплоть до 240 тыс. миль пробега.

У нас этот сервис находится пока в стадии зарождения. Но многие дилерские центры уже задумываются над его внедрением, дабы предупредить проблемы заболеваемости агрегатов как в гарантийный, так и в постгарантийный период. Такой подход обещает существенную помощь в удержании клиентов. Поэтому звонок из дилерского центра Nissan с просьбой помочь в освоении технологии профилактики болезней с помощью промывок BG пришелся как нельзя кстати.

Фото 3. Пробег
Фото 3. Пробег

Малые диаметры масляных каналов ДВС любых современных автомобилей, в том числе и марки Nissan, способствуют образованию в них отложений (сгустки, пробки). Это, в свою очередь, препятствует нормальному прохождению масла для выполнения функций смазывания, отведения тепла, работы гидропривода. В результате возникают такие проблемы, как образование нагаров на маслосъемных компрессионных кольцах; ухудшение работы гидронатяжителя цепи, гидрокомпенсаторов, привода насоса высокого давления и т. д. Данные проблемы являются причиной более серьезных заболеваний – поломок узлов двигателя.

Помимо масляной системы автомобилей Nissan, обращать внимание следует и на топливную систему, и на систему подачи воздуха. Они отвечают за правильное образование топливо-воздушной смеси. Если одна из них работает некорректно (плохое распыление форсунок, дефицит наполнения цилиндра кислородом из-за уменьшения сечения воздушных каналов, связанного с образованием отложений на их поверхности), это приводит к неполному окислению паров бензина и сгоранию топлива. Чтобы предотвратить преждевременный выход из строя деталей ДВС по этим причинам, дилерский центр озаботился тестированием профилактических решений и пригласил нас помочь в освоении этой технологии.

Для реализации этих планов в самом начале зимы мы прибыли в один из дилерских центров Nissan в Москве, чтобы провести тестовое обслуживание автомобиля Nissan Qashqai с бензиновым двигателем объемом 2 л и с пробегом 20 377 км. Автовладелец ездит на ТС ежедневно на весьма небольшие расстояния – от дома до работы. Как он сказал: «Зимой даже не успеваю прогреться». И при таком незначительном пробеге у владельца имеются достаточно серьезные претензии к ТС: повышенный расход топлива и плохая динамика разгона.

Проблемы появились уже после проведения первого же ТО на 15 тыс. км. Средний расход топлива составил 18 л/100 км. Казалось бы, при таком пробеге проблем быть еще не должно, но автомобиль часто стоит в пробках, а эти простои с работающим двигателем у нас не учитываются. Постоянная работа двигателя в режиме холостого хода, остановки и старты, плохой прогрев и низкокачественный бензин наряду с грязным городским воздухом, который плохо фильтруется через быстро загрязняющийся фильтр, – все это создает большое количество отложений. Они быстро накапливаются на поршнях в районе маслосъемных колец.

При движении поршня вверх – вниз эти отложения постепенно перемещаются в поршневую канавку (область между поршнем и кольцом) и выдавливают кольцо наружу. А это, вкупе с плохим обслуживанием автомобиля, может привести к быстрому износу колец и повышенному трению о внутреннюю поверхность цилиндра. Перед тем как приступить непосредственно к сервису, мы провели проверку двигателя диагностическим сканером. Как и ожидалось, коды ошибок отсутствовали, а текущие параметры укладывались в допустимые пределы.

Фото 5 и 6. Отложения в дроссельном отсеке и во впускном коллекторе
Фото 5 и 6. Отложения в дроссельном отсеке и во впускном коллекторе

Далее решили померить компрессию в цилиндрах. Процесс замера требует снятия впускного коллектора и дроссельного узла. Это дает возможность посмотреть, в каком состоянии находится система впуска воздуха. На это потребовалось не более 15 минут.

Результаты измерений преподнесли сюрпризы:

Первый цилиндр – 12,5; второй – 13; 4-й – 13, а вот в третьем цилиндре – 11,5, маловато будет.

Результатом диагностики стало выявление низкой компрессии в третьем цилиндре и наличие отложений во впускном тракте. Предполагаем, что повышенный расход вызван неравномерностью компрессии по причине наличия отложений на кольцах поршней и, возможно, на тарелках клапана. Решено было провести полный сервис автомобиля с помощью химического состава BG. Такой сервис включает обслуживание следующих компонентов:

  • впускного тракта продуктом BG 206 – 2 шт. и BG 211 – 1шт.;
  • топливной системы (форсунки) продуктом BG 210 – 2 шт.; BG 211 – 1 шт.; 2086 – 1 шт. в бак;
  • масляной системы продуктами BG 109 – 1 шт., BG 110 – 1 шт.;
  • датчика массового расхода воздуха продуктом BG 4073 – 1шт.

Фото 7. Показания компрессометра до проведения сервиса (четыре цилиндра)
Фото 7. Показания компрессометра до проведения сервиса (четыре цилиндра)

Задача сервиса: восстановить и выровнять компрессию, удалить обнаруженный нагар во впускном тракте, провести общую очистку топливной системы.

Фото 8. Заливаем присадку BG 109 с помочью специальной насадки
Фото 8. Заливаем присадку BG 109 с помочью специальной насадки

Для восстановления компрессии через масляную заливную горловину заливаем в двигатель присадку BG 109. Целью такой очистки является «раскоксовка» маслосъемных колец и освобождение от нагара нижних компрессионных колец. К сожалению, на проверку наличия нагара на кольцах с помощью эндоскопа времени не хватило, и мы решили использовать эту присадку, опираясь на собственный опыт, конечно, предварительно согласовав решение с клиентом. В любом случае, это не может принести двигателю никакого вреда.

Для начала промываем топливную систему. Снимаем быстросъемное соединение в трубке топливоподачи перед рампой и подключаем к ней шланг от «колбы» через адаптер из комплекта. Запускаем двигатель, выставляем давление воздуха на входе в «колбу» в 4,5 бара и оставляем двигатель поработать на холостых, пока не закончится жидкость. Как только последняя капля химии уходит в форсунки, двигатель глохнет сам. На этом промывка топливной системы окончена. На это ушло порядка 30 минут. Возвращаем все трубки на место.

Фото 9. Подключение «колбы» к двигателю
Фото 9. Подключение «колбы» к двигателю

После промывки топливной системы приступаем к очистке воздушного тракта. Для этого у компании BG используется специальная форсунка с держателем для равномерного распыления химии на стенки дроссельной заслонки. Ранее мы пытались использовать китайские аналоги, но пришли к выводу, что максимальный эффект достигается именно с оригинальной деталью, поскольку равномерность распыления и дисперсия жидкости вкупе с углом распыла у нее оптимальны.

Запускаем автомобиль на холостом ходу, держа педаль газа на 1500–2000 оборотах, чтобы приоткрыть заслонку, начинаем подавать жидкость во впускной тракт. Во время этого процесса вынимаем измерительный элемент датчика массового расхода воздуха, даем ему остыть и осматриваем. На нем ясно виден налет грязи. Обрабатываем его химией BG, чтобы снять оксидную пленку, предварительно сняв резиновое уплотнение. И устанавливаем датчик на место. На этот сервис нам потребовалось еще минут 30–40.

Теперь меняем масло. Старое сливаем, а перед заливкой нового добавляем кондиционер масла BG110 и доливаем новое масло до уровня. В бак заливаем BG 2086 для завершения промывки топливной системы во время эксплуатации. На этом все работы завершены, а мы готовы к подведению итогов.

Фото 10. Подключение к дросселю
Фото 10. Подключение к дросселю
Фото 11. Измерительный элемент ДМРВ
Фото 11. Измерительный элемент ДМРВ
Фото 12. Сканер
Фото 12. Сканер

Подошло время проверить, какие изменения произошли в работе двигателя, с помощью электроники. Для этого вновь подключаем сканер. Текущие параметры изменились не сильно, а вот замер компрессии произвел впечатление даже на хозяина автомобиля. После сервиса компрессия по цилиндрам стала: первый цилиндр – 14; второй – 13,5; четвертый – 13,5 и проблемный третий – 13.

Выводы

Даже на автомобилях с небольшим пробегом возможны проблемы, связанные с естественным загрязнением впускной, масляной и топливной систем, что выражается в увеличении расхода топлива и появлении нежелательной нагрузки на внутренние компоненты без обязательного появления кодов ошибок. Особенно при эксплуатации в городском режиме. На проведение полного сервиса этих систем нам потребовалось не более четырех часов. Улучшение компрессии было подтверждено с помощью сравнения измерений до и после проведенного сервиса.

Теперь об экономике. Стоимость жидкостей для клиента:

BG109 (325 мл) – 450 руб., BG110 (325 мл) – 590 руб., BG210 (325 мл) – 450 руб. × 2 шт., BG211 (325 мл) – 575 руб. × 2 шт., BG206 (325 мл) – 505 руб. × 2 шт., BG2086 (177 мл) – 870 руб., итого: 4970 руб.

Фото 13. Чистый коллектор
Фото 13. Чистый коллектор
Фото 14. Величины компрессии после проведенного сервиса
Фото 14. Величины компрессии после проведенного сервиса

Стоимость нормо-часа в дилерском центре соответствует 3 тыс. руб. Поэтому за проделанные работы клиент оплатил в кассу еще 12 тыс. руб., плюс стоимость фильтров, других расходников и масла.

Нам было интересно узнать, какие изменения при эксплуатации заметил владелец автомобиля, и мы позвонили ему через неделю после проведения сервиса. По его словам, при коротких поездах в предновогодних пробках он заметил разницу в характере поведения ТС уже по дороге домой: двигатель работает мягче и плавнее, улучшилась реакция автомобиля на нажатие педали газа, а расход топлива понизился до 16 л/100 км при эксплуатации в зимний период. Клиент уверенно готов повторить сервис во время следующего технического обслуживания.

Таким образом, мы констатируем, что эксперимент по диагностике и промывке автомобиля с помощью химии BG прошел удачно, а применение присадок и методик промывки BG помогло решить определенные проблемы в работе бензинового двигателя. Наиболее целесообразно применять такую чистку во время регулярного технического обслуживания. Ведь предупредить болезнь всегда проще и дешевле, чем лечить. Подобная методика имеет такое же значение для автомобиля, как регулярное посещение кабинета стоматолога в целях профилактики кариеса. Минздрав ведь не зря предупреждает. А когда мы там были в последний раз?

Сергей Владимирович Телушкин, практикующий авто-диагност, г. Москва

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены