Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Присадки- добавки- аддитивы

Присадки- добавки- аддитивы

Зайдем в автомагазин, предлагающий «подкапотную автохимию». Там во флаконах и канистрочках плещутся разнообразные добавки к моторным маслам. Иногда их именуют присадками, иногда – аддитивами, но сути это не меняет. Дело не в названии… На этом филологическая часть нашего рассказа заканчивается, начинается физико-химическая.

Инструкции к присадкам-добавкам-аддитивам смелы и бескомпромиссны. Они предлагают вылить содержимое в масляную горловину двигателя, суля повышение компресии и мощности, увеличение ресурса мотора, снижение расхода топлива и масла, уменьшение токсичности отработавших газов и даже восстановление размеров изношенных пар трения.

Инструкциям вторят рекламные публикации. При этом о негативных последствиях ничего не говорится. А может, и нет их – негативных последствий? Только позитивные?

Будь оно так, ведущие автомобильные концерны давно оценили бы чудо-препараты, присоединив свои мощные голоса к славящему их хору. Но что-то не слышно этих голосов. Ни в одной инструкции по эксплуатации автомобиля мы не найдем рекомендаций по использованию вышеупомянутых «эликсиров».

Более того: автопроизводители запрещают применение каких-либо добавок к маслу и топливу в своих двигателях. Чтобы не быть голо­словными, сошлемся на немецкий каталог смазочных материалов Dekra Betriebsstoff-Liste. Год издания неважен – данная информация не стареет, как теорема Пифагора.

По поводу присадок-добавок-аддитивов высказываются Mercedes-Benz, MAN и Volvo (см. фото).

Mercedes-Benz, фирменные технические требования: «Состав и свойства смазочных материалов является результатом кропотливой работы специалистов. Потребитель не должен изменять их. Недопустимо увеличение сроков замены масла путем введения специальных добавок».

MAN, рекомендации по обслуживанию: «Добавки непредсказуемо изменяют моторные масла. Применение добавок может негативно сказаться на мощности и сроках эксплуатации двигателя. MAN не рекомендует применение маслорастворимых добавок».

Volvo, рекомендации по обслуживанию грузовых автомобилей: «Применение добавок к маслу и топливу недопустимо».

Логично. Введение композиции присадок – прерогатива маслосмесительных заводов. Как только в масло попадает какая-либо добавка, в картере образуется продукт, на который нет ни технических условий, ни стандарта. Внедрение «засланного казачка» неизбежно нарушает баланс заводской композиции присадок.

А ведь именно она, заводская композиция присадок, в сочетании с базовым маслом определяет уровень эксплуатационных свойств по API и ACEA. А это основа получения допуска производителя автомобилей.

Применение посторонних добавок зачастую противоречит практике мониторинга двигателя. Так, при дефекте вкладышей в отработанном масле повышается содержание свинца и меди. Это сигнал тревоги! Если же в масло добавлены металлосодержащие препараты, карты путаются. Как оценить, что там, в масле – добавка или продукты износа?

Ситуацию с добавками легко довести до абсурда. Боремся с износом, вводим соединения металлов – снижаем моющую и диспергирующую способность масла. Потому что беззольные дисперсанты и детергенты, входящие в заводскую композицию присадок, вынуждены «отвлекаться» на постороннюю суспензию. Вот вам наглядный пример разбалансирвания пакета.

Водим моющие добавки – повышаем зольность масел, что недопустимо.

Добавляем антиокислительную присадку, а в ней дитиофосфат цинка, а значит, фосфор. А это смерть каталитического нейтрализатора.

Вводим загуститель – увеличиваем нагарообразование, ведь не все макрополимеры имеют надлежащую термостойкость. Прикажете опять доливать моющую добавку для предотвращения нагара? А может, хватит издеваться над маслом и двигателем?

А еще могут возникнуть юридические последствия – тоже негативные. Вышел двигатель из строя, а дилер говорит: «Вы нарушили заводскую инструкцию. Вот заключение экспертов: в картере непонятно что. Гарантии мы вас лишаем, платите за ремонт».

Зададимся простым вопросом: есть ли официальные данные об испытаниях всех этих добавок? Испытаний длительных, в полноразмерных двигателях, с квалифицированной оценкой и получением официального допуска автопроизводителя? Увы, нет таких данных…

Особняком стоят добавки, выпускаемые производителем масла под собственным брендом. Но тут за все отвечает владелец бренда.

Вот и решайте – лить или не лить?

  • Юрий Буцкий

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены