Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Промышленность 4.0 Проект будущего. Уже ближайшего. Часть 2

Промышленность 4.0 Проект будущего. Уже ближайшего. Часть 2

Напомним, чем закончилась первая часть статьи (см. «АБС-авто» № 2/2016).

«В 60-е и 70-е годы началась эра стремительного японского подъема. Японцам удалось невероятное. Они почти повсеместно внедрили в ежедневную практику философию качества предприятий, разработанную в США. Учтя специфику японского производства, они подогнали фундаментальные основы философии качества под ментальность и культуру народа.

Эта интеграция и последовательное воплощение в жизнь концепции качества на всех уровнях предприятия создали предпосылки для победного шествия японской промышленности и для мгновенного подъема ее до уровня мировой экономической державы. Это явление наблюдается также в государствах членах АСЕАН. А всему остальному миру был воочию продемонстрирован потенциал программы постоянного улучшения и возможности инструментов качества».

Теперь продолжим.

Только в 1980-е годы западные промышленные сообщества осознали опасность, грозящую промышленности со стороны конкурентов. Как результат – стремительное изменение отношения к теме менеджмента качества, повсеместная разработка продуктов и философских концепций под этот глобальный тренд. Перемены начались с поставщиков продукции. От них потребовали убедительных доказательств способности поставлять качественную продукцию. Очень качественную. Достойную высочайших стандартов, соответствующих историческому моменту.

Но как всегда и во всем – «В начале было Слово». Первые критерии качества были изложено в работе «Публикации обеспечения качества для союзников» (Allied Quality Assurance Publications, AQAP) для НАТО. Поставщики, работавшие в соответствии с этим положением, получили существенные преимущества по сравнению со своими конкурентами. НАСА присоединилась к этому подходу и потребовала от своих поставщиков создать аналогичную систему обеспечения качества согласно твердо заданным показателям.

Этот подход зарекомендовал себя настолько убедительно, что и в гражданском секторе были составлены стандарты по системам обеспечения качества. Как следствие, программы менеджмента качества начали проникать в различные секторы промышленности, а позднее и в отрасли, предоставляющие услуги. При современном управлении они должны были стать основой деятельности сотрудников всех уровней и неотъемлемой частью политики и культуры на предприятиях.

Путь менеджмента качества пролегал от чисто производственного конечного контроля продукции (контроля качества) вначале к обес­печению качества. В результате внедрения статистических методов и мероприятий по профилактике дефектов во время изготовления понятие качества распространилось от качества продукции на управление процессами разработки и изготовления продукции. До этого качество в первую очередь было задачей специальных служб предприятия.

Перейдя от обеспечения качества к менеджменту качества, овладение качеством стало задачей руководства предприятия. Стало приниматься во внимание планирование и улучшение процессов, а также их взаимодействие. Термин «обеспечение качества» теперь включал предшествующие и следующие за производством продукции подразделения и так называемые мягкие факторы, как, например, обучение и мотивация сотрудников, а также учет требований клиентов при планировании качества.

Более позднее развитие менеджмента качества нашло свое отражение в определенных нормах.

В 1990-х годах современные концепции «Всеобщего менеджмента качества» (Total Quality Management, TQM) приобрели большое значение. В центре внимания при этом находится сфокусированное на потребностях клиента взаимодействие на предприятии, а также вовлечение всех сотрудников и подразделений предприятия в обеспечение качества.

Чрезвычайно важным в связи с этим является то, что идея качества должна стать живым воплощением действий сотрудников на всех иерархических уровнях и через все границы отделов. Широко распространенный в Европе подход такого обширного рассмотрения аспектов качества заключается в модели EFQM – превосходное качество.

Во второй половине 1990-х годов в значительной степени стали развиваться интегрированные системы менеджмента, которые наряду с аспектами качества учитывали аспекты окружающей среды и техники безопасности.

Личности менеджмента качества

В этой главе будут представлены выдающиеся личности, которые оказали решающее влияние на развитие менеджмента качества.

Филипп Б. Кросби (Philip B. Crosby)

Кросби был директором по качеству на фирме ITT и в начале 1960-х годов был награжден Министерством обороны США за концепцию программы «0 дефектов». Эта программа была направлена на то, чтобы человек был подведен к цели совершенства как можно ближе. Возникновение дефектов на изделии не должно было рассматриваться как нормальное событие. Анализ причин дефектов и осуществление корректирующих мероприятий должны были способствовать тому, чтобы многократно понизить количество дефектов в производственной деятельности. Далее Кросби интенсивно занимался вопросами затрат по качеству и финансовым контролем качества.

Деминг В. Эдвардс (Deming W. Edwards)

Деминг после войны с Японией разработал философский смысл и мотивацию работника в постоянном улучшении качества продукции и повышении эффективности предприятия. Как знак признания особых заслуг Деминга в систематизации менеджмента качества в Японии учреждена государственная премия, которая так и называется: «Премия Деминга».

Эта философия качества Деминга выражается тремя принципиальными позициями.

· Любой вид деятельности может быть осмыслен как процесс и соответственно улучшен.

· Недостаточно решать только возникающие проблемы, следует предпринимать кардинальные улучшения для предотвращения их появления.

· Высшее руководство должно активно поддерживать процесс постоянного улучшения и идти впереди, показывая хорошие примеры.

Помимо этого, Деминг стал известен тем, что сформулировал свои «14 пунктов семи смертельных болезней менеджмента качества», а также созданием реактивной цепочки Деминга и цикла PDCA («Планировать – делать – проверять – действовать», Plan – do – check – act).

Арманд В. Фейгенбаум (Armand V. Feigenbaum)

Фейгенбаум работал в обеспечении качества фирмы «Дженерал Электрик» и занимался развитием программы всеобщего качества (Total Quality).

Он стал известен разработкой своей концепции «Всеобщего управления качеством» (Total Quality Control). Согласно этой концепции, в концерне должна быть разработана единая для всех предприятий стратегия качества, которая целиком ориентируется на выполнение потребностей клиентов. Он сформировал точку зрения, которая позволяет рассматривать качество не как статическую постановку цели, а как постоянно движущуюся цель, которая определяется и изменяется клиентом.

Он ввел также в понятие качества термин «одновременный инжиниринг» (Simultaneous Engineering). Он означает, что в процессе разработки нового продукта различные производственные рабочие группы, занятые в этом процессе, должны обрабатывать всю поступающую информацию практически одновременно.

Ишикава Каору (Ishikawa Kaoru)

Ишикава был офицером японских военно-морских сил и разработал уже в 1943 году названную его именем причинно-следственную диаграмму. Она позволяет установить причины возникающих проблем путем анализа воздействующих факторов.

Другими концепциями, в большей степени созданными под его влиянием, являлись «Кружки качества» и модели работы по качеству на предприятии, ориентированные на сотрудников всей фирмы (Company Wide Quality Control). Ишикава был одним из первопроходцев японского менеджмента качества и передовым мыслителем известного министерства международной торговли и промышленности (MITI).

Джозеф М Джуран (Joseph M. Juran)

Американец Джуран разработал так называемую «Трилогию качества» – философию предприятия, предназначенную для руководства компании. Она описывает систематическое и постепенное улучшение качества и осуществляется тремя постоянно повторяющимися этапами: планирование процесса – внедрение и обеспечение процесса – улучшение процесса. Джуран внедрил в производственную практику разработанное Парето правило «80–20». Оно отражает тот факт, что наибольшее количество дефектов вызвано относительно малым числом причин. Часто 80% негативного результата являются следствием только 20% причин.

Качество и его организация

Существует большое количество попыток дать определение термину «качество». Его рассмот­рение может осуществляться с различных сторон.

Взгляд со стороны клиента

Качество – это пригодность к использованию (Д. М. Джуран).

Качество – это удовлетворение и/или предвосхищение ожиданий клиента (AT&T).

Взгляд со стороны производителя

Качество – это соблюдение спецификаций (Ф. Б. Кросби).

Часто задаваемые вопросы по промышленности 4.0

Что революционного в стратегии «Про­мыш­ленность 4.0»?

Дигитализация промышленности драматически меняет все подходы к производству, бизнесу и работе руками. Со времен возникновения промышленности она развивает сама себя через, например, совершенствование качества посредством стандартизации по ИСО серии 9001. В результате постоянного улучшения, которого требует стандарт ИСО 9001 в отношении качества, в бизнесе Германии создались условия для инноваций или новых технологий, что влечет за собой постоянный пересмотр способов и методов в работе вообще и в производстве продукции в частности.

Все это происходит постоянно, но иногда наблюдаются скачки, что мы и склонны называть революцией. Давайте приведем некоторые примеры из истории повышения качества бизнеса. Возьмем первый ткацкий станок как повод к началу первой промышленной революции, появление электрического тока как повод к началу второй промышленной революции, появление компьютеров как повод к началу третьей промышленной революции и появление промышленной электроники в массовом промышленном производстве.

Сегодня мы стоим на пороге следующей, четвертой промышленной революции. Решающим фактором в этом является то, что промышленная революция 4.0 соединяет в себе промышленное производство при помощи самых современных техник и технологий, коммуникаций и информационного обмена на принципах создания предпосылок для работы искусственного интеллекта. А это и есть революция.

«Промышленность 4.0» объединяет массовое производство с индивидуальными пожеланиями конкретных клиентов, обеспечивая высокую рентабельность, низкие затраты и высокое качество как самого производства, так и его организации, что является основными требованиями стандарта качества ИСО 9001. Основу «Промышленности 4.0» составляет интеллектуальная фабрика.

В ней взаимодействуют – интегрируют объединенные в сеть производственные единицы, такие как промышленные роботы, транспортировочные емкости или транспортные средства, через дигитальные интерфейсы, причем это взаимодействие полностью осуществляется автономно и самостоятельно. Таким образом объединяются преимущества массового производства с потребностями единичного изготовления.

Что дает «Промышленность 4.0» Германии?

Германия и ее народ – экономически сильное государство с очень сильным средним классом, т. е. владельцами малых и средних предприятий. Для того чтобы подобное положение сохранялось и дальше, немцы должны стать во главе тенденции дигитализации бизнеса. Прославленное на весь мир инженерное искусство «Made in Germany», соединенное с IT-компетенцией, сделает немцев лидерами будущего. Получить плюс для страны в виде 250 млрд евро и более, создав добавленную ценность для всего мира в ближайшие 10 лет – вот высокая цель страны. Германия на уровне федерального правительства готова использовать этот потенциал роста бизнеса и количества рабочих мест.

Первый шаг федеральным правительством уже был сделан в апреле 2013 года созданием платформы развития «Промышленности 4.0». Эту платформу составляют промышленные союзы BITKOM, VDMA и ZVEI.

Основная задача созданных союзов – тесное сплетение информационных техник и технологий, машиностроения и электротехники на платформе дигитализации «Промышленности 4.0», что требует молниеносного по масштабам Германии кроссотраслевого согласования процессов немецкой экономики.

«Промышленность 4.0» на стадии ее практической реализации окажет воздействие еще и на жизнь людей и их работу. Поэтому «Промышленность 4.0» – это еще и общественная задача экономики, науки, политики и профсоюзов Германии. Для того чтобы с новыми силами ответить вызовам времени, Германия должна усилить платформу объединения союза союзов «Промышленности 4.0» широким альянсом из новых парт­неров.

Еще два объединения BMWi, и BMBF, и другие промышленные союзы, расширенные профсоюзы и научно-исследовательские лаборатории Германии стартовали на Ганноверской ярмарке 2015 года – самой большой выставке достижений бизнеса немецкой и международной промышленности, новой платформе «Промышленности 4.0».

Что такое интеллектуальная фабрика (Smart Factory)?

Фабрика «Промышленности 4.0» основывается на интеллектуальных элементах: станки автономно и самостоятельно координируют производственные процессы, сервисные роботы кооперируются интеллектуальным образом в сборке с людьми, беспилотные транспортные средства самостоятельно и автономно выполняют логистические задания. «Промышленность 4.0» определяет при этом весь жизненный цикл продукта: от идеи через разработку, производство, эксплуатацию и техническое обслуживание вплоть до утилизации.

Для взаимного автономного взаимодействия, с одной стороны, и комплексного – с другой, пассивно работавшие элементы производства, такие как инструменты, станки или средства транспортировки, снабдили дигитальными «глазами и ушами» (сенсорами) и «руками и ногами» (акторами-манипуляторами) и обес­печили централизованное управление через систему.

На интеллектуальной фабрике, таким образом, работают, например, транспортные емкости, которые передают информацию через индивидуальную маркировку, дают данные об актуальном позиционировании и наполнении в настоящий момент времени через сенсоры и дистанционный радио- или иной сигнал. Таким образом обеспечиваются эффективное производство и логистика.

Поддерживается работа и развитие интеллектуальной фабрики за счет того, что удается создавать все более миниатюрные компьютеры и сенсоры, причем цена становится все более благоприятной, и к тому же еще получили широкое развитие широкополосные интернет-соединения, которые обеспечивают быстрые и эффективные обмен, анализ и передачу больших объемов данных.

Как «Промышленность 4.0» изменит экономику Германии?

«Промышленность 4.0» касается в дальнейшем не только классических промышленных отраслей, таких как машиностроение или электропромышленность. Интеллектуальные фабрики и способы производства в перспективе найдут свое воплощение в сельском хозяйстве через сетевое интернет-объединение сельскохозяйственных машин и механизмов. Коротко говоря: везде там, где промышленные процессы могут быть сделаны более «интеллектуальными» за счет дигитальных технологий, и действует наша «Промышленность 4.0».

«Промышленность 4.0» создает совершенно новые бизнес-модели. Компетентность в вопросах программного обеспечения и знания в области дигитальных технологий являются решающими факторами успеха современного бизнеса. Интеллектуальная регистрация и оценка данных обеспечивают предприя­тию новые возможности для предложения клиентам (как стартапам, так и малым, средним и большим бизнесам) ориентированных на индивидуальные пожелания видов продукции. Возможными являются также интеллектуальные приложения, такие как новые технологии НИОКР новых видов продукции, основанные на информации, которая собирается в течение всего жизненного цикла «умного смарт-продукта».

При этом также ясно: с возрастанием сетевых возможностей и возможностей обмена огромными массивами данных в «Промышленности 4.0» возрастают также требования к безопасности. IT-безопасность должна продумываться с самого начала внедрения подхода «Промышленности 4.0». Оборудование и продукты, а также данные и ноу-хау должны надежно охраняться от несанкционированного доступа и злоупотребления.

Как изменится наша работа в результате действия «Промышленности 4.0»?

«Промышленность 4.0» означает высококачественную стандартизванную хорошую работу, а не безлюдные фабрики. Занятые на фабрике должны быть более интенсивно задействованы в производственных процессах, например, для того чтобы обеспечивать координацию хода рабочих операций, управлять коммуникациями и быстро и качественно принимать управленческие решения. За счет срастания информационных технологий, техники автоматизации, программного обеспечения начинают пользоваться спросом более прецизионные организационные виды работ и возрастает междисциплинарная компетенция задействованных специалистов-универсалов. Следует, конечно же, также учитывать риски дигитализации. Что это означает, если начинают размываться прежние границы выполнения работы? Что мы должны делать, чтобы занятых в «Промышленности 4.0» подготовить целиком и полностью?

Долгосрочные шансы Германии, связанные с развитием «Промышленности 4.0»: возможность вернуть в страну рабочие места на промышленных предприятиях, которые в результате современного развития рынка «рассыпаны» по всему миру. Ведь низкая заработная плата как таковая больше не будет играть решающей роли и являться в условиях «Промышленности 4.0» аргументом в выборе места расположения промышленного предприятия, желающего оставаться конкурентоспособным.

Обучение и повышение квалификации при этом являются центральными звеньями в цепи построения условий создания «Промышленности 4.0». При этом важным остается обеспечение многоплановых возможностей обучения и повышения квалификации и улучшения организации труда и стандартизации качества бизнеса. Все эти условия должны быть созданы для получения нужных специалистов с необходимым опытом и квалификацией.

Профессиональное, как и академическое образование и повышение квалификации инженеров-мехатроников должно обеспечиваться в постоянном контакте с промышленностью в целях получения как вопросов, так и ответов на требования современного мира организации труда. Здесь, например, следует очень широко рассматривать партнерство всех производственных предприятий Германии со всеми высшими и средними учебными заведениями страны.

  • Александр Леонидович Шмайлов, подборка и перевод
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены