Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Прозрачная деталь

 Прозрачная деталь

C появлением первых автомобилей и повышением их скоростных характеристик конструкторы стали задумываться о защите водителя от набегающего потока воздуха. Изначально автомобильные стекла представляли собой небольшие щитки, выполненные из обычного оконного стекла. Почти сразу стало понятно, что при аварии такая защита могла причинить серьезные травмы водителю. Недовольные владельцы авто в свое время подали в связи с этим целый ряд исков к компаниям.

Одним из самых известных стал иск некоего Пейна к компании Ford. Хотя дело истец проиграл (суд постановил, что травмы, полученные в результате аварии, стали следствием опасной манеры вождения автомобиля Пейном), в скором времени автомобили стали оснащаться закаленными стеклами. В случае дорожного происшествия щиток разлетался на множество осколков, грани которых не были острыми. Однако и здесь были свои недостатки. Стекло не выдерживало попадания даже небольшого камешка, вылетевшего из-под колеса впереди идущего автомобиля.

Решение проблемы было найдено еще в 1903 году. Французский химик Эдвард Бенедиктус случайно разбил колбу с остатками нитроцеллюлозы. К удивлению ученого, колба треснула, но не разлетелась на осколки. Так был изобретен триплекс. Вскоре Бенедиктус получил особое стекло с прослойкой из специальной пленки, которая удерживала осколки на месте при аварии. Примечательно, что автопроизводители не сразу оценили изобретение. Поначалу чудо-стекло использовалось в противогазах в Первую мировую войну. К 1929 году Ford стала использовать триплекс во всех своих автомобилях, а через 10 лет компании уже ежегодно требовалось до 56 тыс. м2 такого стекла.

Слагаемые безопасности

В современных автомобилях применяются стекла, полученные с использованием двух основных технологий: триплексовки и закалки. Триплекс состоит из двух слоев стекла, соединенных между собой прочным, пластичным, невидимым слоем поливинилбутиральной (PVB) пленки. С начала 1980-х годов триплекс является обязательным материалом для изготовления ветровых стекол. Хотя его также применяют и для боковых, задних стекол и люков.

Безопасность обеспечивается за счет эластичной прослойки, которая придает триплексу повышенную ударопрочность и высокую степень сопротивления внешним воздействиям. Поэтому в случае удара трещина не распространяется по всей поверхности. В результате в случае дорожного происшествия у водителя сохраняется возможность обзора через уцелевшие части стекла. И что самое главное, при разрушении триплекса осколки стекла остаются на пленке.

Для боковых и задних стекол используют закаленное стекло. Его подвергают специальной термической обработке, в результате которой в его поверхностных слоях образуются остаточные напряжения сжатия, что обес­печивает стеклу повышенную механическую прочность, термостойкость и безопасность при разрушении.

Прочность закаленного стекла на удар превышает в 5 раз прочность обычного стекла. При фрагментации оно разрушается на мелкие, относительно безопасные осколки с тупыми гранями, что исключает возможность травм и делает его особенно подходящим для остекления транспортных средств.

Операции по оснащению сложных стекол (AVO) включают все, что связано с добавлением одного или нескольких компонентов ламинированному или закаленному стеклу, в частности датчиков дождя и света, систем нагрева лобовых и задних стекол, также систем фиксации открытия бокового стекла.

За последние несколько десятилетий принцип производства ветровых стекол почти не изменился. Новшества в этой области в основном придают стеклам дополнительные полезные свойства. К примеру, один из ведущих производителей специализированных продуктов американская PPG Industries выпустила стекло, которое, по утверждению компании, способно экономить до 4% топлива в год. За этот период предполагается, что автолюбитель сможет сэкономить 66 долл.

Ветровое стекло от PPG Industries отражает около 50% инфракрасных лучей, испускаемых солнцем, из-за чего салон машины нагревается меньше. Поэтому, подсчитали в компании, владелец авто будет меньше пользоваться кондиционером, что и должно в конечном счете помочь ему снизить расходы на топливо.

Стекла с аналогичными характеристиками выпускают и в России. Так, Борский стекольный завод предлагает продукцию, которая также способна поглощать до 50% потока инфракрасного и ультрафиолетового излучения и компенсирует отсутствие кондиционера. Секрет в том, что атермальное стекло окрашивается в зеленый свет еще до того, как оно становится стеклом. В саму стекломассу в точно определенных пропорциях вводятся добавки с оксидами железа. Причем разные концентрации дают разные цвета.

Производители также экспериментируют с весом стекол, стараясь уменьшить его и при этом сохранить приемлемые параметры по уровню шума в салоне автомобиля.

Главные по стеклам

На сегодняшний день крупнейшим поставщиком автостекл в России остается Борский стекольный завод. В 1997 году предприятие вошло в состав AGC – международного концерна, представленного в 120 странах. Заводы AGC по всему миру производят автостекла торговых марок AGC Automotive, Asahi, Lamisafe, AP Tech, Splintex, Temperlite, Asahimas. В настоящий момент, по оценкам Борского стекольного завода, 70% автомобильного стекла для конвейеров в России производится как раз компанией AGC.

Потеснить с лидирующих позиций AGC может альянс французской Saint Gobain и турецкой Trakya Cam. В 2011 году два мировых лидера в производстве автомобильного стекла договорились о создании ЗАО «Аутомотив Гласс Альянс Рус». Предприятие будет выпускать ветровые, боковые и задние автомобильные стекла для легковых и малых коммерческих автомобилей. Полная стоимость реализации проекта составляет 1,8 млрд руб. ЗАО «Аутомотив Гласс Альянс Рус» будет производить 800 тыс. комплектов автомобильного стекла, что составляет 2,2 млн м2 стекла. Мощность может быть увеличена до 1 млн после первых пяти лет, в зависимости от состояния рынка. Пока он остается одним из самых привлекательных рынков мировой индустрии с высоким потенциалом для роста. Стекло является одной из основных составляющих автопроизводства и должно быть максимально локализовано из соображений качества и логистики.

В прошлом году Мехмет Али Тирйаки, генеральный директор турецкой компании ЗАО «Аутомотив Гласс Альянс Рус» и заместитель министра экономического развития РФ Олег Савельев подписали Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности на территории Особой экономической зоны промышленно-производственого типа Елабужского муниципального района респуб­лики Татарстан. Компания Sisecam в рамках своего подразделения Trakya Cam Sanayii A.S. имеет большой опыт производства автомобильного стекла и обслуживает крупнейших автопроизводителей Европы. Saint Gobain Sekurit является одним из трех крупнейших производителей листового стекла в мире и одним из крупнейших производителей автомобильного стекла в Европе.

Интерес к российскому рынку проявляют и крупные китайские компании. Также в прошлом году один из ведущих производителей автомобильного стекла, китайская компания Fuyao Glass, объявила о планах строительства завода в Калужской области. Инвестировать в проект предполагается около 200 млн долл. Выпускать компания намерена примерно 3 млн комплектов в год. На проектную мощность предприятие должно выйти в феврале 2013 года.

Китайцы активно сотрудничают с известными зарубежными предприятиями в Китае, такими как GM, Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Honda, Toyota, Mazda, Isuzu, Citroёn, Hyundai, Ford. Кроме того, экспортируют в Южную Корею комплектующее стекло для Hyundai, в Японию для Mitsubishi и т.д. В марте 2001 года корпорация получила «Золотую награду» от корпорации автомобиля Ford, как лучший поставщик автостекол 2000 года во всем мире.

На рынке также присутствует и контрафактная продукция, однако отличить ее от оригинала не так уж и трудно, если знать, на что обращать внимание. Так, «родное» ветровое стекло должно идеально подходить по размеру соответствующей марке транспортного средства. Солнцезащитная полоса такого продукта повторяет контур стекла, ее ширина соответствует ГОСТу. Изготовленное на заводе стекло не царапается щетками, на нем также отсутствуют оптические искажения.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены