Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Сколько стоит создать автопилот в России?

Сколько стоит создать автопилот в России?

Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.

Переменный коэффициент

Infiniti представит новый готовый к производству двигатель с переменным коэффициентом сжатия – VC-T (Variable Compression-Turbocharged) – на специализированной выставке в Париже 29 сентября. В компании отмечают, что на разработку нового 4-цилиндрового мотора ушло более 20 лет.

«Технология VC-T – кардинальное изменение для Infiniti, – заявил президент Infiniti Motor Company Роланд Крюгер. – Это революционный прорыв в оптимизации эффективности двигателя внутреннего сгорания». По словам высокопоставленного менеджера, технология позволяет совместить мощь 2-литрового турбированного мотора и экономный расход горючего.

В новом моторе легко изменяется высота хода поршня, в результате коэффициент сжатия варьируется от 8:1 до 14:1. В первом случае обес­печивается максимальная мощность, во втором – наибольшая экономия топлива. Блок управления двигателем сам выбирает, какое значение использовать в зависимости от дорожной ситуации.

Среди прочих преимуществ технологии называются меньший размер самого двигателя, меньшие вибрации и загрязнение окружающей среды.

Ранее японская Honda занялась разработкой новейшего двигателя с изменяемым ходом поршня. Компания подала в местные регулирующие органы заявку на патент мотора нового поколения с поршнями различной длины. Использование технологии изменения хода поршня наряду с уже применяемой деактивацией цилиндров должно помочь японцам создать двигатель с изменяемым объемом.

В теории один и тот же 4-цилиндровый двигатель получит 15 вариантов объема в зависимости от высоты каждого из четырех поршней. Такая невероятная гибкость в настройках позволит Honda существенно разнообразить гамму предлагаемых моторов для большого количества моделей.

К примеру, у компании в данный момент есть 4-цилиндровый 2-литровый двигатель. Объем каждого цилиндра составляет 0,5 л. Соответственно новая технология позволяет выпускать один мотор, объем которого можно варьировать в пределах 0,5–2,0 л.

Изменяемый ход поршня будет способствовать существенной экономии средств компании на разработки и исследования, а также временные затраты. Судя по информации по патенту, японцы готовы применить технологию на моторах с двумя, тремя и четырьмя цилиндрами.

Tesla на автопилоте опять попала в ДТП

Еще один автомобиль компании Tesla Motors угодил в аварию, находясь в режиме автопилота. Как сообщает издание «Automotive News», происшествие зафиксировано в Китае, на этот раз водитель избежал серьезных травм.

При этом в Tesla Motors указали, что ответственность за ДТП лежит на владельце электрокара. Водитель должен был обеспечивать постоянный контроль за транспортным средством, чего в данном случае сделано не было. Руки владельца не лежали на руле.

ЗЗ-летний китаец, находившийся за рулем Tesla, рассказал, что в день аварии он отправился на работу на автомобиле, как обычно, включив функцию автопилота. По словам водителя, ДТП попало на регистратор, установленный в машине. Tesla задела автомобиль, полкорпуса которого находилось в полосе движения электрокара. В результате ДТП транспортные средства получили повреждения кузова.

Представитель компании-производителя возложил вину на водителя Tesla. «Владельцу ТС ясно дали понять, что автопилот является вспомогательной функцией, требующей постоянного контроля за автомобилем, – заявили в Tesla. – Руки водителя должны лежать на руле, владелец должен быть готов в любую секунду взять управление».

Хозяин машины, пользовавшийся автопилотом в течение месяца, рассказал, что незадолго до ДТП отвлекся то ли на телефон, то ли на встроенную систему навигации. Водитель винит во всем броскую рекламу. По его словам, производитель завлекает клиентов с помощью еще сырых технологий.

В мае в США было зафиксировано первое ДТП с участием автомобиля Tesla, повлекшее смерть водителя. Машина также находилась в режиме автопилота.

Фары Ford подвели Mondeo под отзыв

В Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) поступила информация от ООО «Форд Соллерс Холдинг» о проведении двух добровольных отзывов автомобилей Ford Mondeo общим количеством 3081 транспортное средство.

Первому отзыву подлежат 2309 автомобилей Ford Mondeo, оснащенных адаптивными светодиодными фарами, изготовленных в период с 1 июля по 11 декабря 2014 года с VIN-кодами согласно приложению № 1.

Причиной отзыва послужила вероятность возникновения ситуации, в которой отсутствие сигнала управления в сочетании с ошибкой программного обеспечения может приводить к выключению фар. При возникновении этого условия необходимо выполнить цикл выключения/включения зажигания для повторной активации фар.

Под второй отзыв подпадают 772 автомобиля Ford Mondeo, оснащенных автоматическим контролем света и автоматическими стекло­очистителями, изготовленных в период с 24 сентября по 11 декабря 2015 года с VIN-кодами согласно приложению № 2.

Причиной отзыва послужила вероятность выключения фар при работе в автоматическом режиме вследствие ложного определения «Режима тоннеля». При возникновении этого условия фары повторно активируются при выключении автоматического режима.

Уполномоченные дилеры ООО «Форд Соллерс Холдинг» уведомят владельцев автомобилей, подпадающих под указанный отзыв, путем рассылки информационных писем и/или по телефону о необходимости предоставить автомобиль в ближайший дилерский центр для проведения ремонтных работ.

Вместе с тем владельцы могут самостоятельно, не дожидаясь письма, определить, попадает ли их автомобиль под отзыв, сопоставив VIN-код их автомобиля с прилагаемым перечнем, связаться с ближайшим дилерским центром и записаться на ремонт.

Ремонтные работы для первой группы отзываемых автомобилей будут включать обновление программного обеспечения для модуля управления фарами (HCM) и модуля управления кузовными системами (BCM) с целью устранения возможного состояния неисправности. Для второй группы автомобилей, подпадающих под отзыв, – обновление ПО модуля BCM до последней доступной версии с помощью про­цедуры диагностики и ремонта, одобренной Ford. Все ремонтные работы будут осуществляться для владельцев бесплатно.

Программы отзывов в настоящее время согласованы с Росстандартом.

С перечнем VIN-кодов можно ознакомиться на сайте ведомства.

Hitachi могут оштрафовать за амортизаторы

Американские власти обвинили базирующуюся в Токио Hitachi Automotive Systems в нарушении антимонопольного законодательства. Как следует из материалов, размещенных на сайте министерства юстиции США, компания договорилась о разделе поставок амортизаторов, продаваемых ряду автопроизводителей. Соглашение действовало в период с середины 90‑х годов прошлого века до лета 2011 года.

Для поддержания необходимого уровня цен Hitachi Automotive Systems и другие участники сговора согласовывали цены на продукцию, стремились сохранить свою деятельность в тайне, для чего «использовали кодовые названия и встречи в отдаленных локациях».

В 2013 году компания уже выплатила 195 млн долл. в рамках дела по установлению монопольных цен на генераторы, стартеры и другое автомобильное электрооборудование. Тогда компания тесно сотрудничала с представителями властей. Однако, как выяснилось теперь, в процессе сотрудничества Hitachi не раскрыла факт установления монопольных цен на амортизаторы.

Как подчеркивается на сайте министерства, обвинение в нарушении антимонопольного законодательства Hitachi – результат продолжающейся кампании властей Соединенных Штатов по борьбе с необоснованными завышениями цен в автомобильной отрасли. За время проведения кампании 46 фирм и 64 высокопоставленных менеджера были обвинены в нарушениях и согласились выплатить 2,8 млрд долл. штрафа.

Ранее Daimler AG, Paccar Inc.’s DAF и другие производители грузовиков согласились выплатить регулирующим органам Евросоюза рекордные штрафы, сумма которых составит 2,93 млрд евро. Как сообщает агентство Bloomberg, компании обвиняются в ценовом сговоре в отношении продаж среднеразмерных и тяжелых грузовиков на протяжении 14 лет.

Наибольший штраф был наложен на Daimler – 1,01 млрд евро, однако компания заплатит 752,7 млн евро в рамках достигнутого с европейскими властями соглашения, которое подразумевает снижение общей суммы взыскания. Volvo и CNH Industrial NV (Iveco) заплатят более 640 млн евро и 494 млн евро соответственно.

Чиновники объяснили размер штрафов тем, что сговор затронул очень большую часть рынка и имел место очень большой промежуток времени. По словам представителей антимонопольного ведомства, производители согласовали цены на 9 из 10 моделей среднеразмерных и тяжелых грузовиков, продаваемых в Европе.

Пойти на ценовой сговор компании решили для сокращения издержек по выпуску более экологичного транспорта. Производители согласовывали цены на грузовики, с тем чтобы переложить издержки, связанные с ужесточением природоохранного законодательства, на конечных потребителей.

Вместо того чтобы конкурировать между собой в области перехода на новые стандарты, участники сговора координировали сроки внедрения новых технологий, выяснили регулирующие органы.

Камера сгорания из принтера

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева впервые «напечатали» из металлического порошка на установке селективного лазерного сплавления SLM280 одну из самых важных деталей малоразмерного газотурбинного двигателя – камеру сгорания.

Работы проводились в лаборатории аддитивных технологий Института двигателей и энергетических установок Самарского университета.

Стендовые испытания, проведенные совместно с университетским научно-образовательным центром газодинамических исследований, показали, что изготовленный по новой технологии образец камеры сгорания полностью соответствует необходимым требованиям. Материал и сама камера выдерживали как длительную тепловую нагрузку (до 1,5 часов), так и повторно-кратковременную (запуск-остановку в течение 10 минут).

«Образец испытывался на огневом стенде на длительность работы в условиях эксплуатации, близких к реальным. На входе в камеру подавался подогретый воздух до температуры 400 °С – это рабочая температура воздуха на входе в камеру сгорания газотурбинного двигателя. Условия горения были максимально приближены к реальным. Температура рабочего тела в первичной зоне камеры сгорания составляла 1600 °С, на выходе из КС температура продуктов сгорания составляла 1200 °С», – пояснил директор НОЦ ГДИ Самарского университета Михаил Анисимов.

Изделие изготовлено полностью из отечественного металлического порошка. Для того чтобы достичь нужного результата, исследователи «вырастили» из него более ста опытных образцов – металлических заготовок, выплавленных при различных режимах спекания для определения прочностных свойств металла.

Камера сгорания – один из ключевых элементов малоразмерного газотурбинного двигателя (МГТД), который создается в Самарском университете по методу аддитивных технологий. По стандартным (традиционным) технологиям на производство подобного изделия необходимо полгода. Кроме того, при традиционном производстве на доводку подобного изделия – получение максимальных эксплуатационных характеристик – тратится порядка пяти лет.

Применение же аддитивных технологий позволяет производить детали сложной формы в короткие сроки, без использования технологической оснастки. Эти факторы позволяют резко сократить цикл производства изделий в отличие от традиционных способов.

В технологии селективного лазерного сплавления (СЛС) используется лазер высокой мощности для расплавления тонкого слоя металлического порошка в соответствии с трехмерной моделью. Основными материалами, используемыми для изготовления газотурбинных двигателей методом СЛС, являются высокопрочные стали, титановые сплавы и сплавы на никелевой основе.

Успешный опыт изготовления рабочей камеры сгорания с использованием метода аддитивных технологий открывает перед учеными университета возможность в ближайшее время создать газотурбинный двигатель.

«Первый опытный образец МГТД, созданный методом аддитивных технологий в Самарском университете, может появиться уже через полгода. В дальнейшем подобная методика будет использована при массовом производстве деталей на 3D-принтерах, что существенно сократит сроки последующих работ при производстве двигателя», – убежден заведующий лабораторией аддитивных технологий Самарского университета Виталий Смелов.

Сейчас ученые Самарского национального исследовательского университета совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом разрабатывают российскую лазерную 3D-установку, которая позволит по разработанной в Самарском университете технологии производить на серийных заводах крупногабаритные детали для «взрослых» авиа­ционных газотурбинных двигателей.

Цена отечественного автопилота

Компания Cognitive Technologies разработала интеллектуальную систему автономного вождения C-Pilot, которая может быть установлена как на легковых, так и на других типах автомобилей. «Выход на массовый рынок систем автономного вождения позволит нам значительно расширить возможности для применения созданных нами технологий для беспилотных транспортных средств», – отметила президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Платформа нового типа C-Pilot базируется на интеллектуальном программном обеспечении и включает комплекс сенсоров: оптические камеры, СВЧ-радар, леддары и другие датчики, обеспечивающие комплексную детекцию объектов дорожной сцены в различных диапазонах спектра. Система также оснащена высокоточным сенсором позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS и электронным гироскопом. Обработка информации при этом обеспечивается с помощью компактного бортового вычислителя.

В составе C-Pilot планируется максимальным образом использовать комплектующие отечественного производства. Испытания системы C-Pilot проводятся на опытном образце легкового автомобиля Nissan X-Trail.

По словам Ольги Усковой, общие инвестиции в проект на ближайшие три года составят порядка 750 млн руб., из которых на сегодня вложено около 360 млн собственных средств. Также 45 млн руб. в проект вложило государство. В 2014 году Cognitive Technologies одержала победу в конкурсе Минобрнауки России по теме «Разработка технологии повышения безопасности движения автомобилей на базе компьютерного зрения» в рамках мероприятия ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

В развитии своего проекта Cognitive Technologies выделяет три этапа. На первом (до 2017 года) компания завершит создание функционала, позволяющего предупреждать водителя о ситуациях на дороге, которые требуют повышенного внимания: предупреждения схода с полосы (Line departure warning), распознавания дорожных знаков (Traffic sign recognition), предупреждения о возможном столкновении (Forward collision warning), мониторинга слепых зон (Blind spot detection system), предупреждения о наезде на пешехода (Pedestrian Protection System) и т. д.

На втором этапе (2018 год) будет реализована система активной помощи водителю, предполагающая вмешательство в системы автомобиля (автоматическое подруливание, автоматическое притормаживание, поддержание безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля и т. д. в рамках полосы), при непосредственном контроле дорожной ситуации со стороны водителя.

На третьем этапе (2019–2022 годы) разработчики планируют доработать технологические компоненты для обеспечения возможности автономного движения в определенных режимах (например, в пробках, на автомагистралях). Завершающей стадией развития проекта станет обеспечение возможности полностью автономного движения.

«Мы рассчитываем стать основным игроком в направлении разработки ПО для автономных автомобилей в России и выйти на международный рынок, – сказала Ускова. – Своим основным конкурентом мы видим израильскую компанию Mobileye. После аварии с Tesla ведущие автопроизводители, ранее сотрудничавшие с Mobileye, рассматривают альтернативные предложения о комплектации своих автомобилей интеллектуальной системой помощи водителю. Мы планируем занять порядка 3–5% рынка систем автономного вождения к 2022 году».

«Своим основным конкурентным преимуществом перед зарубежными компаниями мы видим более совершенный искусственный интеллект, который позволяет системе автономного вождения устойчиво работать в плохих погодных условиях, а также на неидеальных дорогах, в отсутствии разметки, наличии повреждений дорожного покрытия и т. п.», – комментирует ситуацию директор департамента разработки беспилотных транспортных средств Юрий Минкин.

«В отличие от решений многих известных зарубежных разработчиков систем автономного вождения, в которых обмен данными, получаемыми от различных сенсоров, затруднен, архитектура C-Pilot позволяет на принципиально ином уровне решать задачу комбинирования разнородных данных (data fusion), поступающих от различных сенсоров непосредственно на вычислительный блок. Архитектура системы позволяет использовать отдельные модули как кирпичики для конструирования решений для автономного управления транспортными средствами», – говорит Юрий Минкин. На основе C-Pilot также могут создаваться конечные продукты для потребителей в различном ценовом диапазоне.

Сегодня, когда рынок систем автономного вождения только формируется, используемая терминология еще не устоялась. Следует заметить, что известные мировые агентства, анализирующие этот рынок, нередко используют терминологию ADAS (advanced driver assistant system) или систем помощи водителю, хотя представляемые сегодня многими ведущими разработчиками системы автономного вождения, включая C-Pilot, существенно выходят за границы ADAS, подчеркивают в компании.

Мировой рынок систем автономного вождения развивается динамично. Аналитики Lux Research прогнозируют его рост с 500 млн долл. (данные на 2014 год) до 10 млрд долл. в 2020 году и 25 млрд долл. в 2030-м. Allied Marked Research рассчитывают на более высокие показатели рынка – 60,14 млрд долл. к 2020 году.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены