Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Скромное обаяние кризиса

Скромное обаяние кризиса

Кризисы накрывают мировую экономику с завидным постоянством. Однако смотрите – живем, ездим, ремонтируем. Даже журналы сервисные издаем. Бьется пульс автомобильной жизни, и во многом благодаря. Пять лет тому назад тоже был кризис. Не хуже нынешнего. В те безнадежные времена я увидел на сайте www.auson.se новость: «Auson tar över Geveko rostskydd». Это по-шведски, но интуитивно все понятно: компания Auson приобрела антикоррозионный бизнес фирмы Geveko. Давайте осмыслим этот факт. В Европе существуют две крупные химические компании. Даже очень крупные – Auson AB и Geveko Industri AB.

И вот антикоррозионная программа Geveko перешла под флаг Auson. Концерн Geveko выпускал антикоррозионные материалы Mercasol. Эти препараты разработаны специально для защиты автомобильных кузовов в условиях Северной Европы. А потому прекрасно подходят и для России, ведь наши климатические условия схожи со скандинавскими. Geveko много сделал для послепродажной защиты автомобилей: создал обширную гамму антикоррозионных и шумопоглощающих составов, разработал технологии их нанесения и удобную оснастку, выпустил подробные технологические карты. Своеобразная вершина его деятельности – система Microshield с особым наполнителем, о котором мы еще скажем. В арсенале компании есть антикоррозионный материал, проработавший в камере соляного тумана более 2500 часов. В итоге Шведский Королевский институт металла и коррозии KIMAB признал материалы Mercasol одними из лучших для сервисной обработки. Так что «невеста» оказалась с неплохим приданным... Но и «жених» ей достался завидный.

Правда, Auson AB не работал на рынке послепродажной защиты. Его специализация – защита конвейерная. И бренд защитных составов хорошо известный – Noxudol. Главный потребитель этих препаратов – концерн Volvo Car, производитель легковых автомобилей одноименной марки. На сборочных конвейерах во внутренних полостях кузова распыляли и распыляют именно Noxudol. Его применяют на заводе в Генте (Бельгия) и закачивают в полости дверей в Гётеборге. А еще Auson AB поставляет гамму антикоррозионных препаратов на завод в Уддевалл (Швеция), где выпускают Volvo С70. Концерн также снабжает антикоррозионными составами предприятия Volvo Bus по производству автобусов в Швеции, Польше и Мексике. А еще – поставляет Noxudol для защиты автомобильного днища на завод Ford.

Антикоррозионные препараты от Auson AB экспортируются во многие европейские страны, Японию и США, где используются автомобильными концернами Volvo, Nissan и Ford. А теперь небольшое, но важное замечание по масштабности антикоррозионного производства концерна. Правда, по секрету: из ворот его предприятий выходят многие известные антикоры, распространяемые другими компа­ниями. Например, промышленный гигант Henkel доверяет Auson AB производство своих антикоррозионных препаратов Teroson. Нормальный современный альянс. А еще на складах Auson был замечен Tectyl – тот самый, настоящий, голландский.

Есть у концерна еще одно направление – виброизоляционные материалы, наносимые холодным способом применения растворителя. Это покрытие тонкое, твердое и одновременно эластичное. За рубежом его применяют для обработки морских и речных судов (в частности, катеров и яхт), железнодорожных цистерн, производственных помещений и т.д. А вот ремарка для строителей: Auson AB выпускает и защитные материалы для дерева. Коттеджи, дачные домики, деревянная ме­бель – все это можно покрыть шведскими специальными препаратами. Будет красиво и долговечно. Мы же вновь возвращаемся к антикоррозионным делам обновленного концерна, чтобы резюмировать сказанное. Итак, в 2009 году Auson AB объединил два мощных бизнеса – по конвейерной защите автомобилей и по сервисной обработке. После интеграции опыта на мировом рынке появился игрок, сосредоточивший технологии и способы антикоррозионной и противошумной защиты автомобиля в одних руках. Вот наглядный пример разумного поведения в кризис – не сворачивать производство, не «залечь на дно» в надежде пережить суровые времена, а заложить фундамент нового мощного бизнеса.

Кризис нынешний тоже предоставляет немалые возможности для развития, просто надо уметь их распознать. Упали продажи новых автомобилей? Отлично – будем продлевать жизнь подержанным, защищая их от коррозии. А чтобы новые машины покупали охотнее, предложим напыляемую защиту от шума и вибрации – она подарит владельцу комфорт сразу за воротами автосалона. И Auson AB существенно расширил ассортимент антикоррозионных и противошумных материалов. Познакомиться со всей линейкой этого производителя в одной статье невозможно. Поэтому некоторые материалы представлены в тексте статьи, некоторые в фотографиях. А наиболее популярные фигурируют и там и там. Подробности можно уточнить на сайте Auson AB или его российского дистрибьютора.

Мы же начнем с материалов бренда Noxudol, чья визитная карточка – экологичность. Основные антикоррозионные и противошумные препараты этой марки либо имеют водную основу, либо вообще не содержат растворителей – ни летучей органики, ни воды. Кстати, последние в Европе именуют solvent free (не содержащие растворителя). Лидером в борьбе с шумами является напыляемая мастика Noxudol 3100, созданная на основе водорастворимого полимера. В зависимости от задачи и расположения кузовной панели толщина слоя может составлять от 1 до 5 мм. При этом гарантируется очень хорошая адгезия пленки. Noxudol 3100 обладает хорошей износостойкостью, при перепадах температур не теряет своих свойств, не течет в жару и не трескается в морозы. После нанесения и высыхания поверхность пленки может быть окрашена или покрыта слоем традиционного антикоррозионного либо антигравийного препарата. Подчеркнем, это не просто шумоизоляционный материал. Правильнее называть его шумо- и вибропоглощающим. Благодаря негомогенной структуре Noxudol 3100 «запирает» звуки в собственной пленке, преобразуя механическую энергию звуковых колебаний в тепло. Кроме того, мастика содержит ингибиторы коррозии, а значит, мы вправе считать ее антикором.

В «противошумном» ряду мы встречаем и Noxudol UM-1600, продукт на базе битума и воска, армированный стекловолокном. При высокой степени шумоизоляции он демонстрирует очень хорошие антикоррозионные свойства и устойчивость пленки к абразивному износу. Теперь перейдем к материалам, у которых защита от коррозии первая (и главная!) функция. Для покрытия днища и других открытых участков кузова можно рекомендовать материал Noxudol 300. Это препарат последнего, пятого поколения из семейства solvent free, обес­печивающий прекрасную адгезию и надежный антикоррозионный барьер. Noxudol 300 несколько дороже традиционных битумных составов, но это полностью компенсируется отсутствием вредных испарений (а значит, и запахов) и «полезным выходом» на все 100%.

Лозунг для клиента – «Ничего не улетучивается. Всё, за что заплатили, остается на кузове вашего автомобиля». И в этой фразе нет ни капли лукавства. Родной брат «трехсотого» – материал Noxudol 300 Bronze также предназначен для защиты днища. Слово Bronze означает, что состав содержит металлический наполнитель, но не бронзу, как можно подумать, а порошок алюминия. После застывания пленка получается более прочной, износостойкой и долговечной. Все сказанное для Noxudol 300 справедливо и для препарата с приставкой Bronze. Скрытые полости кузова отлично защитит Noxudol 700 – восковой препарат solvent free, прекрасно проникающий в микрозазоры, трещины и вытесняющий влагу с защищаемой поверхности. Не забудем и «жидкие подкрылки» из линейки Noxudol, а именно материалы, предназначенные для защиты колесных арок. В отличие от только что перечисленных препаратов их рецептура содержит мягкие органические растворители.

Пример – Noxudol Auto-Plastone, материал на битумной основе, армированный резиной. Он предохраняет арки от абразивного износа и защищает автомобиль от шума. Благодаря эффективным ингибиторам обеспечивает защиту от коррозии. Переходим к другому бренду Auson AB, а именно к линейке материалов Mercasol. Это препараты четвертого поколения, а потому содержат мягкий органический растворитель, впрочем, не сравнимый по агрессивности с «ароматикой» составов второго и третьего поколений. Данная линейка позволяет предлагать бюджетные варианты защиты автомобиля – как от коррозии, так и от шума. И результаты клиента не разочаруют. Как и в случае с Noxudol, начнем с защиты от шума. Обратим внимание на Mercasol Sound Stop – напыляемую мастику с минимумом летучих растворителей.

Как работает это покрытие? Вместо банального смягчения звука Mercasol Sound Stop борется с причиной его возникновения. Прежде всего – эффективно устраняет возникающие вибрации. Защита наносится снаружи кузова, в местах, где вибрационные воздействия особенно велики. Это арки колес, участки днища вблизи выпускной системы, пороги и другие зоны. При этом воздушный шум эффективно рассеивается самим покрытием, его анизотропной структурой. Для разговора об антикоррозионных препаратах Mercasol необходимо предисловие. Создавая материалы для защиты днища, шведские химики ввели в них особый наполнитель – полимерные микросферы. Это оболочки, наполненные газообразным углеводородным веществом – кстати, совершенно безопасным. Микросферы равномерно диспергированы в объеме мастики, а после застывания пленки они «живут самостоятельной жизнью». Полимерные капсулы наполнителя реагируют на все температурные и механические деформации покрытия, придавая ему особую гибкость, упругость и прочность.

Например, при повышении температуры газ расширяется и капсула начинает работать как маленький амортизатор. При снижении температуры пленка сжимается, грозя трещинами, но микросферы нейтрализуют опасные напряжения. А пленка при уменьшенной толщине стала более износостойкой, гибкой и прочной. Система защиты такими препаратами получила название Mercasol Microshield. Яркий ее представитель – восково-битумный материал для покрытия днища Mercasol 845 AL. Помимо микросфер, он содержит и алюминиевый наполнитель, усиливающий защитную пленку. Для защиты скрытых полостей в линейке Mercasol есть несколько препаратов. Не имея возможности рассказать обо всех, остановимся на Mercasol 917 ND – высокотиксотропном материале на восково-масляной основе с очень сильными ингибиторами коррозии. Обладая отличными влаговытесняющими свойствами, препарат может наноситься на влажные поверхности.

Помимо основного назначения – активной защиты полостей, может использоваться как консервант техники. Для защитно-декоративных целей стоит присмотреться к Mercasol 2. Это бесцветное антикоррозионное покрытие на восково-масляной основе для обработки бамперов и хромированных деталей автомобиля. Эффективно защищает сварные швы и отбортовки на дверях, капоте, крышке багажника, а также металл под резиновыми уплотнителями стекол. И наконец, о «жидких подкрылках». Знакомьтесь: Mercasol 4. Полноценный антикоррозионный материал на битумной основе с добавлением гранулированного стекла. Благодаря этим гранулам препарат обладает очень высокой прочностью и стойкостью к механическим воздействиям. Эффективно улучшает шумоизоляцию автомобиля.

Такой вот «арсенал» предлагается мастеру современного противошумного и антикоррозионного участка. По-настоящему инновационный. А то ведь у нас как бывает? С экрана телевизора звучат бодрые призывы к модернизации, а на деле приобретаются технологии «числом поболе, ценою подешевле». К счастью, у независимых сервисов есть право выбора – чем и как работать. Да, инновационная технология обходится дороже, чем рутинная. Но и окупается быстрее. Не верите – посмотрите на сервисную индустрию западных стран. Чем мы хуже?

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены