Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Стать прозрачнее

Стать прозрачнее

Американские компании разработали новый инструмент, который по задумке может привести к убыткам у производителей неоригинальных запчастей. Однако паниковать не стоит.

General Motors планирует презентовать новую систему ценообразования на запчасти, применяемые в ремонте автомобилей, которые побывали в дорожно-транспортных происшествиях. Делается это для того, чтобы «отъесть» кусок рынка у производителей неоригинальных запчастей.

Новая программа заменит старую, согласно которой GM публиковала справочные цены. Узнать стоимость жестянки и других узлов можно будет онлайн непосредственно на стадии расчета трат на ремонт.

Сейчас наблюдается иная картина. Обычно автосервисы прикидывают стоимость ремонта, беря за основы цены на детали, представленные на афтемаркете. Обычно они дешевле продукции General Motors на 20–40%. Затем представитель сервиса обращается к дистрибьютору запчастей GM, которым, как правило, выступает дилер марки. Ремонтники выясняют, имеются ли в наличии необходимые детали по схожим или близким ценам.

Жить по-новому

По словам главы компании по оптовым продажам Криса Мэйера, такое положение дел не устраивает General Motors и негативно сказывается на объемах реализации, поскольку ремонтникам приходится тратить время на дополнительные операции по сопоставлению цен.

В связи с этим и решено было запустить новую прозрачную программу ценообразования, получившую название MyPriceLink.com. Программа уже проходит обкатку в нескольких регионах США, а полномасштабный запуск намечен на четвертый квартал года. В идеале она должна способствовать увеличению продаж высокомаржинальных узлов и агрегатов General Motors.

GM хочет продать больше своих деталей
GM хочет продать больше своих деталей

В то же время не все разделяют оптимизм автопроизводителя. В частности, дилеры опасаются, что внедрение MyPriceLink загрузит дополнительной работой и без того занятые отделы по реализации запчастей. Менеджеры должны будут уточнять цены в новой программе, а не в ранее используемой внутри дилерского центра. Стоимость запчастей из MyPriceLink придется переносить в счет-фактуру с помощью специально разработанных GM интеграционных средств.

Головная боль

Схожие опасения высказывают и представители онлайн-ритейла, специализирующегося на торговле запчастями для автомобилей. По словам Билла Лопеса, высокопоставленного сотрудника OEConnection, площадки, открытой при участии General Motors в 2000 году, у дилеров будет больше головной боли, чем у автосервисов, ведь четко определенных цен просто не будет.

Сомневается в перспективах MyPriceLink и представитель дилера из штата Огайо. Он считает, что новая программа еще больше загрузит его сотрудников, при том что рост продаж не очевиден.

Представители автогиганта со своей стороны уверяют, что им известны опасения игроков рынка и компания делает все возможное для того, чтобы оптимизировать систему. «Мы не хотим загружать дилеров еще большим количеством работы, они – наши продавцы, так что нам не стоит подрывать их деятельность», – заверил Мэйер.

Хотя представитель компании и признал, что опасения дилеров и сервисов относительно того, как новая программа скажется на деятельности предприятий, вынудила GM отложить запуск новинки. Примечательно, что представлена она была еще в ноябре. Тогда она описывалась как «агрессивная инициатива, которая изменит традицию приобретения оригинальных запчастей GM». Неделю спустя пресс-релиз был отозван.

Все больше брендов уходят в сеть
Все больше брендов уходят в сеть

Несмотря на необкатанность программы, она уже встревожила и игроков на рынке постгарантийных услуг. Они боятся, что MyPriceLink уведет клиентов, а примеру General Motors последуют и другие гиганты, которые выйдут на рынок с аналогичными предложениями.

«Считаем этой прямой атакой на афтемаркет, – сказал исполнительный директор отраслевой организации Automotive Body Parts Association, которая представляет производителей и дистрибьюторов неоригинальных запчастей и оборудования, Эд Сэлэми. – Это инструмент по выдавливанию представителей афтемаркета».

Прямо к клиенту

Стоит отметить, что General Motors не первой взялась за выход к клиенту напрямую. Похожая партнерская программа есть у компании OEC под названием CollisionLink. Как указано на сайте компании, это крупнейший торговец оригинальными запчастями в Интернете, клиентами которого в Северной Америке выступают 60 тыс. покупателей и продавцов. В месяц платформа помогает осуществить до 6 млн транзакций.

Летом к CollisionLink присоединилось североамериканское подразделение Volvo (Volvo Cars of North America). Как отмечалось в пресс-релизе, партнерство позволит компании из Швеции увеличить реализацию оригинальных запчастей через дилерскую сеть, предложив конкурентную по сравнению с рынком постгарантийных услуг цену.

Volvo стала семнадцатым крупным автодилером, реализующим оригинальные узлы и агрегаты на территории Соединенных Штатов и Канады, который присоединился к CollisionLink.

Автопарк США продолжает стареть
Автопарк США продолжает стареть

Партнерская программа предполагает доступ к иллюстрированному каталогу запчастей. Изображения помогают удостовериться, что заказывается именно та деталь, которая необходима автосервису. Интерфейс программы разработан специально с учетом пожеланий пользователей.

«Мы потратили много времени на то, чтобы понять весь процесс покупки или продажи детали, – рассказал Билл Лопес. – Это помогло нам разработать некоторые дополнительные полезные функции». По его словам, результатом стал более эффективный процесс заказа товара.

Все в сеть

Почему же инновации автопроизводителей нервируют представителей афтемаркета? Ответ прост: значительная часть исследований отрасли говорит о том, что в ближайшее время реализация товаров напрямую потребителю через Интернет станет главным фактором, обеспечивающим рост продаж.

К примеру, согласно прогнозам исследовательской организации Hedges&Company, значимость продаж автозапчастей для рынка постгарантийных услуг через Всемирную сеть продолжит усиливаться. К концу 2015 года объем реализации с помощью данного канала должен достичь 6 млрд долл. В компании подчеркивают, что продажи через Интернет остаются наиболее значимой тенденцией на авторемонтном рынке.

Афтемаркет боится растерять клиентов
Афтемаркет боится растерять клиентов

Объем торговли новыми запчастями, исключая интернет-аукционы, в 2014 году впервые достиг показателя в 5 млрд долл. Ожидается, что в 2015 он увеличится на 17%. Причем тенденция будет прослеживаться и в ближайшие три года. В среднем за 12 месяцев этот сегмент рынка будет расти на 14–18%, или на 1 млрд в год.

Кроме того, при проведении исследования исключались такие интернет-сервисы, как Amazon или eBay Motors. Как пояснили в Hedges&Company, площадки не были включены в отчет, чтобы не было путаницы с реальным количеством сайтов, реализующих запчасти в Сети. Ведь торговец может использовать как собственный сайт для продажи деталей, так и крупную интернет-площадку. В противном случае объем торговли оказался бы еще больше.

Сотрудники Hedges&Company также отметили примечательную деталь. Из сегодняшних 50 крупнейших интернет-торговцев запчастями и аксессуарами для транспортных средств 19 были образованы до возникновения Интернета. Таким образом, реализация товаров через Всемирную сеть стала эволюционным этапом в их развитии, сделали вывод исследователи.

Есть, за что бороться

А дилерам и рынку постгарантийных услуг есть, за что побороться. Как пишет агентство AP со ссылкой на IHS Automotive, возраст автопарка США продолжает увеличиваться, а значит, спрос на запчасти будет как никогда высок.

Возраст среднестатистического транспортного средства в Соединенных Штатах достиг отметки в 11,5 года. Жители страны все дольше не расстаются с автомобилями из-за возросшей надежности машин и экономии средств, подчеркивают аналитики.

По дорогам страны колесит еще куча автомобилей без современных информационно-развлекательных систем, превращающих транспортное средство в смартфон на колесах. При этом количество зарегистрированных авто выросло до рекордных 257,9 млн, что на 2% больше аналогичного показателя за прошлый год.

Интересно, что возраст автопарка увеличивается с 2002 года, тогда IHS Automotive начала отслеживать соответствующую статистику. Теперь среднестатистический американец с момента покупки пользуется новым автомобилем 6,5 лет, подержанным – 5 лет.

По словам Марка Сенга, высокопоставленного сотрудника IHS Automotive, отвечающего за направление «афтемаркет», в этом году прослеживается новая тенденция. Обычно хозяева пикапов реже меняли автомобили по сравнению с владельцами легковушек. Теперь же ситуация другая: легковые ТС догнали по надежности пикапы.

OEConnection давно продвигает оригинальные запчасти
OEConnection давно продвигает оригинальные запчасти

При этом эксперты подчеркивают, что четкого срока, по истечении которого необходимо менять транспортное средство на новое, не существует. В принципе сегодняшняя машина способна пройти и 300 тыс. км. Так что среднестатистический владелец может эксплуатировать его и 10 лет.

Непаханое поле

Стареющий автопарк, с одной стороны, означает, что американцы еще долго будут обходиться без модных «наворотов», таких как подключение к Интернету или же частичное автономное вождение. Так, адаптивный круиз-контроль появился на рынке еще в 2006 году, однако на сегодняшний день данной функцией могут похвастаться лишь 6% транспортных средств.

С другой стороны, стареющий автопарк – это непаханое поле для игроков афтемаркета. Тот же круиз-контроль можно установить отдельно практически на большую часть автомобилей, не говоря уже о готовых решениях в области информационно-развлекательных систем.

Примечательно, что на фоне стареющего автопарка возросли продажи и новых автомобилей. Если в 2011 было реализовано 12,7 млн машин, то в 2015-м продаж ждут на уровне 17 млн. В результате, по словам Сенга, в будущем году возраст среднестатистического транспортного средства составит 11,6 года. Лишь к 2018 году данный показатель достигнет 11,7 года.

Это будет более обычный уровень старения автопарка, говорит эксперт. Возраст машин быстро увеличивался с 2008 по 2013 год. Семь лет назад машины жили в среднем 10 лет, в 2013 – 11,4 года.

Что будут чинить

Что касается новых машин, то автопроизводители сосредоточатся на классе субкомпактных кроссоверов, свидетельствуют эксперты. Маркетологи нацелились на молодежь и людей, подбирающих второе авто в семью. Именно этот класс транспортных средств может похвастаться новыми привлекательными технологиями, относительно невысокой ценой и малым расходом топлива.

Данные исследовательской компании Frost & Sullivan говорят о том, что с 2012 по 2014 год сегмент вырос на 40%. В прошлом году в Америке было продано 3,2 млн кроссоверов, а на рынке было представлено 62 модели. Ожидается, что через семь лет люди купят уже 7,4 млн субкомпактных автомобилей, причем рынок пополнится 22 моделями кросоверов.

Субкомпактные SUV сочетают в себе черты субкомпактных, компактных, среднеразмерных легковушек и среднеразмерных кроссоверов. Здесь часто обкатываются новые технологии, поэтому сегмент и привлекателен.

Как видно, дилерским сервисным центрам и авторемонтным мастерским еще есть, чем заняться. Новые технологии, позволяющие автогигантам наращивать продажи оригинальных запчастей, – всего лишь этап в вечной борьбе за клиента. Более понятная система ценообразования у производителей заставит в конечном счете запустить свой аналог и афтемаркет. Собственно говоря, такое решение для мастерских уже активно предлагается. Так что наличие большого бюджета у автопроизводителя не гарантирует победы в борьбе.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены