Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Стеклономика

Стеклономика

История автомобиля неотделима от истории автокомпонентов. И автомобильное стекло не исключение. Давайте вспомним основные вехи его «биографии».

Триплекс... С его появлением ветровое стекло стало безопасным – пленка, помещенная между двумя стеклами, удерживала осколки при аварии, оберегая водителя и пассажиров от ранений. И пленка эта – не просто пленка, а деталь, обязанная гасить блики и отвечать ряду оптических требований.

Позднее в стекло стали встраивать разнообразные датчики и антенны. А сегодня ветровое стекло постепенно превращается в монитор со множеством функций. Оно «видит» ночью, предупреждает о появлении пешехода или животного, служит навигатором – перечислять новые «специальности» можно долго.

Когда-то стекло крепили с помощью резиновых уплотнителей. Но вот в 1973 году с конвейера сошел первый серийный автомобиль со вклеенными стеклами – ветровым и задним.

На минуточку: стекло превратились в силовой элемент! Оно придало кузову дополнительную прочность и жесткость, особенно при работе на скручивание. Открылись возможности увеличивать площадь остекления, снижать массу кузова и экономить топливо, тем самым уменьшая токсичность отработавших газов. Автомобильные компании наперегонки кинулись использовать «стекольные» козыри.

Но увы – стекло по-прежнему осталось хрупким. И тут на помощь пришел современный инструментарий и достижения прикладной химии. Ремонт и замена стекол превратились в самостоятельный вид автосервисных услуг.

Вырезать разбитое ветровое стекло? Вот вам самый простой инструмент – струна, витая или граненая. Вот ручные силовые ножи с неопреновым покрытием. Вот ножи механические с электрическим и пневматическим приводом. Есть для вырезания стекла изнутри, а есть снаружи. Стекло уходит глубоко под торпеду? Не беда – специальный нож справится и с этой задачей.

Дальше мастеру понадобятся инструменты для нанесения клея. Можно выбрать пневматический пистолет, работающий как со стандартными картриджами, так и клеем, упакованным в тубы. Если необходимо выезжать к клиентам, вот компрессор, работающий от бортовой сети автомобиля.

А можно остановить выбор на модели с аккумуляторной батареей и электронным регулятором скорости. Источника энергии хватает на час, причем за это время расходуется от 10 до 20 картриджей в зависимости от вязкости клея. С батареей проблем не будет – в комплект входит зарядное устройство.

А еще мастеру надо вооружиться ультразвуковым детектором для проверки герметичности клеевого шва. Ведь трещинки и каверны могут появиться даже при аккуратной работе. На глазок их обнаружить невозможно, однако первая же поездка в дождливый день закончится рекламацией.

Современные полиуретановые клеи для стекол имеют мно-жество титулов: есть препараты стандартные, есть высокомо-дульные, обозначаемые НМ, есть низкопроводные – последние содержат в маркировке символы LC.

Как они появились на свет? Производители автомобилей задались вопросом: а нельзя ли дополнительно увеличить прочность клеевого шва между стеклом и кузовом? Ведь это еще больше повысит пассивную безопасность автомобиля и даст простор дизайнерским фантазиям.

Химики взяли под козырек и создали те самые высокомодульные клеи. «Силовые» показатели клеевых швов увеличилась, причем существенно. А время полной полимеризации сократилось – шов стал выдерживать две подушки безопасности уже через 30 минут.

Но не следует думать, будто высокомодульные клеи при своей прочности обладают абсолютной жесткостью. Вовсе нет: минимальная упругость слоя должна сохраняться, иначе стекло будет излишне напряжено. Поэтому настоящий высокомодульный клей подразумевает тончайший компромисс между жесткостью шва и его эластичностью, удовлетворяя, в общем- то, противоречивым требованиям механики.

А чем замечательны клеи с низкой электропроводностью? При вклеивании стекол на автомобилях с алюминиевыми элементами кузова они блокируют электрохимическую коррозию. А при монтаже стекол с интегрированными антеннами и прочей электроникой предотвращают помехи и разнообразные сбои.

Впрочем, все тонкости стекольного ремесла – темы отдельных статей. Мы же хотим подчеркнуть, что стеклономика – сложная, интересная и прибыльная отрасль авторемонта. И с удовольствием отводим ей место на страницах издания.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены