Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Стекольная империя Рэя Эсбери

Стекольная империя Рэя Эсбери

Стоявший у истоков

Ремонт и замена автомобильных стекол превратились в самостоятельный вид сервисных работ. Давайте вспомним, как все начиналось – тем более, что история эта продолжается.

Семидесятые годы прошлого века… Очередной виток прогресса автомобильных технологий. С конвейеров начали сходить автомобили с вклеенными стеклами. Кузова стали легче, а их обводы изящнее, стремительнее – и не без помощи остекления. Стекла, соединенные с рамкой кузова прочным клеевым швом, играли роль вспомогательного каркаса, позволяя уменьшить толщину кузовных панелей.

Можно привести и цифры: вклейка стекол позволила уменьшить массу среднестатистического легкового автомобиля примерно на 50 кг при одновременном увеличении жесткости кузова, особенно при работе на скручивание. Последний факт подтвержден рядом испытаний, включая краш-тесты.

Так вклеенные стекла завоевали место под солнцем. И тут перед станциями технического обслуживания и владельцами автомобилей встал вопрос: а что делать, если стекло пострадало в пути? Оно ведь по определению деталь уязвимая. С креплением стекол на уплотнителях всё было ясно, снял-поставил, а тут… Не менять же машину, в конце концов?

Этой проблемой занялись многие компании, связанные с автомобильным бизнесом. Но их мучил еще один вопрос, ключевой: как сделать замену вклеенных стекол рентабельной? Несмотря на кажущуюся простоту, индустрия стекольных услуг требовала филигранного инструмента и высококачественных расходных материалов, – разумеется, специальных.

Парадокс «сложной простоты» завел в тупик ряд фирм, пытавшихся освоить выпуск ремонтной оснастки. Что-то получалось, но рентабельностью и не пахло… И тут за дело взялся американец Рэй Эсбери, в то время менеджер по продаже автостекол с 25-летним опытом работы.

Знавший стекольное дело не понаслышке, Рэй пришел к лаконичному и точному решению: нужна специализированная компания. Он и девиз для нее придумал: «Лучшее комплексное решение для замены и ремонта стекол, и ничего кроме этого». Так в 1987 году родилась фирма Equalizer.

В наши дни

Equalizer сегодня – это мощная и авторитетная компания, профильные заводы, испытательные лаборатории, увлеченные специа­листы… Основное предприятие находится в Техасе, а филиалы расположены в Швейцарии и Германии, и каждый из них ориентирован на свой сегмент мирового рынка. Кроме того, Equalizer владеет практически всем патентным фондом по автостекольной тематике.

В арсенале компании оснастка и материалы для удаления поврежденных стекол и вклейки новых. Жидкости для подготовки поверхности рамки и активации клея… Различные пистолеты для нанесения клея ультразвуковой детектор для контроля качества клеевого шва.

Характерно, что Equalizer мгновенно реагирует на изменения автомобильного дизайна. Стоило появиться машинам с ветровыми стеклами, глубоко утопленными под торпеду, как на сервисные станции стали поступать специальные ножи для вырезания разбитых стекол изнутри салона. Работать ими удобно, и дорогие молдинги остаются целыми и невредимыми.

Основатель фирмы Equalizer Рэй Эсбери (1944–2011) в комнате-музее своей компании
Основатель фирмы Equalizer Рэй Эсбери (1944–2011) в комнате-музее своей компании

Кстати, о молдингах. Компания выпускает их тоже. Молдинги Equalizer существенно дешевле оригинальных, однако не уступают им по качеству. Разработаны и таблицы применимости новых молдингов для различных марок и моделей автомобилей. Гамму молдингов органично дополняет инструмент для их монтажа.

Кроме того, в ассортименте значатся разнообразные съемники и приспособления – для разборки зеркала заднего вида, снятия клипсов и пистонов, демонтажа облицовки дверей и прочих, на первый взгляд, несложных, но кропотливых операций.

Особое дело – ремонт повреждений стекол, например, сколов, «паучков» и небольших трещин. Equalizer представляет усовершенствованные комплекты для такого ремонта.

Все перечисленное создается и выпускается под контролем Американской ассоциации автомобильных стекольщиков, а нередко и по ее прямым заказам. Впрочем, есть человек, готовой поделиться информацией «из первых рук».

Большие объемы узкой специализации

Слово Юрию Климину, руководителю компании ЮВК, поставляющей продукцию Equalizer на российский рынок.

– По автостекольным технологиям американский рынок первый в мире. Это хорошо видно по профессиональным выставкам. Equalizer представляет на них свой традиционный инструмент, и обязательно – серию интересных новинок.

Например, участники наших тренингов в России задают вопрос: «Как правильно отремонтировать автобусное стекло, расположенное не под наклоном, а вертикально?». Поясню: проб­лема в том, чтобы залить в трещину полимер. И вот на очередной выставке мы видим, что задача решена с помощью модернизированной платформы для ремонта вертикальных стекол.

Мы регулярно встречаемся с дилерами Equalizer. В США у этой фирмы развитая дилерская сеть. Представительства открыты в 45 штатах. Основные покупатели инструмента Equalizer – это компании, поставляющие на рынок автомобильные стекла. Таких клиентов у фирмы порядка 90%.

Кроме того, у Equalizer есть свой интернет-магазин, где потребитель может заказать инструмент напрямую. Кстати, такие продажи покрывают 25% всего объема реализуемой продукции, а сама система интернет-продаж налажена безупречно. Судите сами: инструмент реализуется через офис в штате Техас. Если заказ получен до 18 часов, он будет отправлен потребителю экспресс-почтой в тот же день.

Российская делегация в гостях у Equalizer. Третий слева Рэй Эсбери, четвертый
слева Юрий Климин
Российская делегация в гостях у Equalizer. Третий слева Рэй Эсбери, четвертый слева Юрий Климин
Ведущий специалист Equalizer Гилберт Гутиерас взял на себя роль экскурсовода
Ведущий специалист Equalizer Гилберт Гутиерас взял на себя роль экскурсовода

Поделюсь еще некоторыми цифрами. В США работает более 24 тыс. специализированных мастерских по ремонту и замене стекол. Все станции входят в Ассоциацию автостекольщиков, которая контролирует и координирует их деятельность.

Например, Ассоциация тщательно следит за обучением персонала, технологией выполнения работ, качеством результата. Все мастера имеют сертификаты. Кроме специализированных центров, существует 80 тыс. станций кузовного ремонта, работающих фирменным стекольным инструментом. Таков примерный состав клиентуры Equalizer в Америке.

Equalizer производит более 1200 наименований инструмента – практически для каждого ремонтного случая. Фирмы со столь большими объемами заказов (при узкой специализации!) в США больше нет. А вот конкуренты у фирмы, конечно же, есть. Но реализовать комплексный подход к стекольному ремонту смог только Equalizer.

В Америке Equalizer известен больше, чем в Европе. Но это пока. Фирма американская, она стояла у истоков стекольного дела. И, естественно, в первую очередь ринулась завоевывать американский рынок. Сейчас она расширяет свое присутствие в европейских странах. И мы стараемся, чтобы и в России Equalizer узнало как можно больше мастеров.

Мы продвигаем разработки Equalizer, и в первую очередь на семинарах, тренингах. Они дают свои плоды, российские мастера все чаще применяют современный инструмент. Во всяком случае, мы у Equalizer в списке клиентов не последние.

Еще несколько слов о Equalizer. О качестве инструмента говорит такой случай: нам показали нож 1974 года выпуска, безупречно работавший до 2010 года, т.е. 36 лет! Нынешний инструмент, надеемся, будет работать столь же долго. При этом фирма находит компромиссы, чтобы изделие было качественным и недорогим. А вообще, ассортимент Equalizer настолько огромен, что каждый может выбрать, что ему нужно.

Подчеркну, что фирма Equalizer отличается оптимизмом. Даже в кризис она умудрилась увеличить обороты и переехала в новый офис, что является для Америки очень неплохим показателем. А спрос на ее продукцию был, есть и будет: ведь средний автомобиль раз в пять лет испытывает необходимость в ремонте и замене стекла.

Вообще, размах автомобильного дела в Америке впечатляет. Если уж офис, то большой, если автомобилей, то много, если дороги – то широкие. Так же работает и Equalizer: если качество, то отменное, если количество – то необъятное. И мы рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество с ними.

Главное – безопасность

Роль вклеенного ветрового стекла при обеспечении пассивной безопасности крайне важна: оно обязано устоять при срабатывании двух подушек безопасности – водительской и пассажирской.

Есть и юридический аспект. Если страховая компания признает, что люди пострадали из-за нарушений технологии вклейки стекла, выплаты могут быть сокращены, а то и вовсе отменены. Правда, это западная практика, но наши страховщики прекрасно об этом осведомлены.

Кроме того, профессиональная вклейка гарантирует герметичность соединения стекла с рамкой кузова. А следовательно, защищает рамку от коррозии.

На складе компании найдется все
На складе компании найдется все
Хотите приобрести эти высокопроизводительные ножи для удаления дефектных стекол?
Нет проблем — можно сделать заказ по Интернету, и экспресс-почта доставит все необходимое прямо в мастерскую
Хотите приобрести эти высокопроизводительные ножи для удаления дефектных стекол? Нет проблем — можно сделать заказ по Интернету, и экспресс-почта доставит все необходимое прямо в мастерскую

Работа по замене и ремонту стекол под силу и крупным сервисам, и небольшим мастерским – правда, при обязательном соблюдении трех правил: обученный персонал, жестко выполняющий технологические требования, – раз; современные высококачественные расходные материалы – два; специализированный инструмент и оснастка – три.

Дальнейший разговор поведем в форме «вопрос-ответ». Всех тонкостей мастерства мы не раскроем, но профессиональное направление, безусловно, зададим.

– Когда появились вклеенные стекла? На каких автомобилях?

– Принято считать, что на «Ауди‑100», в 1973 году. Сейчас автомобили с вклеенными стеклами составляют абсолютное большинство.

– Но ведь стекло – деталь хрупкая. Почему оно не трескается при упругих деформациях кузова, когда тот «играет» на ухабах?

– Положение спасает клеевой шов. Клей обес­печивает компромисс между прочностью шва и его эластичностью, удовлетворяя, в общем-то, противоречивым требованиям механики.

– Часто ли приходится менять стекла?

– Часто. С дефектами ветровых, задних или боковых стекол «познакомилось» около трети автомобилей в мире. Например, в Германии с ее великолепными дорогами ветровые стекла автобусов служат в среднем всего 18 месяцев.

– Как правильно удалить поврежденное стекло?

– Выдавливание стекла, выковыривание осколков, ручное соскабливание клея неприемлемы – после такой «подготовки» новое стекло качественно не вставишь.

Значит, стекло надо вырезать по клеевому шву. Это можно делать как снаружи, так и из­нутри автомобиля, причем последний вариант предпочтительнее: он гарантирует сохранность лакокрасочного покрытия при неверном движении. Кроме того, внешняя резка исключается для автомобилей с «заглубленными» стеклами, а таких моделей все больше и больше.

Быстро и легко удалить старое стекло помогут отрезные машинки с пневматическим или электрическим приводом. Список дополняют пневматические ножи, а также более простые и дешевые приспособления вроде ручных ножей и специальных струн – вариантов здесь множество. Лезвия ножей покрывают неопреном – так американцы называют хлоропреновый каучук. Эта «скользкая» защита снижает риск повреждения ЛКП кузова.

Для работы со струнами необходимо обзавестись специальными рукоятками с зажимами, предохраняющими руки от травмы, а также набором шил, без которых ввести струну в слой полиуретана затруднительно.

Стекло вырезают вдвоем – один человек находится в кабине, а второй снаружи. В последние годы появились наборы для вырезания струной в одиночку. Пример – комплект Pithon, описанный в «Абс-авто» № 11/2013.

– А какие клеи используют при монтаже нового стекла?

– Специальные клеи можно разбить на три группы: во‑первых, стандартные; во‑вторых, высокомодульные, обозначаемые HM; в‑третьих, клеи LC с низкой электропроводимостью для стекол со встроенной «электроникой».

Стандартные полиуретановые клеи Dinitrol 500 и Dinitrol 501 FC – это надежные, проверенные временем продукты.

К высокомодульным полиуретановым клеям относится препарат Dinitrol 501 FC-HM. Ветровые стекла автомобилей Audi, Mercedes, Opel, Volvo, Volkswagen вклеиваются именно высокомодульными клеями. Если разбитое стекло крепилось высокомодульным клеем, то и новое надлежит вклеивать только препаратами HM LC.

Из клеев нового поколения назовем многоцелевой препарат Dinitrol 9100 HM LC. Он особо интересен сервисам: им можно работать даже при температуре –18°С.

– Какие еще препараты понадобятся при замене стекла?

– Перед вклейкой стекло следует очистить от жира и грязи. Для этой операции предназначен очиститель-активатор Dinitrol 520, повышающий адгезионные свойства клея. Затем приклеиваемые участки стекла надо загрунтовать составом Dinitrol 530 – его еще называют «праймером». Праймер дополнительно усиливает адгезию и защищает клеевой шов от солнечного ультрафиолета.

Если вставляемое стекло имеет «PUR RIM-покрытие», его необходимо обрабатывать не упомянутым выше очистителем Dinitrol 520, а другим составом – реактиватором Dinitrol 540. Обработка праймером в этом случае упраздняется, поскольку роль грунтовки выполняет RIM-покрытие.

Чтобы клей держал лучше, старый полиуретан рекомендуется срезать не до конца, оставляя слой высотой 1–2 мм.

– Знакомый гаражник говорит, что все эти дорогие «очистители» создаются лишь для выкачивания денег. Он обезжиривает рамку и край стекла ацетоном и уверяет, что получается не хуже.

– Это грубейшая ошибка. Ацетон или растворители 646, 647 и прочие не являются активаторами клея и не обеспечивают правильного застывания полиуретана. Шов получится заведомо слабым и с плохой адгезией.

– Какие еще инструменты необходимы мастеру-стекольщику?

– Не обойтись без пистолетов для нанесения клея. В этом арсенале имеется ручное, пневматическое и электрическое «оружие» – на любой вкус и кошелек.

В «довесок» к пистолетам нелишне приобрести специальный резак для получения V-образных срезов на носике картриджа. Вещь вроде бы простая, но незаменимая, поскольку без носика правильной формы правильно нанести клеевой шов очень трудно.

Совершенно необходимы мастеру-стекольщику и рукоятки с вакуумными присосками, а также специальный столик.

– А как бороться с небольшими дефектами – неужели тоже менять стекло?

– Нет, конечно. Точечные дефекты, «паучки», сколы и небольшие можно залить специальным полимерным составом, который после застывания возвращает стеклу все его качества.

– Где можно познакомиться с ассортиментом инструмента и оснастки для замены и ремонта автомобильных стекол?

– В каталогах компании Equalizer. Очень полезно заглядывать в журнал AutoGlass – специализированное издание для автомобильных стекольщиков

Почему-то считается, что «там», на Западе, мастера сервисных станций работают без ошибок. Оказывается, не тут-то было. Дэйв Элдридж, американский специалист по авторемонту, собрал любопытную статистику типичных ошибок при вклейке автомобильных стекол.

Элдридж разделил эти ошибки по степеням риска и опубликовал свои выводы в журнале «AutoGlass». Давайте поучимся на чужих ошибках, дабы избежать собственных.

Большой уровень риска

1. Ржавчина на кромке рамки. В зоне приклейки нельзя оставлять даже малейшие очаги коррозии и незащищенные сколы лакокрасочного покрытия. Под клеевым слоем развитие коррозии происходит незаметно, и прочность соединения неизбежно теряется. В американской статистике зафиксированы случаи, когда при аварии стекла с ослабленным креплением просто-напросто вылетали.

2. Битумные пятна на кромке рамки. Полиуретан практически не прилипает к битуму. Итог может быть таким же, как и в предыдущем случае. Еще хуже, когда битумом пытаются «облагородить» клеевой шов. Битум блокирует доступ влаги, и полимеризация клея затягивается на неопределенное время.

3. Пренебрежение черным праймером. Лучшее современное стекло пропускает 0,1% падающих на него ультрафиолетовых лучей, а для полиуретана губительно и в десять раз меньшее излучение (SAE98.04.64). Без защиты черным праймером клеевой слой разрушится.

4. Неправильное нанесение материалов. Черный грунт (праймер) следует наносить на стекло, а клей – на рамку кузова. Оставшийся на рамке старый полиуретан толщиной 1–2 мм обеспечивает наилучший контакт с новым клеем. В результате образуется оптимальная система склейки.

Стекло вклеено с нарушением технологии. Подушка безопасности сорвала левый край стекла с рамки. Что стало с водителем?
Стекло вклеено с нарушением технологии. Подушка безопасности сорвала левый край стекла с рамки. Что стало с водителем?

Средний уровень риска

1. Выдержка, необходимая для полимеризации клея. Если после вклеивания стекла подождать считанные часы, оно будет служить долгие годы. Нетерпение обойдется дорого: в лучшем случае повторением операции, в худшем – потерей стекла.

2. Влияние погодных факторов. Если жарко и влажно, наносить клей и устанавливать стекло нужно как можно скорее. Иначе на поверхности полиуретана появится пленка и склеивания не произойдет – тем более при использовании клеев быстрого отверждения.

3. Замена стекла в неподходящих условиях. Иногда передвижные станции предлагают вклеить стекло прямо на месте аварии. Качество такого ремонта может быть сомнительным, поскольку в дорожных условиях сложно уберечь клеевую поверхность от пыли, грязи, дождя и снега.

Малый уровень риска

1. Влияние низкой температуры. В холодное время года стекла надлежит менять в теплом помещении. Бывает, что об этом правиле забывают. К результатам подобной работы надо относиться настороженно.

2. Касание стекла руками. Обезжиренные поверхности руками трогать нельзя. Пренебрежение этим правилом ведет к ослаб­лению склейки.

3. Несоблюдение марки и типа клея. Полиуретановый клей, используемый при замене стекла, должен быть аналогичен прежнему. Когда дорогой клей кладут на остатки более дешевого, не страшно. Но если наоборот, то могут возникнуть проблемы, выходящие за рамки «малого риска».

В заключение отметим, что у Equalizer есть свой телевизионный канал в Интернете. А еще компания ведет курс дистанционного обучения в сети. Словом, идет в ногу со временем. Об этом – в одном из ближайших номеров.

  • Юрий Буцкий

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: отправить письмо

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2018, все права защищены