Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок четвертый

Технологии ремонта и обслуживания гибридных  автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок четвертый

В апрельской статье, посвященной гибридным технологиям, мы изучали особенности эксплуатации гибридных автомобилей в различных режимах. Но не успели показать все из них. Поэтому сегодняшнюю работу начнем с медленного движения гибридного ТС и эксплуатации его в «режиме электромобиля» («режим EV»).

Далее перейдем к замедлению и движению под уклон. Закончим особенностями эксплуатации при движении автомобиля назад. Далее обратимся к технике безопасности при ремонте и обслуживании гибридных автомобилей. Обсудим и другие вопросы. Попытаемся сломать некоторые стереотипы и разоблачить мифы, которые сложились в «гибридном» сегменте автосервиса.

Медленное движение и «режим электромобиля» («режим EV»)

Рис. 11
Рис. 11

В прошлой лекции я описал, как автомобиль поедет с использованием только электроэнергии и мотора MG2, если не нажимать сильно на педаль акселератора. При достижении желаемой скорости прежде, чем заведется ДВС, вы можете продолжить езду, используя только электроэнергию. Такой режим называют «режимом электромобиля» (EV mode), так как автомобиль питается тем же «топливом», что и полноценный электромобиль EV. При такой эксплуатации ТС коронная шестерня вращается. Поскольку MG2 приводит автомобиль в движение, водило сателлитов и ДВС остановлены, а солнечная шестерня и MG1 свободно вращаются назад (рис. 11).

Если ДВС запустился в момент ускорения, при достижении нужной скорости вы уменьшаете давление на педаль. При этом падение электроэнергии в питающей цепи, необходимой для поддержания движения, легко обеспечит мотор MG2. В таком случае ДВС выключится, и вы продолжите путь в режиме электромобиля.

Трудно предсказать, когда это случится, поскольку это зависит от различных факторов. Перечислим их. Во-первых, от того, насколько заряжена батарея. Далее от температурных параметров: воздуха атмосферы, ДВС, температуры салонного пространства и других обстоятельств движения. Однако после некоторого времени движения в режиме электромобиля уровень заряда батареи обязательно упадет и увеличится вероятность того, что ДВС запустится, чтобы ускорить движение автомобиля и подзарядить батарею.

Способ, которым ДВС запускается в режиме электромобиля, когда это становится необходимым, подобен теплому запуску, но корона и солнечная шестерня в этом случае не неподвижны. Солнечная шестерня вращается назад и должна сначала замедлиться. Этого может быть достаточно для того, чтобы разогнать ДВС до стартовой скорости в зависимости от скорости движения автомобиля, а солнцу (солнечной шестерне), возможно, придется поменять направление вращения на противоположное.

До этого момента MG1 работает в режиме генератора и производит электроэнергию. Однако затем, поскольку скорость его вращения понижается и стремится к нулю, он включается как мотор, вращающийся вперед, и запитывается энергией для быстрой смены направления вращения. Пройдя нулевую точку, он начинает вращаться вперед.

Рис. 12
Рис. 12

В результате, как и в случае старта двигателя стоящего автомобиля, водило сателлитов, а с ним и ДВС начинают вращаться вперед. Коронная шестерня планетарного механизма, вращающаяся вперед вместе с движением автомобиля, получающего энергию от MG2, помогает разогнать ДВС до стартовой скорости при более низкой скорости MG1. Однако старт ДВС создает сопротивление свободному вращению коронной шестерни. Чтобы сгладить этот рывок для большей комфортности водителя и пассажиров, на MG2 подается дополнительный импульс энергии для получения дополнительного крутящего момента, необходимого для плавного запуска ДВС (рис. 12).

В К20 (на японских и европейских версиях) в стандартную комплектацию входит кнопка «EV», т. е. кнопка принудительного включения функции «электромобиль». На американских модификациях эту кнопку можно установить дополнительно.

Замедление и движение под уклон

Когда вы мягко замедляетесь или двигаетесь под уклон, необходимость в прежней величине энергии уменьшается. Для этого вы снижаете давление на педаль акселератора. ДВС замедляет обороты, но это трудно заметить. Для более существенного замедления или на более крутом спуске, в зависимости от скорости ТС, ДВС может вообще прекратить поставку энергии, если MG2 обеспечивает автомобиль достаточной энергией вращения.

Я уже описывал, как при медленном движении автомобиля мотор MG2 может поставлять всю необходимую энергию при остановленном ДВС. Ускоряясь, а затем двигаясь с постоянной скоростью по горизонтальной дороге, эксплуатация ТС в режиме «электромобиля» невозможна на скоростях выше 64 км/ч. Это связано с тем, что потребности в мощности для преодоления аэродинамического сопротивления кузову двигающегося автомобиля вынуждают ДВС включиться.

Однако может так случиться, что автомобиль, двигающийся в режиме EV на более высоких (чем 64 км/ч) скоростях, попадает в условия, когда нужно замедлить движение, или спуститься под гору, или поехать со скоростью 67 км/ч и выше. Тогда устройство должно защитить MG1 от очень высоких оборотов так же, как при движении накатом. Единственное различие состоит в том, что тогда коронная шестерня получает вращение не от движения автомобиля, а от мотора MG2. Генератор же MG1 все еще производит энергию для сопротивления чрезмерному вращению.

В итоге: ДВС вынужденно проворачивается вхолостую без топлива и без искры зажигания. Конечно, поступая так, MG1 снимает энергию, которая иначе разгоняла бы автомобиль. Некоторая потеря энергии идет на вращение ДВС, но оновная часть обнаруживается как электроэнергия, произведенная MG1. Она просто возвращается в высоковольтный источник (ВВБ) для частичного пополнения энергии, расходуемой MG2.

Задний ход

Рис. 13
Рис. 13

Prius не имеет никаких шестерен заднего хода, который позволил бы автомобилю двигаться задним ходом с помощью ДВС. Поэтому он может перемещаться назад только с помощью электромотора MG2 (рис. 13).

Рис. 14
Рис. 14

ДВС не может помочь такому движению напрямую. В большинстве случаев ТС остановит ДВС, если водитель установит рычаг селектора передач в положение «R». Поскольку MG2 вращает редуктор назад, коронная шестерня планетарного механизма также будет вращаться назад. ДВС при этом неподвижен, значит, и водило сателлитов также лишено вращательного момента. А это означает, что MG1 будет вращаться вперед. Он прокручивается вхолостую, не потребляя электоэнергию, но и не производя ее. Это похоже на режим EV, но только – наоборот. Блок управления не позволит автомобилю двигаться назад с такой скоростью, чтобы MG1 вращался слишком быстро (рис. 14).

Рис. 15
Рис. 15

Если ДВС продолжает работать, когда селектор выбора передач находится в положении R, например, в ситуации, когда величина заряда батареи низка, то MG2 все еще просто ведет автомобиль назад, как прежде. Единственное различие – водило сателлитов вращается вперед, солнечная шестерня и MG1 вращаются более быстро вперед, и компьютер должен ограничить заднюю скорость автомобиля на более низком значении, чтобы защитить MG1 от слишком большой скорости вращения. Энергия в этом случае может быть взята от генератора MG1, чтобы питать MG2 и заряжать батарею (рис. 15).

Понять взаимосвязь нескольких процессов, одновременно происходящих в силовом агрегате, непросто. Поэтому постараюсь пояснить. Назад автомобиль едет всегда только на MG2, а в это время ДВС чаще всего заглушен. MG2 запитывается от энергии ВВБ. Но если заряд ВВБ маленький, а вы едете задним ходом далеко, то когда ВВБ разрядится до 44%, запустится ДВС, чтобы за счет вращающегося MG1 питать MG2 и подзаряжать разрядившуюся ВВБ.

Реальные и мнимые опасности, подстерегающие механиков при ремонте гибридов

Как правило, с появлением новых технологий появляются и новые опасности – реальные и надуманные. Сегодня мы уже не боимся ежедневно и ежеминутно пользоваться сотовым телефоном и уверены, что он не может поджарить наш мозг. Спокойно относимся к кератомии и не боимся, что она разрушит ваше зрение. Просто дивительно, как быстро новые технологии становятся привычным и даже обыденным делом.

Мы быстро забываем даже о вполне реальной опасности. И спокойно проносимся со скоростью 90 км/ч в жестяной коробке из стали, стекла и резины весом более полутора тонн по шоссе в нескольких метрах от подобных объектов, мчащихся на такой же скорости в противоположную сторону. На борту каждого ТС находятся десять или больше литров легковоспламеняющейся жидкости, залитой в тонкий стальной резервуар под днищем автомобиля. И никого такая ситуация не пугает? Но когда кто-то оснастил автомобиль мощной электрической системой, мы почему-то занервничали. В этом разделе я хотел бы поговорить об опасностях при обслуживании и ремонте Prius.

Высокое напряжение

Домашний кондиционер работает от напряжения 220 В и потребляет ток до 30 А. Высоковольтная система Prius работает с напряжением приблизительно 273 В – что немногим больше, чем питание обогревателя. Токи могут превышать и 30 А, но в случае поражения человека электрическим током, главное значение имеет величина тока, проходящего через тело. Любая электрическая система, которая может проводить ток в 1 А или больше, очень опасна. Уровень повреждений, которые получает человек от удара электротоком, зависит от электрического сопротивления тела и пути движения электрического тока через тело.

Бывали случаи, когда человек попадал под напряжение 220 В, которое проходило от одной его руки до другой прямо через сердце, а пострадавший испытывал лишь незначительный краткосрочный дискомфорт. К чему это я? К тому, что мы не боимся пользоваться электроприборами, а некоторые даже берутся их самостоятельно чинить, не опасаясь погибнуть.

Точно так же и по той же самой причине вы можете ремонтировать и обслуживать Prius.

Есть только одно различие. Я не слышал о бытовых электроприборах, врезавшихся друг в друга в чьей-нибудь квартире. Пофантазируем. Кто-то тайно проник в ваш дом и напал на кондиционер с кувалдой. Вы возвращаетесь домой и видите болтающиеся провода. Вы касаетесь их? Нет, конечно, нет! Поэтому и компания Toyota рекомендует ни в коем случае не касаться проводов, свисающих из автомобиля после аварии.

В Prius провода высокого напряжения оснащены металлической защитой, чтобы предотвратить их обрыв. Чтобы привлечь внимание, они выкрашены в оранжевый цвет. Как человек, имеющий богатый опыт работы с такими системами, могу сказать, что если не делать совершенно детских ошибок, то опасность поражения электрическим током в автомобиле Prius равна нулю. Об опасности поражения электрическим током при ремонте высоковольтной батареи и инвертора мы с вами поговорим отдельно, когда будем учиться их ремонтировать.

Протечки электролита

Почти все автомобили имеют электрические батареи, которые содержат кислоту. Кислота опасна. Автомобиль с мощными батареями содержит много кислоты, и это очень опасно – ведь это так? Электролитом в никель-металлогидридных батареях Prius является гидроокись калия. Это не кислота, а щелочь.

Конечно, концентрированная щелочь также может быть едкой и не менее опасной, чем кислота. Поэтому документация к ТС содержит предупреждения по поводу протечек. Это не должно никого пугать, так как местоположение батареи в автомобиле хорошо защищено от возможных рисков разгерметизации ВВБ. А каждая отдельная ячейка батареи содержит весьма незначительное количество электролита. Безусловно, самый большой риск при аварии, по моему мнению, все же связан с бензином, который присутствует в любом обычном автомобиле.

Итак, мы рассмотрели общие принципы работы всех систем TOYOTA Prius, т. е. прошли первый (ознакомительный) раздел в нашей школе диагностики гибридных автомобилей. Считаем, что мы с вами познакомились только с азбукой. Теперь начнем учиться складывать из букв слова и предложения, т. е. перейдем к основам диагностики гибридных автомобилей.

Раздел второй. Диагностика гибридных автомобилей

Toyota Prius. Режим «Inspection Mode» для сервисных работ и условий «Off-Road»

С чего начинается диагностика современного гибридного автомобиля, на котором установлено до 10 различных компьютеров (электронных блоков управления)?

Ответов на этот вопрос можно дать много. И большинство из них будут верными. У каждого диагноста есть своя методика и свой порядок диагностики.

У методики, которой пользуемся мы, существует несколько названий. Кто-то называет ее «диалоговой диагностикой», другие «прямой приемкой» и т. д. Но суть от этого не меняется.

Первое, что мы должны сделать, прежде чем приступить к диагностированию гибрида, – это поговорить с владельцем машины. Мы должны выяснить, при каких условиях на его ТС появилась неисправность и как она проявляется. При этом внимание стоит уделять даже таким мелочам, как погодные и дорожные условия в момент первого появления неисправности; когда последний раз был помыт моторный отсек; как давно менялись свечи зажигания ДВС.

Лучше, если у вашего мастера-приемщика или диагноста, которые будут общаться с владельцем автомобиля, будет готовый скрипт, по которому они задают самые необходимые вопросы автовладельцу. Иногда такого разговора бывает достаточно, чтобы определить неисправность, на поиск которой без диалоговой приемки у диагноста может уйти масса времени и сил.

Во время такой приемки (или сразу после нее) мы, как правило, выполняем следующее необходимое действие: подключаем к автомобилю основной диагностический прибор – сканер. Какие существуют сканеры для работы с гибридами, мы рассмотрим ниже. Подключив сканер, мы должны «прочитать» ошибки в различных системах автомобиля и просмотреть, как работают основные агрегаты гибридного автомобиля: ДВС, высоковольтная батарея, мотор/генераторы и др. Но если «ошибки» по системам мы считаем без проблем, то при просмотре рабочих параметров ДВС и ВВБ нас могут поджидать сюрпризы! Какие?

Вот пример. Нам необходимо посмотреть параметры MAF-сенсора, а они почему-то оказываются необъяснимо сильно завышены. К тому же ДВС глохнет, так как высоковольтная батарея заряжена до необходимого уровня, а двигатель внутреннего сгорания и салон автомобиля достаточно прогреты… Решили замерить разницу напряжения на связках между элементами ВВБ, а оно ежесекундно «прыгает» – то в большую, то в меньшую сторону… Почему? Да потому, что для диагностики гибридного автомобиля мы должны перевести его в специальный сервисный режим. Этот режим имеет множество названий: сервисный режим, тестовый режим, режим тест-мод, режим «Inspection Mode». И любое из этих названий будет правильным.

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, как активировать эти режимы на различных гибридных автомобилях, какие их разновидности существуют, и как ими правильно пользоваться, чтобы не повредить автомобиль.

Для чего нам нужен этот режим?

При проведении некоторых сервисных работ и различных проверок, например: определение угла опережения зажигания, проверка частоты вращения холостого хода, контроль работы системы полного привода (4WD), промывки масляной системы и т. д., необходимо, чтобы на неподвижном автомобиле бензиновый двигатель работал на режиме холостого хода. При этом на гибриде режимов холостого хода существует несколько:

– без всяких дополнительных нагрузок: заряжаемой от МG1 высоковольтной батареи, включенного электрического или механического компрессора кондиционера и т. д. При этом обороты ДВС будут приблизительно соответствовать 1000 об/мин;

– с нагрузкой в виде МG1, когда он работает на холостом ходу для заряда ВВБ. В этом случае обороты холостого хода будут около 1300 об/мин;

– с механической нагрузкой компрессора кондиционера, когда обороты составляют примерно 1200 об/мин;

– режим прогрева ДВС или салона автомобиля, когда ВВБ заряжена, а компрессор кондиционера выключен.

Как вы думаете, в каком режиме мы будем замерять рабочие параметры? Правильно: в первом из указанных режимов! Но как заставить ДВС работать постоянно на скорости 1000 об/мин? Ведь в гибриде такого режима работы ДВС просто не существует, так как он попросту не нужен. Если ВВБ у нас имеет достаточный заряд на прогретом автомобиле, то блок управления гибридной системы дает команду блоку управления ДВС на остановку, и он глохнет.

Вот для этого и существует режим «Inspection Mode».

Мы с вами должны запомнить три основных условия, при которых мы увидим корректные параметры работы ДВС и остальных систем гибридного автомобиля.

1. ДВС прогрет до рабочей температуры (это можно сделать с помощью сервисного режима, так как в этом режиме ДВС глохнуть не будет).

2. Стабильные обороты ДВС без нагрузки. Что такое нагрузка? Это когда ДВС работает на холостом ходу и вращает МG1, который, в свою очередь, заряжает высоковольтную батарею. Или когда для диагностики ДВС некоторые специалисты включают режим «FULL» блока управления климат-контроля. В этом случае мы также не увидим нормальных рабочих параметров ДВС, так как он будет работать с повышенными оборотами (в сервисном же режиме заряд ВВБ отключается принудительно).

3. Чтобы ДВС работал постоянно. Ведь если у нас ВВБ заряжена, а ДВС прогрет и климат-контроль не запрашивает включение ДВС на обогрев салона, то он просто выключится и будет невозможно посмотреть его рабочие параметры.

Где еще применяется, или, вернее сказать, ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬСЯ данный режим?

Это пост инструментального контроля при прохождении техосмотра. Инспектор поста инструментального контроля, прежде чем загнать автомобиль клиента на «беговые барабаны» или приступить к измерению СО в отработанных газах, должен попросить владельца перевести автомобиль в сервисный режим.

На автомобилях (Lexus RX400H / Toyota Harrier/Estima и др.), оснащенных системой полного привода (режим 4WD), подключение которого осуществляется посредством электронного управления, это должно быть выполнено в обязательном порядке. Это связано с режимом 4WD, в котором при выполнении проверок на беговых барабанах (на тормозном стенде) могут возникнуть условия для срабатывания систем VSC и TRC.

Однако на автомобилях нет выключателя или рычага, позволяющего отключить данный режим. Поэтому для проведения проверок необходимо использовать специальный сервисный режим «2WD Inspection Mode». В этом режиме будут отключены системы VSC и TRC и система контроля полного привода (отключен задний электродвигатель).

А как правильно включить (активировать) сервисный режим?

Активация и деактивация режима «2WD Inspection Mode»

Примечание: необходимо помнить, что при использовании режима «2WD Inspection Mode» в память блока управления могут быть записаны коды неисправностей. После выключения этого режима на комбинации приборов может загореться общий индикатор неисправности. В этом случае необходимо стереть коды неисправности.

Как это сделать.

Активация сервисного режима сканером
Активация сервисного режима сканером

1. При помощи диагностического сканера.

Пользуясь инструкцией к сканеру, выберите режим «2WD Inspection Mode».

Выбор сервисного режима на сканере
Выбор сервисного режима на сканере

Как мы видим на фото, можно сразу выбрать режим для проверки отработавших газов или отключения системы TRC.

Другой сканер
Другой сканер

На другом сканере это будет выглядеть несколько иначе:

2. Без диагностического сканера.

Этим способом пользуются в основном сами автовладельцы, которые не имеют сканера или находятся в дорожных условиях (об этом чуть позже). Порядок действий следующий.

• Поверните ключ зажигания в положение «ON». Селектор должен находиться в положении «P».

Примечание: дальнейшие действия необходимо выполнить в течение 60 с.

• Два раза полностью выжмите педаль акселератора. После этого нажмите педаль тормоза.

• Удерживая педаль тормоза в нажатом состоянии, переведите селектор в положение «N» и два раза полностью выжмите педаль акселератора.

Примечание: все манипуляции проводятся одной ногой, т. е. при нажатии педали акселератора педаль тормоза отпускается.

• Нажимая педаль тормоза, переведите селектор в положение «P» и два раза полностью выжмите педаль акселератора.

• Удерживая педаль тормоза, запустите двигатель, переведя ключ зажигания в положение «START».

3. Переход в режим «2WD Inspection Mode» отображается на многофункциональном дисплее комбинации приборов и загорается индикатор «READY ON». Бензиновый двигатель начинает работать постоянно.

Монитор Prius 10 в сервисном режиме
Монитор Prius 10 в сервисном режиме

А вот как этот режим отображается на мониторе в Prius К10.

При этом значок машинки с восклицательным знаком не просто горит, а мигает!

Панель приборов Prius в сервисном режиме
Панель приборов Prius в сервисном режиме

Как видите, это очень похоже на какую-то «ошибку», но пугаться не стоит. Все эти «ошибки» пропадут при деактивации сервисного режима, т. е. при выключении зажигания. На спидометре при этом треугольник с восклицательным знаком не загорается.

Монитор Prius 11 в сервисном режиме
Монитор Prius 11 в сервисном режиме

На Prius К11 сервисный режим активируется и деактивируется аналогично К10. На мониторе будет следующая картинка.

Монитор Prius 20 в сервисном режиме
Монитор Prius 20 в сервисном режиме

На Prius 20 мы увидим несколько другую картинку при активации сервисного режима.

Монитор Prius 30 в сервисном режиме
Монитор Prius 30 в сервисном режиме

Вот что мы видим при активации сервисного режима на Prius 30.

То есть ко всему увиденному на предыдущих моделях Prius добавляется еще и значок отключенной системы VSC и TRC.

4. Для выхода из режима «2WD Inspection Mode» выключите зажигание.

Монитор Lexus-400Н в сервисном режиме
Монитор Lexus-400Н в сервисном режиме

Но гибриды у нас существуют не только переднеприводные, но и полноприводные.

Обслуживание полноприводных гибридных автомобилей Lexus RX400H / Toyota Harrier, Estima, Alphard и других подобных им требует грамотных знаний о специализированном режиме проверок. Иначе при некоторых ситуациях возможны серьезные поломки, например системы полного привода.

Особенностью данных автомобилей является то, что они оснащены системой полного привода (режим 4WD), подключение которого осуществляется посредством электронного управления. Поскольку в режиме 4WD при выполнении проверок на беговых барабанах (на тормозном стенде) могут возникнуть условия для срабатывания систем VSC и TRC, то необходимо отключить режим 4WD. Однако на автомобилях нет выключателя или рычага, позволяющего сделать это. Поэтому для проведения данных проверок необходимо использовать специальный сервисный режим «Inspection Mode (2WD)». В этом режиме будут отключены системы VSC и TRC и система контроля полного привода (отключен задний электродвигатель).

Активация и деактивация режима «4WD Inspection Mode»

1. При помощи диагностического сканера.

Пользуясь инструкцией к сканеру, выберите режим «4WD Inspection Mode».

2. Без диагностического сканера.

• Поверните ключ зажигания в положение «ON». Селектор должен находиться в положении «P».

Примечание: дальнейшие действия необходимо выполнить в течение 60 с.

• Четыре раза полностью выжмите педаль акселератора. После этого нажмите педаль тормоза.

• Удерживая педаль тормоза нажатой, переведите селектор в положение «N», четыре раза полностью выжмите педаль акселератора.

Примечание: все манипуляции проводятся одной ногой, т. е. при нажатии педали акселератора педаль тормоза отпускается.

• Нажимая педаль тормоза, переведите селектор в положение «P» и четыре раза полностью выжмите педаль акселератора.

• Удерживая педаль тормоза, запустите двигатель, переведя ключ зажигания в положение «START».

3. Переход в режим «4WD Inspection Mode» отображается на многофункциональном дисплее комбинации приборов и загорается индикатор «READY ON». Бензиновый двигатель начинает работать постоянно.

При этом надпись на панели будет переключаться на такую:

Пугаться этого тоже не стоит. Система VSC на самом деле исправна.

Кроме этого на панели загорится еще один значок, который не обозначает неисправность, а говорит о том, что машина в сервисном режиме:

Какой режим нужно включить для проверки различных систем, отображает приведенная далее таблица.

4. Для выхода из режима «4WD Inspection Mode» выключите зажигание.

Обслуживание автомобиля в режиме «Inspection Mode»

1. Прогрейте двигатель и выключите кондиционер.

2. Активируйте один из двух вариантов режима «Inspection Mode» в зависимости от проводимой проверки, после чего установите селектор в соответствующее положение, указанное в таблице.

Примечание: в режиме «Inspection Mode» частота вращения при отпущенной педали акселератора составляет 1000 об/мин, при выжатой менее чем на 60% – около 1500 об/мин, при выжатой более чем на 60% – 2500 об/мин.

3. Деактивируйте режим «Inspection Mode» сразу по завершении проверки, для этого поверните ключ зажигания в положение «OFF».

Внимание: движение на автомобиле с активированным режимом «Inspection Mode» может привести к поломке трансмиссии.

4. Внимание: при проверке спидометра и проведении теста на беговых барабанах:

– убедитесь, что включен режим «2WD Inspection Mode»;

– резкие ускорения или замедления при приведении проверки могут повредить трансмиссию;

– не используйте приспособление для проверки спидометра (беговые барабаны), которое не позволяет плавно изменять нагрузку при ускорении и замедлении;

– нажимайте плавно на педаль акселератора и тормоза.

Меры предосторожности при проверке на беговых барабанах

Внимание:

• Перед проведением проверки на беговых барабанах (например, при прохождении технического осмотра) необходимо отключить систему контроля полного привода (отключен задний электродвигатель), системы VSC и TRC. Для этого активируйте режим «2WD Inspection Mode».

• Допускается проводить проверку на беговых барабанах при вывешенной задней оси (установленной на подставки или на свободно вращающиеся ролики).

1. Установите колеса (передние или задние) на барабаны.

2. Активируйте режим «2WD Inspection Mode».

3. Установите селектор трансмиссии в положение «N».

4. Выполните проверку.

Примечание: резкие ускорения или замедления при приведении проверки могут повредить трансмиссию. Нажимайте плавно на педаль акселератора и тормоза.

5. После проведения проверки деактивируйте режим «2WD Inspection Mode», переведя ключ зажигания в положение «OFF».

Внимание: движение на автомобиле с активированным режимом «Inspection Mode» может привести к поломке трансмиссии.

Полезная функция режима «4WD Inspection Mode» для условий «OFF Road»

Одной из замечательных особенностей режима «4WD Inspection Mode» является возможность реализации «честного» полного привода. Так как на автомобиле нет понижающей и повышающей передач, нет блокировок мостов и дифференциала, «полный привод» здесь – условно «полный». На автомобиле отсутствует карданный вал к заднему мосту, а сам мост представляет собой электромотор, который включается по команде блока управления, когда передние колеса начали пробуксовывать.

При этом сам электромотор потребляет достаточно много энергии и сажает ВВБ до минимума практически за одну минуту буксования. А если мы вспомним, что назад данный автомобиль движется только за счет энергии, запасенной в ВВБ, то становится понятно, что если уж вы «засели», то выезжать надо только передом, т. е. с участием ДВС.

Многие владельцы расстались с автомобилем только по этой причине. Поэтому дам вам совет, как лучше всего поступить, если уж вам так необходимо проехать через бездорожье или если вы увязли в глубоком снегу. Заглушите автомобиль и заведите его вновь в режиме «тест-мод», т. е. в сервисном режиме.

Что при этом происходит: первое – ДВС начинает работать постоянно; второе – отключается зарядка ВВБ; третье (самое главное для вас) – отключаются антиблокировочная система тормозов (ABS), противобуксовочная система и система курсовой устойчивости. Машина начинает просто «грести» на полной мощности всеми четырьмя колесами. В этом режиме автомобиль хоть немного начинает походить на подобие внедорожника.

Внимание:

• двигаться на машине с включенным режимом «Inspection Mode» нельзя! Это приведет к выходу из строя трансмиссии. То есть после того как вы выехали из грязи, нужно заглушить автомобиль и завести его уже в обычном режиме;

• решение о применении режима «Inspection Mode» вы принимаете самостоятельно, и поэтому ответственность за возможные аварийные ситуации при движении в данном режиме лежат на вас.

Для владельцев Prius режим «Inspection Mode» также позволяет повысить проходимость автомобиля. При активации сервисного режима, системы, «душащие» ДВС при пробуксовке колес (VSC и TRC), отключатся. И ваш автомобиль сможет выехать из такой грязи так, что вы будете приятно удивлены.

Но, опять же, повторюсь.

• Двигаться на машине с включенным режимом «Inspection Mode» нельзя! Это приведет к выходу из строя трансмиссии. После того как вы выехали из грязи, нужно заглушить автомобиль и завести его уже в обычном режиме.

• Решение о применении режима «Inspection Mode» вы принимаете самостоятельно, и поэтому ответственность за возможные аварийные ситуации при движении в данном режиме лежат на вас.

И напоследок небольшая табличка, чтобы вы могли ориентироваться, какие обороты и в каком режиме должны быть нормой для Prius.

На этом сегодняшний урок закончим.

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены